Почему пострадал Бог?

Страдания Христа – тема, которая рождает множество эмоций и еще больше вопросов. Уже в словах благочестивого разбойника усматривается общая всем людям логика, даже если и с другим акцентом. Действительно, когда страдают люди, в той или иной мере отмеченные грехом наш разум может найти этому объяснение, но как понять страдания Того, о Ком Церковь говорит: «…никто же безгрешен, только Ты…»? В чем смысл страданий Сына Божия?

Всякий раз, пытаясь ответить на вопросы о Боге, мы можем претендовать лишь на некую долю истины. Вот и говоря о страданиях Христа, пытаясь понять, почему должен был страдать Спаситель, мы вторгаемся в область промысла Божия, который в полноте человек не может постичь.

В доступном нашему пониманию мире всякое повреждение, в первую очередь человеческой природы (как физической, так и духовной ее составляющей) ведет к страданию. Так и повреждение человеческой природы, которое произошло в результате грехопадения Адама, является причиной страданий всего человеческого рода. Но более того исцеление повреждения также связано с неким страданием – трудом, усилием. Это то, что можно назвать естественными законами нашего мира, законами, которые являются не произволом Божим, а, по мысли святителя Григория Паламы, – энергиями Божиими. Иными словами эти законы – не условно принятые Богом правила игры, а естественные реалии бытия. И в определенном смысле можно сказать, что Бог подчиняется этим законам.

Но в этом еще нет ответа на вопрос: почему Христос, к которому неприложимо понятие греха, терпел страдания. Чтобы лучше понять, почему страдал Христос, необходимо задуматься о том, кто Он.

Второе Лицо Святой Троицы, Богочеловек Иисус Христос воплотился от Духа Святого и Марии Девы. Став человеком, Бог воспринял от Пресвятой Богородицы не только физическое тело, но всю человеческую природу, какой она стала после грехопадения: тленную, страстную и смертную. Вот как говорит об этом святитель Григорий Палама: «Слово Божие приняло плоть такую, как у нас, и хотя совершенно чистую, однако смертную и болезненную». Тленность человеческой природы выражалась в том, что Христос, как и все люди, был младенцем, отроком и взрослым человеком – иными словами изменялся внутренне. Страстность человеческой природы Христа не означает наличие у Него страстей как укоренившихся пороков. Нет. Речь идет о непорочной страстности – подверженности страданиям. Как пассивный залог в языке означает подверженность внешним воздействиям, так и непорочная страстность означает подвластность внешним факторам: холод, голод и радость и др. Наконец, смертность человеческой природы обуславливала необходимость смерти Христа. Важно понимать, что это не отменяет добровольности смерти и страданий Христа. Добровольность эта заключается не в том, что Он, после воплощения, захотел и страдал, захотел и умер, а в добровольном воплощении и восприятии падшей человеческой природы.

В тоже время, в силу воплощения от Духа Святого и Пречистой Девы, Христос был свободен от семени греха, которое свойственно всем людям. Явив полное послушание воле Отца, Христос прожил жизнь, свободную от греха, не только исполнив тем самым, то, к чему был предназначен Адам, но сохранился без греха в мире, который, в отличие от условий жизни первых людей, был уже переполнен грехом. Но для спасения людей необходимо было не только показать пример святой жизни, нужно было исцелить повреждение природы переходящее на всех потомков Адама. И вот для исцеления, восстановления природы необходима была смерть и воскресение. Смерть, которую Христос воспринял по великому послушанию, стала тем оружием, которое победило власть тленности, страстности и смертности. Страдания и смерть Спасителя не могут быть правильно восприняты отдельно от Его воскресения. Только в воскресении человеческая природа стала нетленной, бесстрастной и бессмертной. Именно поэтому, кстати, для Православной Церкви главным праздником является Воскресение Господне, которое невозможно представить без Страстной Пятницы.

Но возникает вопрос: А как же понимать, что человеческая природа освободилась от последствий первородного греха? После Христа, как и до Него в мире действуют и тление, и страдания, и смерть.

В ответе на этот вопрос кроется вся суть христианской Церкви. Христос потому и называется вторым Адамом, что как преступлением Адама поврежденная природа перешла на весь род, так и спасительным действием Христа в людях обновляется человеческая природа. Как Адам, прежде всего в себе повредил природу, так и Христос, прежде всего в Себе ее спас и исцелил. По словам преподобного Максима Исповедника: «Он был не просто человек, но Бог, вочеловечившийся для того, чтобы чрез Себя и в Себе обновить естество человеков … и соделать его общником Божьего естества».

Как же переходит это исцеление природы во Христе на нас – людей? Через рождение. Если через естественное рождение все мы становимся причастниками поврежденности Адама, то через рождение во Христе – причастниками исцеленной человеческой природы. А рождение во Христе это ни что иное, как Крещение. Крестясь мы крестимся в смерть Иисуса Христа, для того, чтобы, по словам апостола Павла, «нам начать ходить в обновленной жизни». И если мы восприняв благодать Крещения продолжаем соединяться со Христом в Его Теле – Церкви, мы становимся причастниками бесстрастия, бессмертия и нетления. Но полное восстановление человеческой природы в каждом отдельном человеке, по учению Церкви произойдет во Втором Пришествии Христа.

Вместе с тем, в страданиях Христа можно увидеть и другие аспекты.

По словам святых отцов, предположив, что Господь спас людей иным путем, вряд ли кто-то согласился бы следовать за Христом преодолевая страдания, если бы не видел пример Христа.

Еще одно замечание: Смерть, которую принял Христос, была самой позорной в то время. В Римской империи к распятию приговаривали самых опасных разбойников и бунтовщиков. А позорность крестной смерти для Израиля основывается на словах Священного Писания: «Проклят всяк, висящий на древе…» (Втор 21:23). Многие, если не все иудеи, следуя своим учителям (фарисеям и книжникам) ожидали Мессию как спасителя народа Израильского, спасителя от рабства завоевателей, как вождя восстанавливающего земное царство богоизбранного народа. А путь страданий, которым шел Христос, показал, что не политическое государство устраивает Господь, не от земного рабства спасает людей. В этом смысле страдания Христа имели и педагогический характер – подтверждали слова Христа: «Царство Мое не от мира сего…». И вот Христос показывает высочайшее смирение, указав, тем самым, путь ко спасению для всех христиан.

Священник Иоанн Кононович, кандидат богословия.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.