Возвращение в Царство Божие

Для справки: Протоиерей Алексий Васин, кандидат богословия. Родился в 1974 г. в Новополоцке. В 1998 г. окончил Минскую духовную семинарию, обучался в Библейкой школе Бетель (Германия). В 2001 г. окончил Библейскопатристический институт в г. Бари (Италия), в 2004 г. — Минскую духовную академию. Преподаватель Минских духовных школ, клирик Татианинского прихода г. Минска. Женат, воспитывает двоих сыновей.

Очень часто в беседах с людьми спрашиваю себя: неужели смыслом покаяния (в частности, на исповеди) является перечисление своих грехов и получение чувства удовлетворения в том, что всё сказал и ничего не забыл: «Гортанобесие, мшелоимство, многоглаголание… и т.д.». Особенно «красиво» выглядит, когда человек пришел на исповедь с бумажкой, где все эти слова перечислены и с чувством глубокого самоудовлетворения зачитал их. Вот теперь исповедь и покаяние свершились! Теперь человек весь свят, праведен и полностью готов к Причастию. Что же на самом деле такое – ПОКАЯНИЕ?

Главное определение покаяния скрывается в Евангелии. К покаянию призывают нас Христос и Иоанн Креститель, говоря: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». О покаянии можно очень много спекулировать, но эти евангельские слова отсекают все спекуляции и дают нам конкретный ответ на вопрос, что такое покаяние. И на самом деле, места для блуждания мыслей здесь нет, и каждый может до этого дойти сам. Свои мысли, размышления и переживание, я выражу цитатой архиепископа Аверкия Таушева, который пишет: «Царство Небесное, куда призываются Богом все люди, — ибо они для того и сотворены Богом, чтобы быть гражданами этого Царства, — тоже имеет свои, Божественные законы, нарушать которые, конечно, еще более недопустимо, чем какиелибо законы человеческие. Поэтому каждый желающий вступить в это Царство и жить в нем должен переделать, переломать себя, изменить свои нравы и привычки, чтобы они соответствовали вполне законам Небесного Царства — законам Божиим. А это и есть покаяние».

Очень часто я спрашиваю людей, приходящих в храм, верят ли они в то, что живут в Царстве Божием. В ответ обычно одно и тоже: «Как?! Это же прелесть! Это же греховно, верить, что ты живешь в Царстве Божием!». Другие говорят: «Ну! Конечно нет, батюшка! Я же еще не святой!» Признаюсь, никто из спрошенных положительно на этот вопрос не ответил… Но на самом деле, это и есть самая главная проблема нашего «христианства». Мы даже не хотим или не можем, или то и другое вместе, признать, что мир, в котором мы живём, есть ничто иное как Царство, сотворенное Богом, в котором только Бог является Царём, Правителем, Владыкой.

Поэтому именно с этих слов Христос и начинает свою проповедь и своё проповедническое служение, проповедуя Царство Божие и покаяние как возвращение в это Царство. Оказывается, именно это было Его целью. Именно для этого был послан Бог Сын Богом Отцом к людям. Как Христос сам свидетельствует в Евангелии от Луки: «…и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» (Лк. 4: 43). О Христе повествует Евангелист Лука: «Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать» (Лк. 8: 1). И дальше Христос посылает своих учеников делать тоже самое уже самостоятельно: «И послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных» (Лк. 9:2). Царство Божие человекам! Вот главная цель Христа!!! В этом и заключается спасение!!!

А вот еще. Послушайте, что говорит Христос: «Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк. 9: 27). Вы посмотрите! О чём здесь говорит Господь?! Он говорит, что не нужно умирать, чтобы увидеть Царство Божие! Да после этих слов, ясно становится, что вокруг нас масса безбожников и полностью до мозга костей «проматериализированных» материалистов, называющих себя «православными» или «верующими» и которые никакого отношения к Евангелию и к покаянию не имеют. Цель христианства – дать людям Царство Божие! Уже здесь! Уже при земной жизни. Именно за это Царство Христос и был распят. И хотя об этом сейчас мало говорится в нашей церковной жизни, но именно как Царь Иудейский он был распят, и обвинительная таблица с этим «символом веры» и была прибита на Кресте. Украшенный ею, Крест Господень и является государственным гербом и государственным знамением Царства Божия. Перечитывая страстные евангелия мы еще и еще раз убеждаемся, что весь балаган обезумевшей толпы, кричащей: «Распни Его!» и начался из-за обвинений в адрес Христа, что Он называет или Его многие считают Царем. Пилат проявлял настороженность имен но в том, что его самого могли уличить в укрывательстве мятежника и оппозиционера кесарю и существующему в Иудее строю. А толпа этот огонь только раздувала. А именно ей Христос и принёс Царство Божие, но человеческая гордыня стало оружием Диавола, сбившего многих с пути покаяния.

В древнем библейском богословии понятие «покаяние» было связано не с какими-то особыми внутренними эмоциями, чувствами и другими моментами нашей жизни, а скорее с конкретным физическим возвращением к Богу. Слово ТЭШУВА в иврите может значить «Ответ», возвращение, возврат, покаяние и раскаяние. Происходит от глагола ШУВ, что значит возвращаться, ставить на место. Поэтому в Ветхом Завете мы и найдем только очень мало употреблений слова «Покаяться» или «покаяние», т.к. там оно практически отсутствует, а присутствует в виде формы глагола «вернуться, возвратиться». В Новом Завете мы уже встречаем достаточно много производных слов от термина «покаяться», которые являются русским переводом производных от слова «метанойя» (как принято у нас переводить: изменение ума). Это «изменение ума» дословная передача идиомы обозначающей еврейское возвращение, хотя греческий перевод Ветхого Завет Септуагинта этот термин не использует, а использует другой глагол, глагол «апострефо», который дословно значит «вернуться, возвратиться». Таким образом термин «метанойя» вносит в представление о покаянии и внутреннюю работу, связанную с возвращением, изменением ума и своего сознания, своей внутренней и внешней жизни.

Границ между внутренней и внешней жизнью нет. Если наша внутренняя жизнь проходит в границах Царства Божия, то и внешняя жизнь реализуется как жизнь гражданина Царства Божия. Конституцией или Основным Законом Царства Божьего является Закон Божий, который Христос выразил заповедями «Возлюби Бога твоего всем сердцем, всею душою, всеми силами твоими» и «Возлюби ближнего твоего как самого себя». В этих двух заповедях заключается весь Закон и Пророки. Следовательно, главным качеством, отличающего гражданина Царства Божьего от граждан других царств, например, японских императоров, царства доллара или рубля, царства американских президентов и диктатур европейских демократов и многих других античеловеческих геополитических образований, является самая сильная любовь к Богу и к ближнему. Любовь к Богу есть самый главный паспорт и документ, по которому мы узнаемся как граждане Царства БогаТворца. Следовательно, никто нас и судить не будет за мшелоимство или за гортанобесие, если мы не будем являться гражданами Царства Божьего. Мы просто не будем гражданами Царства Божьего, а, следовательно, всё, что уготовал Господь любящим Его, что ни одно ухо не слышало, что ни одно око не видело, пройдёт мимо нас, в чём и будет выражаться самая главная духовная, нравственная, а также и физическая катастрофа нашей жизни! А любящим Его Бог просто скажет: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». Евангелие от Матфея (Мф. 25: 34) передает слова Христа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

Сейчас я думаю о людях, которые приходят на исповедь, чтобы сообщить, что съели в субботу колбасы, а в воскресенье причастились. Да, конечно, важнее греха нет у таких людей. Очень «важный» грех, который, конечно же, надо не забыть сказать на исповеди, в котором мы обязательно должны каяться. Именно таким людям апостол Павел говорит: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). А его слова Церковь не случайно поёт во время Великого Поста в пятое воскресенье, когда вспоминается преподобная Мария Египетская, как стихиру «на хвалитех»: «Царство Божие не пища и питие, но праведность и воздержание с освящением. Потому не богатые войдут в него, но те, кто в руки бедных отдают свои сокровища. Этому и Давид пророк учит, говоря: «Праведен муж, милующий весь день, наслаждающийся Господом и во свете ходящий, который не преткнется». Все же это к вразумлению нашему написано, чтобы мы, постясь, творили добрые дела, и даст нам Господь вместо благ земных небесные».

У меня нет слов! Так ясно и конкретно описывается путь к Царствию Божьему! На исповеди мы должны помнить о том, что наши грехи – не всякие глупости и всякая чушь, выдуманная нами, а то, что отделяет нас от Царства Божьего, то, что мешает войти в Него, вещи как правило безбожные, сатанинские. Покаяния и грехов не нужно выдумывать, не нужно! Надо просто открыть для себя Царство Божие. Тогда мы посмотрим на свою жизнь и увидим, какими мы артистами и шутами в театре материализма были. А если еще кто-то не открыл для себя Царства Божьего, тому Господь говорит: «Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (Лк. 12: 31).

Человек, не открывший для себя Царство Божие, не может быть верующим и не может быть христианином, либо верует как бес, который не признает воли Божией в Его Царстве. Апостол Иаков так и пишет в Иак. 2: 18 «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут». Сегодня большое количество людей заражено материализмом, поэтому не могут отождествлять свою волю с волей Божией, а ищут своеволия и думают, что может когда-нибудь воля Божия совпадет с их своеволием. Таким апостол Павел в Послании к Коринфянам говорит: «Скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор. 15:50).

Плотское мышление – мышление материалистическое, которое не видит начала всей жизни в воле Божией, а поэтому и строит всю свою жизнь не на Воле Божией и не на Слове Божием. Поэтому грехом является не мшелоимство и гортанобесие или то, что человек кусок колбасы съел тогда, когда ему это показалось не нужным, а грехом является вся жизнь такого человека до тех пор, пока он не покается, не откроет глаза и не увидит Царство Божие вокруг себя и не начнёт служить Богу и любить Его всем сердцем, всею душою, всеми силами. Иначе, будет вся религия для него оазисом выдумок и мифов, а также не плачем о своих грехах, а нытьём во своих грехах.

Царь Манассия, составивший покаянную молитву, вошедшую в чин повечерия и чей опыт покаяния упоминается в чине Молитв к Исповеди, назвал Бога-Творца Богом кающихся, потому что для большинства людей путь к Богу лежит через покаяние, покаяние слезное, очищающее сердце.

Христос в Заповедях блаженств, которые смело можно возвести в пространную Конституция Царства Божия (именно поэтому Церковь и призывает нас читать или петь Заповеди Блаженств каждый день либо на литургии, либо на обеднице, либо на изобразительных), говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Узреть Бога возможно, даже если и сказано: «Бога никто никогда не видел». Но дальше сказано: «Единородный Сын, Он нам Его исповедовал». Значит Христос и дал нам возможность увидеть Бога и жить в Его Царстве. Нет такого греха, который не прощается тогда, когда человек становится гражданином Царства Божия.

Образы Писания также перечисляются в чине молитв к Исповеди, в котором Христос и называется «Агнцем и Пастырем», взявшим на себя грех мира и долг простивший двум должникам и грешнице даровавший отпущение грехов её. Также: «Боже, Спаситель наш, Ты, через пророка Твоего Нафана покаявшемуся в своих согрешениях Давиду прощение даровавший и покаянную молитву Манассии принявший!.. Ибо Ты сказал, Господи: «Я совсем не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив», и что до семижды семидесяти раз должно прощать грехи, потому что величие Твоё беспримерно и милость Твоя безмерна; если же Ты, Господи, будешь замечать беззакония, то, Господи, кто устоит?»

Так что же есть таинство Покаяния? Покаяние есть возвращение в Царство Божие, в тот рай, в тот Эдем, из которого был изгнан человек за дьявольское своеволие. И только человеколюбием, благодатью Божьими и нашей верой, сопровождаемой делами покаяния, мы сможем вернуться в это Царство и исполнить призыв проповеди Христовой: Покайтесь, ибо Царство Божие близко!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.