Болезнь: чем может помочь церковь?

Для справки: Дмитрий Бровушкин. Родился в 1992 г. В 2010 г. окончил СШ №6 г. Солигорска, в 2015 г. – Минскую духовную семинарию, бакалавр богословия, студент 1-го курса магистратуры Минской духовной академии.

По статистике Всемирной Ассоциации Здравоохранения 99,(9) процентов всего населения Земного шара, хоть раз в жизни, но болели. А в 91 процентах случаев человеческие недуги, будь то инфекционные (дизентерия, малярия, столбняк и др. ) или не инфекционные (сердечно-сосудистые заболевания, рак, диабет и др.) являются причиной смерти человека. Эти цифры говорят о том, что все мы находимся в рабстве у болезни, но не всегда было так.

Священное Писание повествует нам о тех временах, когда люди не знали никаких болезней, не знали голода, страха и мучений. Это состояние абсолютного блаженства мы называем райским, так как люди, жившие в то далёкое время, населяли рай, что в переводе означает сад. Это тот самый Эдемский сад, который взрастил Господь для первых людей: Адама и его жены – Евы. Счастье, или по-другому блаженство, наших прародителей заключалось в том, что они могли непосредственно общаться с Богом и через это таинственное общение получали вечную жизнь, а значит и вечное здоровье. Но человечество не захотело идти путём, который предложил им Творец. Оно избрало иной путь – познания греха. В библейском понимании, познание – это не только получение знаний о ком-то или о чём-то, а полное погружение, соучастие в жизни другого, соединение с ним. То есть, одно дело – знать что-то о грехе (его свойствах, пагубности для человека), а другое – соединиться с ним, впитать в себя. В силу такого познания, человек, абсолютно добровольно, впустил в своё существо самую страшную и смертоносную болезнь – грех, который мутирует всю его природу и, словно инфекция, передаётся из поколения в поколение, от матери к детям.

Причины болезней

Это краткое повествование помогает нам сделать два очень важных вывода. Первый заключается в том, что только сам человек, а не Бог стал причиной возникновения недугов, а поскольку все мы – дети Адама и Евы, то все мы являемся наследниками испорченной человеческой природы, а значит и болезней – это второй вывод. Всё это необходимо знать для того, чтобы правильно ответить на два главных вопроса, который задают болеющие: «Откуда?» и «За что мне это?». Процесс появления болезней мы уже рассмотрели, но вот почему люди болеют мы, практически никогда, не задумываемся. Понятно же, плохая экология, нагрузка на работе, различные вирусы и т.д. Конечно, все эти факторы оказывают негативное влияние на физическое состояние человека. Но я думаю, что есть и такие люди, которые искренне считают, что болезни посылает им Господь за какие-то промашки, как наказание. Это не совсем так. В Священном Писании мы можем обратить внимание на несколько эпизодов, которые помогут нам разобраться в этом вопросе. Например, исцелив расслабленного (парализованного), Спаситель говорит ему: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Евангелие от Матфея 9:2). После совершённого чуда возле купальни у Овечьих ворот Христос также сказал тяжелобольному: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Евангелие от Иоанна 5:14). Из этих эпизодов можно сделать вывод, что иногда болезни действительно даются как некое наказание за грех, но для Господа главное не наказать, а исправить. Поэтому Спаситель попускает нам болезни для вразумления, чтобы мы исправились и больше не грешили, или же для того, чтобы испытать нашу веру. То есть Господь попускает нам болеть только в педагогических (воспитательных) целях, поэтому и святой апостол Павел в послании к евреям пишет: «Сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Послание к Евреям 12:5-7).

Однако грехи не единственная возможная причина, как может показаться на первый взгляд. Тут мы переходим в иную плоскость, к более важному вопросу: «Для чего нужны болезни?». Каждый верующий убеждён в том, что всё, происходящее в его жизни, не случайно, промыслительно. Также и наши недуги неслучайны и могут служить во благо. Например, находясь в Иерусалиме, Спаситель увидел человека слепого от рождения. Ученики спросили Христа: «Равви («Учитель» или «Господин мой»)! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?». А Господь ответил им, что не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии (Евангелие от Иоанна 9:1-3). Здесь «дела Божии» это особые действия Господа, то есть на чудеса, которые творит Спаситель для укрепления нашей веры. Или же, например, вспомним историю многострадального Иова. Он был праведником, но диавол забирает у него всё: детей, имущество и здоровье. Но за что его наказывать? Зачем Господь попустил немыслимые скорби? Разумеется, не ради того, чтобы «выиграть спор у cатаны», утверждавшим, что в несчастье Иов отступит от Бога. Есть иная, высшая цель таких несчастий. Друзья Иова убеждают его в том, что горе и болезнь – это наказание за грехи и только. Для них Господь – орудие возмездия: поступил плохо – получай то, что заслужил. Иов с этим не согласен. Своей жене он отвечает так: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Книга Иова 2:10). Так ради чего страдал Иов? «Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя» (Книга Иова 42:5), – говорит праведник в конце испытания. Для праведного Иова страдание стало откровением о грядущем Христе, и это было гораздо ценнее, чем возвращенное богатство, здоровье и семья. Из этой истории мы можем сделать вывод, что болезни и страдания существуют и для того, чтобы человек познал Бога и еще больше утвердился в благочестии. В страдании, по словам апостола Петра, мы все становимся сопричастными Христу: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Соборное послание апостола Петра 4:13). Еще одна возможная причина – чтобы человек не возгордился. Даже самому апостолу Павлу для смирения дается болезнь: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (Второе послание к Коринфянам 12:7).

Таинство Покаяния

Поскольку причина возникновения болезней, по мысли Церкви, таится в грехе, то логично предположить, что для того, чтобы меньше болеть или выздороветь, необходимо очищаться от своих страстей. Такую возможность предоставил нам Господь в одном из самых главных Церковных таинств – Исповеди, или, по-другому, Покаяния. Оно заключается в том, что истинно раскаивающийся в своих грехах христианин, от Бога через священника получает прощение в содеянном, и таким образом, его душа очищается от всех грехов и страстей. Но в этом таинстве, как и в любом другом, не может быть никакого формального отношения: прочитал списочек со своими грехами на исповеди и снова пошёл грешить. Такого отношения быть не может! Само слово «покаяние», а по-гречески оно звучит как «μετάνοια», означает полную перемену мысли, перемену образа жизни. То есть признания за собой промахов не достаточно для христианина. Покаявшись, он всем своим существом стремится к Богу, Источнику Святости, и в своей жизни старается больше никогда не повторять совершённых грехов. Но кто-то может спросить: «Кто дал право священнику прощать грехи людей? Разве недостаточно самому попросить у Бога прощения за свои дела?». Ответ кроется в самом Священном Писании. Сам Христос дал право апостолам, а через них епископам и священникам прощать и отпускать грехи: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея 18:18). Подобные слова встречаем и в Евангелии от Иоанна, где Спаситель говорит: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23). Святые апостолы также свидетельствуют о том, что покаяние необходимо в жизни каждого христианина. Например, в первом соборном послании апостола Иоанна Богослова мы читаем: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1: 8-9). Таким образом, очищение от грехов и страстей в таинстве исповеди способствует меньшему заболеванию и скорейшему выздоровлению человека. Поэтому наряду с принятием телесного лекарства, заболевшему необходимо вкусить и лекарство духовное.

Таинство Причащения

В современной практике покаяние, зачастую, является подготовкой к самому великому таинству – Евхаристии. Эта практика оправдана, но надо понимать, что каяться мы должны не только тогда, когда подходим к Евхаристической Чаше, а постоянно, вне зависимости от того, собираемся ли мы причащаться или нет. Евхаристия же, или подругому, причастие – это таинство, в котором мы под видом хлеба и вина вкушаем самое лучшее лекарство, как для тела, так и для души – Тело и Кровь Христовы. Сам Господь Бог входит в наше существо, желая нас исцелить от греха, обновить и подарить нам вечную жизнь. Так, во время Тайной вечерни Спаситель, взяв чашу и благодарив, подал своим ученикам и сказал: «Пейте из неё все, потому что это Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая для оставления грехов» (Евангелие от Матфея 26:27-28). Но ещё большее значение этого таинства для человечества раскрывает святой Евангелист Марк. Он, описывая проповедь Христа на берегу Галилейского моря, цитирует Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Мк. 6:28-30). Эти слова Господа показывают, насколько важно для христианина вкушать Тело и Кровь Христовы.

Таинство Соборования

Ещё одним таинством, помогающим человеку в болезнях, является Елеосвящение, или Соборование. Такое название происходит от двух слов: «елей», что значит масло, и «освящать». Таким образом, становится понятно, что во время этого таинства происходит освящение елея, причём не одним священником, а как правило, всем священством храма вместе – собором, поэтому оно ещё называется «соборованием». Об этом таинстве упоминает и Священное Писание. Так, в послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Как и в апостольские времена, так и сейчас во время соборования священник семь раз крестообразно помазывает тело болящего освящённым маслом, причём, кроме телесного исцеления испрашивается и прощение грехов, потому что, как было уже неоднократно замечено, большинство болезней являются следствием греха. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, телесных заболеваний. Особой подготовки к этому таинству не требуется.

Церковная молитва о здравии

Кроме этих трёх Таинств, Церковь предлагает и иные формы молитвы о собственном здравии и здравии наших близких. Это различного рода богослужения, во время которых мы подаём записки о здравии. Например, записки на проскомидию, которая совершается во время Литургии. Во время проскомидии священник вынимает из просфоры частички за каждого человека, написанного в записке, и молится о его здравии, как физическом, так и духовном. Или, например, записки на «молебен о здравии» – особый вид богослужения, при котором просят Господа, Богородицу или святых о помощи или благодарят Бога за получение благ. Такие молебны совершаются по просьбам верующих после Божественной Литургии. Ещё один вид богослужения, направленный на молитву о даровании здоровья это «акафист». Это слово означает «неседальную песнь», то есть такое богослужения, во время которого нельзя сидеть. Акафист представляет собой поэтическое произведение, поэму, в которой мы выражаем своё почитание Господа, Божией Матери или святых и просим их о помощи. Наиболее часто за помощью в исцелении мы обращаемся к Божией Матери, святым бессребренникам Косме и Дамиану, святому великомученику Пантелеимону, прозванному целителем, святителю Спиридону Тримифунтскому и другим святым. С молитвой о помощи можно обращаться не только к упомянутым святым, но к любым, ведь все они предстоят пред Богом и молятся за нас в равной степени.

Во многих православных храмах по всему миру существуют особые традиции молитвы о болящих. Также и в нашей стране, в знаменитом Свято-Успенском Жировицком мужском монастыре, где каждый день служится акафист перед чудотворным образом Божией Матери, на протяжении многих веков происходят чудесные исцеления. Или, например, в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре каждый день утром, после полунощницы (одно из богослужений, которое служится в полночь, или, по крайней мере, ночью до утра, и посвящено будущему пришествию Господа Иисуса Христа и Страшному суду) перед мощами Преподобной Евфросинии служится молебен о здравии, а по средам и воскресеньям – молебен с акафистом, в пении которого может принять участие каждый. Так же и во многих других храмах и монастырях нашей Родины проводятся различные молебны и акафисты с молитвой о даровании исцеления и здоровья нашим родным и близким. Но необходимо помнить, что хоть все те средства, которые предлагает Церковь, безусловно, помогают человеку получить хорошее здоровье, но всё же, не стоит игнорировать и те советы и лекарства, которые предлагает современная медицина.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.