Язык огня

В День Святой Троицы за Божественной литургией читается отрывок из книги Деяний святых апостолов, из которого мы узнаем, что основанием Церкви Господь изменил ход человеческой истории.

Рассмотрим этот отрывок в русском Синодальном переводе.

Стих 1. При наступлении дня Пятидесятницы все они (апостолы) были единодушно вместе.

Пятидесятница в ветхозаветном богослужебном календаре означала воспоминание дарования Богом закона Моисею и всему еврейскому народу, что произошло на пятидесятый день после Пасхи – выхода евреев из Египта. Кроме того, в бытовом отношении, это был праздник начала жатвы и посвящения Богу первых сборов урожая. Русский Синодальный перевод этого стиха ближе к смыслу оригинала – «при наступлении дня Пятидесятницы», т.е.в сам день, а не в один из дней, близких к Пятидесятнице, как это можно понять из церковнославянского перевода. «Единодушно вместе» ― не только телами – «вместе», но и душами, т.е. у них было единство мировоззрения, жизненных целей. Здесь нельзя не вспомнить слова Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое – там Я посреди них» (Мф. 18:20).

Стих 2. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

Чудесное, сверхъестественное схождение Святого Духа сопровождается видимыми природными явлениями – шумом, как от сильного быстрого ветра, т.е., как будто что-то быстрое пролетает рядом. В Священном Писании Святой Дух часто сравнивается с ветром, воздухом (это даже однокоренное слово).

Стих 3. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

Вот еще одна видимая сторона схождения Святого Духа – огонь. В Священном Писании мы встречаем огонь как символ присутствия Бога (Неопалимая Купина – явление Бога Моисею в горящем кусте), как символ суда (Ис. 66: 15-18) и как символ очищения (Мф. 3:11). Все это есть в схождении Духа Святого на апостолов. Каждый из апостолов получает дар Святого Духа в равной степени. Именно этот дар и передается в Церкви через апостольское преемство: апостолы поставили епископов, епископы поставляют священников, которые совершают таинство Крещения и таинство Миропомазания над каждым из нас. Именно в таинстве Миропомазания мы приобщаемся к дару благодати Святого Духа, полученного апостолами в День Пятидесятницы.

Стих 4. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

Много раз в книге Деяний святых апостолов мы встречали эту фразу: человек, «исполненный Святого Духа». Господь дает этот дар каждому верующему в Него, но от человека зависит сохранение и приумножение этого великого дара. В одно мгновенье Святой Дух научил апостолов иностранным языкам – это не было чудом напоказ – чудо – сверхъестественное событие, вмешательство Бога в естественный порядок природы – всегда совершается ради спасения человека. В данном случае это было остро необходимо для проповеди Евангелия.

Стих 5. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

Иудеи собирались в Иерусалимский храм на праздник Пасхи, и многие оставались до Пятидесятницы. Посещение храма было священной обязанностью для всех иудеев: и живших в Палестине, и для тех, кто жил в рассеянии. В старости многие иудеи рассеяния приезжали в Палестину насовсем, чтобы здесь умереть, и при этом они оставались людьми иной культурной традиции, чем палестинские иудеи.

Стих 6. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

Говоря о Сошествии Святого Духа на апостолов, святые отцы часто вспоминают смешение языков во время Вавилонского столпотворения (Быт. 11). Тогда противление человечества воле Божией привело к тому, что люди перестали понимать друг друга, теперь же в день Пятидесятницы происходит обратное: новое человечество, искупленное Христом получает дар понимать и говорить на всех языках. Если тогда смешение языков привело к разобщению, разделению людей, то теперь Церковь Духа Святого собирает всех людей.

Стих 7. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

В Галилее, как и в Иудее говорили на арамейском языке, некоторые знали греческий разговорный язык койне, но знать другие иностранные языки галилеяне просто не могли – для этого нужно было уехать оттуда.

Стих 8. Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

Человек говорил только на своем родном языке, и владение иностранным было действительно чудом. «Как мы слышим свой язык?» ― удивлению людей не было предела.

Стих 9. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии.

Парфяне – воинственный народ, живший на северо-востоке современного Ирана. Мидия – древнее государство на западе современного Ирана. Язык эламитов, по мнению толкователей, был близок к языкам Южной Индии. Каппадокия, Понт, Асия – это малоазийские регионы римской империи на территории современной Турции.

Стих 10. Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты.

Фригия и Памфилия – также малоазийские регионы на территории современной Турции. Египет, Ливия – североафриканские территории. Пришедшие из Рима – столицы империи, потому заслуживают отдельного упоминания. Иудеи и прозелиты – это уже религиозное разделение: иудеи родились в иудаизме, а прозелиты – это обращенные в иудаизм язычники.

Стих 11. Критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Критяне – жители греческого острова Крит в Средиземном море, а аравитяне – жители Аравийского полуострова. Апостолы не просто говорили, а проповедовали «великие дела Божии», т.е. дар языков использовался ими по назначению – для проповеди Христа.

При строительстве Вавилонской башни люди были наказаны разделением их по языковому признаку. В День Схождения Святого Духа на апостолов искупленное Христом человечество вновь соединяется в один народ. Апостолы Христовы, исполненные Святого Духа, будут проповедовать всем людям спасение и подчеркивать в своих посланиях, что во Христе нет разделения по национальному признаку, что все мы христиане – один народ.

Протодиакон Павел Бубнов, кандидат богословия

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.