Как сохранить любовь в браке?

Большинство современных концепций человеческой любви фокусируются на т.н. романтической любви. Если понимать термин «романтическая любовь» правильно, это может стать причиной большого благословения; если понимать неправильно – проблемы в браке гарантированы.

Соломон рисует нам красоту романтической любви в библейской книге Песнь Песней. Слова Соломона применимы как к отношениям между мужем и женой, так и к отношениям Бога к людям. Несмотря на то, что эта библейская книга важна как в иудаизме, так и в христианстве, исследователи уделяют мало внимания ее романтическому измерению. Большинство святых отцов, комментировавших эту книгу, обращают внимание на аллегорические и символические аспекты, описывая любовь Бога к людям. Святитель Григорий Нисский, размышляя над Песней Песней, говорит о той глубокой любви, которая через отношения мужа и жены в некоторой степени открывает нам природу Божественной любви, которая разделяется между Тем, Кто любит (Бог) и тем, кто любим (человек). Другими словами, любовь — это действие участия, которое состоит из того чтобы быть любимым и любить в ответ.

Песнь Песней раскрывает как природу самой любви, так и сущность Христовой любви к Его Церкви. В связи с этим преподобный Максим Исповедник указывает: «Красивое сходно с добрым, поскольку все стремится к красивому и доброму при любой возможности, и нет существа, которое бы не было причастно этому. Все тянется к тому, что действительно восхитительно, желанно, приятно и любимо. Посмотрите как божественная сила любви дала ту же благословенную силу нам самим, благодаря которой и мы стремимся к красивому и доброму, по слову Писания: «Я полюбил ее и взыскал от юности моей, и пожелал взять ее в невесту себе, и стал любителем красоты ее» (Премудрость 8:2) и «Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя..» (Притчи 4:6-8).

На самом примитивном человеческом уровне любовь начинается на уровне чувствительности, привлекательности и красоты и затем растет до верности и обязательств. Чтение Песни Песней только на этом базовом уровне восприятия затемняет ее более глубокий смысл: высшая степень любви – настоящее доверие и верность друг другу.

Можно дискутировать на тему того, что чувствительный аспект человеческой любви есть лишь начальный этап на пути к полноте любви. К примеру, в первой главе Песни Песней мы встречаем очень чувственные и красивые образы отношений мужа и жены. Автор книги говорит о том, как в разлуке невеста ищет своего жениха, а жених – невесту. Несмотря на множество других «вариантов», муж верен своей любимой (Песнь 6:7-8). Благословенное единство супругов, их полное взаимное доверие описывается в книге в восхитительных образах и очень ярких чувственных выражениях (Песнь 8:12-13). Все эти глубокие темы не будут понятны человеку, имеющему незрелое понятие о природе любви – оно, к сожалению, сегодня имеется у многих. Большинство никогда не идет дальше примитивного базового уровня пониманию любви, описанного в пятой главе Песни Песней. Любовь воспринимается исключительно как романтическое возбуждение того типа, что чувствует пара в начальный период знакомства. Ранние, романтические ожидания твердят, что я буду любить и буду любима вечно. Одна из самых страшных жизненных иллюзий это миф о том, что впечатлительная идеализация и страстное увлечение, которые сводят пару вместе, гарантируют любовь навеки.

На языке психологии эта ошибка называется дисфункция когнитивного фактора (ошибка процесса познания), что означает, что понимание сущности любви может способствовать разрушению отношений в браке. Если муж и жена действительно считают, что любовь это не более чем чувствовать взаимную симпатию снова и снова, то когда эти чувства стихнут (а они действительно стихнут), то супруги будут склоняться к тому, что смысл их брака тоже теряется.

Когда эта мысль овладевает их умами, муж и жена становятся восприимчивы к чувствам, которые разрушают внутреннее доверие и обязательства. За этим следует разочарование, и оба могут обнаружить пугающе трудным просто делать что-то вместе. Временами возникает гнев, который ведет к новым конфликтам и даже большим разочарованиям. Рано или поздно один или оба решают, что любовь ушла и брак окончен.

Ошибка познания здесь часто состоит из трех искажений: Выборочное восприятие действительности – сосредоточенность на одном событии и игнорирование других. В этом случае супруги фокусируются на своих конфликтах и не вспоминают время, когда им было хорошо вместе. Преувеличение проблем – плохой, ужасный и глупый образ мыслей более чем на 100%. Произвольные умозаключения – высказывания, не подтверждаемые фактами, в двусмысленной ситуации.

Запасное «решение» есть то, что разрешение конфликта может привести к росту отношений в браке. Принятие различий друг в друге есть такая же часть брака, как и наслаждение схожестью. Если «различия» морально или законодательно не предосудительны (например, если супруг собирается не заняться преступным бизнесом или изменять), такие различия должны быть ожидаемы и уважаемы каждым из супругов.

Нереалистичные ожидания и ошибочное восприятие должны быть исцелены. Это начинается с понимания перемен, которые произошли с отношениями в браке с течением времени. Многие браки действительно начинаются с напряженных чувственных отношений. С течением времени, эти чувства могут развиться в глубокую внутреннюю связь безопасности, удовлетворенности и доверия. Перемены не сводят на нет чувственное измерение отношений, но скорее украшают и улучшают его.

Брак требует решимости, работы и обязательств. Муж и жена должны достаточно сильно любить друг друга, чтобы остаться вместе, особенно перед лицом проблем. Парадоксально, но именно работа над преодолением проблем, часто делает пары ближе друг другу.

Песнь Песней прекрасно описывает глубокое измерение супружеских отношений в последней главе. К примеру, в шестой главе автор рассказывает, что может быть проблемой или даже барьером в отношениях. Искушения окружают молодого человека. Но он устремлен к своей возлюбленной: «Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная — она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и — превознесли ее, царицы и наложницы, и — восхвалили ее». Его верность неослабевающая.

Эта тема звучит и в таинстве Венчания. «Венчание» пары – образ мученичества, что значит отдавать свою жизнь за другого. Как мученики отдавали свою жизнь за Христа, так и муж должен быть готов отдать свою жизнь жене (и жена – своему мужу), и поступая так, исполнить закон Христов, который состоит в том, чтобы любить ближнего как самого себя. Этот призыв к любви звучит сквозь дурман приятных чувств в глубину сердца и души, откуда исходит жертвенная любовь.

Протоиерей Георгий Морелли, православный семейный психолог, клирик Свято-Георгиевского прихода Антиохийской Православной Церкви в г. Сан-Диего (США, Калифорния).

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.