Молитва как средство воспитания

Сегодня, в эпоху всеобщего кризиса ценностей и отношений, мы особенно остро чувствуем кризис отношений между родителями и детьми, то, что обычно называют «конфликт поколений». Чтобы преодолеть эти трудности нам нужно быть серьезными, сохранять самообладание и быть особенно любящими родителями. Особенно необходимы стабильные принципы жизни, что сегодня – большая редкость. Что родители могут дать своим детям и как им прийти к взаимному согласию, когда сами родители сбиты с толку и сами нуждаются в помощи?

Что такое молитва?

Преподобный Иоанн Лествичник пишет в своей знаменитой «Лествице»: «Молитва – это общение и союз человека с Богом, и по действию своему она утверждает мир и приносит примирение с Богом… Она – мост над искушениями, стена против скорбей, источник добродетелей, средство, которым получаем духовные дары, просвещение ума, оружие против отчаяния, свидетельство надежды, лекарство от скорби, избавление от гнева, индикатор духовного состояния человека».

Сердечная молитва подразумевает любовь к тем, за кого мы молимся (в нашем случае – наших детей) и доверие к Тому, кому она обращена, что Он Своей любовью и силой поможет нам. Когда мы говорим о молитве, как жизненном пути родителей, мы имеем в виду родителей, которые живут молитвой, которые являются людьми молитвы, людьми Божьими, людьми Церкви, которые регулярно участвуют в таинствах Церкви.

Наиболее эффективный метод

Наиболее эффективный метод родительского воспитания детей – использовать как можно меньше слов и воспитывать примером. Преподобный Паисий Святогорец, в своих «Письмах» пишет: «Блаженны родители, которые не говорят детям «нельзя», но останавливают зло своей святой жизнью, которой дети подражают, и все они следуют за Христом в радости духовной отваги». Многие святые говорят о важности святой жизни родителей в жизни детей. Таким образом, если родители – люди молитвы, если они живут молитвой, живут во Христе и Христос живет в них, тогда они смогут передать веру во Христа своим детям.

Настоящие родители – это не те, кто просто дает ребенку биологическое рождение, но те, кто правильно их растит. Настоящие родители, живущие по принципам православной веры, знают, что причина нашего существования на земле – стать наследниками Божьего Царства, которое можно достичь путем, описанным отцами Православной Церкви: очищение, просвещение и прославление. Очищением наших сердец от греховных страстей мы просвещаемся Святым Духом и соединяемся с Богом в Его благодати. Когда родители растят детей с такой целью в уме, они призваны быть «богами по благодати», как пишет святитель Василий Великий.

Все по порядку

Человек молитвы, подвизающийся в добродетели, имеет возможность, с Божьей помощью, дать настоящее воспитание своим детям. Такой человек видит в другом уникальную личность и уважает ее свободу. Как пишет митрополит Иерофей (Влахос), «наши отношения с нашими детьми должны определяться одновременно любовью и свободой: любовь должна выражаться в свободе и свобода должна выражаться в любви. Любовь без уважения к свободе – диктатура, а свобода без настоящей любви – анархия». Далее он пишет: «Обычно родители оправдывают каждое свое действие тем, как они любят своих детей. Конечно, тема любви важна, и как пишут святые отцы, настоящая любовь есть плод бесстрастия, которое требует очищения сердца. Также дети часто оправдывают свои действия говоря, что они свободны делать все, что захочется, что они – свободные люди. С этой точки зрения они не приемлют руководства со стороны родителей. Но свобода не означает, что я делаю то, что хочу. Это не просто свобода выбора. Настоящая свобода выражается любовью».

Смиренный человек считает себя хуже всех. Он не судит с легкостью ошибки других, но если ему приходиться учить и воспитывать, он делает это для созидания души ребенка, а не для того, чтобы повредить или оправдать эгоизм ребенка. Как говорит Писание: «Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей» (Пс.140:5).

Человек любви и смирения знает, как прощать, быть сострадательным и слушать других. Вместо этих добродетелей, мы чаще находим в себе их противоположности. Сегодня мы обнаруживаем в себе эгоистичное возмущение и зложелательство, мы чрезмерно концентрируемся на собственном стрессе, который мы сами создали себе отсутствием простоты и правильной перспективы в собственной жизни, и мы любим поговорить о себе и нашем мнении и отказываемся измениться и признать свои ошибки.

Человек молитвы не гневается с легкостью, он кроток и мирен. Такие люди знают, что такое страдание и истинная радость, потому что любое страдание очищает душу и дает ей возможность славить Бога, когда мы ожидали этого меньше всего. Если родители приходят домой раздражительными, грустными, злыми, этот вирус будет распространяться по дому как заразная болезнь.

Человек Божий верит, доверяет Богу свои мысли и способности. Человек веры не падает в отчаяние и безнадежность, которые являются плодом гордыни, но в смирении признает свои ошибки и обращается к Богу за помощью. Как пишет преподобный Паисий Святогорец: «Когда мы все поручаем Ему, Бог обязан помочь нам».

Таковы качества духовно зрелых родителей, которые не зациклены на себе, навязчивы или практикуют сверхопеку. Они понимают, что дети – не их собственность, они не принадлежать нам, мы не создали их для себя, но мы – со-творцы с Богом. Мы помогли дать им тело, Он дает им душу. Такие родители не ставят свои интересы во главу угла, не дают лживых обещаний, не подавляют ребенка контролем, постоянными негативными замечаниями и критикой.

Наконец, духовно зрелые родители не только говорят детям о Боге, но они особенно говорят с Богом о своих детях. Молитва за них – в радость, а не в тягость. Они понимают, что основное внимание в борьбе нужно проявить в молитве, а не ограничиваться словами.

Надежда есть

Мы должны понимать, что молодежь «не просто ищет мир, переполненный земными благами, а скорее мир без скуки» (Митрополит Иерофей (Влахос)). Скука рождается от отсутствия смысла жизни. Как отметил один исследователь, 68% американских студентов ответили, что главной целью их жизни является найти смысл жизни. Молодежь с духовными запросами ищет ответы на так называемые экзистенциальные вопросы: Кто я? Откуда я пришел? Куда я иду? В чем смысл жизни? Есть ли жизнь после смерти? Какова цель моего существования? Современное общество не в состоянии дать ответы на эти веские вопросы и помочь молодым.

Голос и испытанные ответы Церкви обычно презираются из-за предубеждений еще и потому, что враг нашего спасения, диавол, толкает людей принимать ложные знания, методы и суеверия, чтобы ответить на эти вопросы и разрушить возможность спасения.

Питаемые консюмеризмом, секуляризмом и материализмом, дети становятся легкими жертвами многих окружающих их опасностей. Как родители, мы призваны вести их за примером Христа. Это нелегко, но сила Божия меняет и наполняет людей, когда все кажется невозможным. Таким путем «конфликт поколений» может быть преодолен.

Иоанн Санидопулос, православный богослов, Константинопольский Патриархат. Перевод с английского — протодиакон П.Бубнов

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.