Редакция отвечает на вопросы читателей

Стараюсь исповедоваться и причащаться каждый пост. Сложно в этом вопросе с детьми. На службу они ходить не любят, так как тяжело долго стоять. Любят ходить в Церковь среди дня, поставить свечи, приложиться к иконам. Но дома молятся с удовольствием, особенно перед сном. Девочки у меня большие (13 и 8 лет), поэтому причащаются после исповеди около 1-2 раза в год. Может быть это и мало, но мне кажется, не нужно их заставлять в этом вопросе. Что Вы скажете? Есть в Церкви какие то четкие рекомендации на этот счет?

Дети берут пример с родителей. Если мама причащается лишь каждый пост и не стремится к большему – значит, и подрастающие дети не будут стремиться к большему. А папа ходит в храм?

Если младшая дочка до 7 лет причащалась каждую службу, то неразумно теперь так резко снижать частоту причащения. Самое разумное – ориентировать себя и ее на оптимальный «взрослый» режим – 1 раз в месяц. Естественно, ребенку нужна «консультативная» помощь мамы в осознании таинства Исповеди, понятий грех, прощение, исправление и покаяние, чтобы все это не стало для нее формальностью.

Что касается старшей дочки, то очень хорошо, что она в таком возрасте остается с Вами вместе в домашней молитве. Храните это и никогда не пропускайте и не опускайте возможность помолиться вместе дома, сходить среди дня в храм, как Вы это и делаете. Дорожите этим и Господь Вам поможет.

Заставлять в этом вопросе нельзя никого: ни взрослых, ни детей. Но если на 8-летнюю дочку Вы еще можете как-то повлиять, то на старшую дочку лучше вообще не оказывать никакого давления. Попробуйте сами причащаться чуть чаще, попробуйте пригласить младшую дочку присоединиться к Вам в этом стремлении, и, может быть, это заинтересует и старшую дочку. Подумайте, что еще в мире Церкви может заинтересовать Ваших детей. Может быть, поездка в монастырь, интересный фильм или книга, встреча и общение с интересным и глубоко верующим человеком. Импровизируйте, растите в вере сами и увлекайте этим своих детей.

Отдельный вопрос – долгая служба и стояние на ней детей. Единственное возможное решение вопроса – приходить чуть позже начала, найти такой временной отрезок, который будет по силе детям и постепенно его увеличивать. В некоторых храмах появляются детские комнаты, в некоторых храмах служится несколько литургий, которые начинаются в разное время и соответственно можно подобрать какое-то оптимальное время Вашего прихода в храм, нахождения на службе и ее окончания, чтобы это было по силам Вашим детям. При этом нужно очень постепенно увеличивать это время, увеличивать «духовную нагрузку».

На куполе в нашем храме я заметил изображение Святой Троицы, там изображен Христос, Бог Отец (написано Саваоф) и между ними ― голубь ― символическое изображение Святого Духа. И никак не могу ответить себе на вопрос ― почему есть изображение Бога-Отца, ведь по канонам Церкви, Его изображать нельзя. Похожее изображение есть и на иконостасе, над Царскими вратами.

Можно или нет изображать Бога Отца в виде старца – это дискуссионный вопрос в православной иконографии и богословии иконы. Канонов (т.е. постановлений Соборов, вошедших в т.н. «Книгу Правил») по этому вопросу нет. Были различные постановления различных церковных Соборов 16-17 вв., то запрещавшие такое изображение, то осуждавшие запрещавших. Дискуссия продолжается, она не закончена и доказательство тому – это изображение по-прежнему воспроизводится в новых храмах. Если бы было четкое и однозначное правило на этот счет – никто бы не стал его нарушать.

Если говорить по существу, то этот образ основан на Священном Писании. В книге пророка Данииила (Дан.7:9) Бог является пророку в виде седовласого старца («Ветхого деньми» ― дословно «старого днями»). Святые отцы Церкви по разному понимали это видение: одни считали, что пророку явился Бог Отец, другие считали, что это был Бог Сын. И то и другое понимание допустимо и возможно. Поэтому и изображение Бога Отца в виде седовласого старца – это не в прямом смысле изображение Бога Отца, а изображение видения пророка Даниила и не более того. Точно также икона «Троица Ветхозаветная» ― известная нам как икона Троицы преподобного Андрея Рублева – это тоже икона явления Бога Аврааму, но никак не изображение Бога в Его Сущности, которая неизобразима.

В «Пространном Катехизисе», составленным святителем Московским Филаретом, мы читаем: почему к пятой заповеди присоединено обещание благополучия и долголетия? Для того, чтобы очевидной наградой побудить к исполнению заповеди, на которой утверждается порядок как семейной, так и общественной жизни. Каким образом исполняется обещание благополучия и долголетия? Примеры древних патриархов и праотцов показывают, что Бог даёт особую силу благословению родителей (см. Быт, гл. 27). Благословение отца утверждает домы детей (Сир 3:9). Бог особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле; и, как награду за совершённую добродетель, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве небесном». А что делать, если по заблуждению родителей мы не можем получить от них благословение? Неужели тогда наше благополучие невозможно?

А что значит «заблуждение родителей»? Если это понимать как их полное безразличие или даже враждебность к вопросам веры, так что и само слово «благословение» для них ничего не значит, то беспокоиться о том, что это может стать причиной «неблагополучия» не нужно. Почему? Господь призывает нас чтить родителей, а не рассматривать их как инструмент получения собственного благополучия. Поэтому просто чтите, любите, заботьтесь о них – и о Вас позаботится Небесный Отец и благословит Вас своим небесным благословением. В данном случае неважно, как относятся родители к вопросам веры. Это не освобождает нас от заповеди почитать их.

Если же под «заблуждением» понимать сложности в отношениях между взрослым ребенком и родителями, то в этом случае наша святая обязанность – всеми силами стремиться сглаживать острые углы, прощать, не обижаться и только лишь любить их. Если мы, испытывая свою совесть, находим в своих действиях что-то, что может быть причиной «сложностей», то нужно это исправить. Если таких причин мы в своих действиях не находим, а причиной конфликтов являются возраст, болезни, характер родителей, то, опять же, не нужно переживать, а помнить главное: «Бог особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле; и, как награду за совершённую добродетель, дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве небесном». Источник благополучия не родители, а Бог. А Бог обещает благополучие не тем, кого благословят родители (хотя от этого только лучше), а тем, кто будет чтить родителей. Наше благополучие в земной жизни и в вечности зависит от нас.

Почему у нас так много разных икон Божией Матери и целая «наука» ― какой иконе и «от чего» нужно молиться. Где написано почему именно той, а не иной иконе нужно молиться в каких-то случаях?

Мы молимся не иконе, а Первообразу – Богу, Божией Матери, святым. Только они – адресат нашей молитвы, они – источник помощи нам. К сожалению «наука», о которой Вы говорите – результат непонимания этой простой истины. Да, в истории почитания той или иной иконы мы встречаем случаи, когда исцеления от определенной болезни происходили чаще. Некоторые иконы Божией Матери (напр. «Неупиваемая Чаша») специально были созданы (или явлены), чтобы помогать от конкретного недуга. Но общий смысл от этого не меняется. Источник исцелений – Один Бог, Который предстательством Своей Пречистой Матери, святых помогает нам.

В Священном Писании сказано: «кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.» Я бы хотела спросить: как данное изречение можно соотнести с нынешним временем, когда даже среди православных христиан встречаются разводы? И если это грех ― жениться на разведенной, то почему Церковь допускает такие браки и совершает Таинство Венчания? Не правильно ли в таком случае Таинство не совершать? Если церковь дает человеку развод по причине не прелюбодеяния, а какой то иной, даже очень благой, то тем не менее она тем самым пособствует греху? Что делать человеку, который женился/вышел замуж за разведенного?

Развод, т.е. разрушение брачного союза, является грехом. Люди и в прошлые времена и «в нынешнее время» совершали грехи, и даже принадлежность человека или супружеской пары к Православной Церкви не является гарантией того, что он или они не будут грешить. Мы, православные христиане, признаем себя грешниками, и просим Бога исцелить наши греховные недуги, прибегаем к таинствам Церкви, в которых получаем от Бога благодатную помощь в борьбе с грехом. У каждого в этой борьбе могут быть победы и поражения. И несмотря на поражения, мы все равно не отчаиваемся и продолжаем борьбу, продолжаем идти к Богу и Его небесному Царству.

Когда в силу обоюдных грехов супругов брак разрушается, это, безусловно, трагедия. Но их жизнь и путь к Богу не заканчивается с разводом. И Церковь от них не отказывается. И если через какое-то время один из супругов захочет снова создать семью и приступить к таинству Венчания, Церковь не отказывает ему (или ей) в этом и благословляет такой брак. Однако, если мы почитаем (или послушаем) молитвословия «Чина венчания второбрачных», то увидим, что там покаянные молитвы преобладают. Общий дух этого чина – покаяние, просьба Бога простить прежние грехи, простить грех разрушения первой (или предыдущей) семьи и дать возможность возникнуть новой семье. Исходя из соображений снисхождения к человеческой немощи, церковная традиция предпочитает благословить второй брак, чем допускать, что такая семья будет жить без церковного благословения. Из двух зол выбираем меньшее.

Церковь не «дает развод». Она лишь признает уже свершившийся факт разрушения семьи – именно этот факт признается процедурой расторжения церковного брака. Слова Спасителя из 19 главы Евангелия от Матфея были обращены к иудеям, которые слишком увлеклись законотворческой казуистикой. Согласно правилам, которые благодаря деятельности иудейских книжников и старейшин, установились в еврейском народе к пришествию Христа, говорилось, что муж мог развестись с женой по любой мелочной ее вине – например, если она не сделала уборку или плохо приготовила обед. Такая казуистика была удобным инструментов для греха прелюбодеяния: нашел мужчина другую женщину, и раз – свою жену выгнал, развелся и ни в чем не виноват. Вот это действительно было, как Вы говорите, «способствовать греху». В современном каноническом праве Православной Церкви и практике его применения есть разные поводы к расторжению брака. Как правило, все они являются серьезным препятствием не только для существования этой семьи, но и для создания новой.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.