Пойти за Христом: что для этого нужно?

Для справки: Артем Кирко. Родился в 1994 г. В 2011 г. окончил СШ г.п. Красносельский Волковысского района Гродненской области и поступил в Минскую духовную семинарию. Студент 5-го курса. Женат.

Если Вы читаете эти строки, значит Бог призывает Вас к Себе, или уже призвал, и Вы стали христианином, учеником Христа Спасителя. В Евангелиях мы неоднократно встречаем истории призвания людей Христом. Что же такое призвание и как его исполнить?

Евангелист Лука передает нам несколько примеров призваний:

«Случилось, что, когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия». (Лк 9: 57-62)

Святой апостол Лука показывает нам трех человек, которые изъявили желание сопровождать Иисуса Христа в Иерусалим.

Первый человек горит желанием немедленно все оставить. Но, кажется, его желание слишком поспешно, он не подумал, что это ему будет стоить. Святитель. Афанасий Великий объясняет этот отрывок так: «Господь видит, что книжник этот обещает идти за Ним только на словах, а не содержит этого в мысли, и увлекается другими помыслами, — Он постыжает его обличением, и не гонит от Себя, как бы отвращаясь от него, и не обольщается словами его, как бы не зная, каков Он, но как ведущий обличает, и как вразумляющий исправляет».

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, толкует это место Евангелия так: «Этот, пришедший к Иисусу и просивший позволения пойти за Ним, пришёл с лукавой мыслью. Видя, что за Господом следует много народа, он подумал, что Господь собирает с них деньги, и сам пришёл к мысли, что он составит себе имение, если последует за Иисусом. Поэтому Господь отверг его, говоря ему как бы так: ты думаешь чрез следование за Мной составить себе имение, полагая, что такова Моя жизнь, но на деле не так; Я учу и проповедую такую бедность, что не имею и дома Своего, тогда как прочие животные имеют норы. И таким образом не принял его».

 Книжник этот не догадывался, что идти за Христом трудно, что нужно быть готовым к лишениям, к преследованиям, надо быть готовым не иметь где голову свою приклонить. Ведь даже у каждого животного есть своё место, а Творец мира не имеет на земле где приклонить голову. Когда мы хотим быть со Христом, мы должны знать, что это будет означать скорби и нищету, и тесноту.

Господь говорит прежде чем последовать вслед Меня взвесь всё, всякий идущий за мной должен взять крест. Протоиерей Георгий Чистяков в своей книге «Над строками Нового Завета» пишет следующее: «В Евангелии Иисус пять раз будет звать нас идти за Ним именно до креста. Причём в Евангелии от Луки это сформулировано наиболее ярко и определённо: «Если кто хочет идти за Мною, — говорит Иисус, — отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной» (9:23). Так — в Синодальном переводе. Но в греческом тексте есть ещё одно слово, пропущенное здесь: «ежедневно». Оно есть и в латинском переводе. Нужно помнить, что к кресту мы призваны идти не раз в жизни, не по какому-то порыву, вдруг однажды нас охватившему, а ежедневно. Христианство — это не просто рывок к Богу, это ежедневный труд. Эта вот «ежедневность» христианства — чрезвычайно важная его черта».

Таким образом, этот первый ответ Господа научает нас тому, что вопервых, Всеведущий Бог видит мотивы наших обещаний. Во-вторых, Спаситель, действительно, ищет Себе истинных поклонников, которые будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин. 4:23).

Затем Господь Сам обратился к другому человеку со словами, какими прежде призывал Своих учеников. Ответ человека, что прежде он хотел бы пойти и похоронить отца своего, толкуется по-разному.

Некоторые понимают это так, что отец его уже умер и лежал дома. Но если это было так, то сын был бы занят погребальной процедурой. Для иудеев похоронить родителей было священным делом, даже выше изучения закона (Быт. 50:5; Тов. 4: 3).Также интересно, что в Палестине умерших хоронили в день смерти, т. к. было очень жарко и если похороны задержать, то в скором времени тело человека могло бы быстро подвергнуться тлению и издавать неприятные запахи. Многие экзегеты считают, что скорее всего отец был в преклонном возрасте или при смерти, поэтому сын хотел скрасить последние дни своего отца, «закрыть ему глаза», иметь попечение о нём до гроба. Возможно и то, что он ожидал получения наследства. Поэтому человек хотел остаться с ним некоторое время, а, когда он умрет, последовать за Иисусом.

Однако Сердцеведец Господь видит, что если он сейчас не пойдет за Ним, он никогда не пойдет. Существует такое ученичество — откладывать на другой день начало серьезной христианской жизни. И так можно обманываться всю жизнь.

Кто же такие эти мертвецы, которые погребают мертвецов? По толкованию блаженного Феофилакта: «Отец ученика был неверующий и потому недостойный пропитываться в старости от сына своего, который уверовал. Предоставь, – говорит, – родственникам «мертвым», то есть неверующим, питать в старости и до гроба неверующего отца твоего. Итак, пусть эти мертвые, то есть неверующие, похоронят своего мертвеца, то есть твоего отца. А поскольку ты уверовал, то, как Мой ученик, проповедуй Евангелие Божие».

Смысл здесь совсем не в том, чтобы отказаться хоронить отца или перестать ухаживать за ним в старости Единственное, что следует делать – это возвещать Царствие Божие здесь и сейчас, вне зависимости от событий семейной жизни. Очень часто и в наши дни люди обращаются к Богу только тогда, когда им нужно похоронить родных, и только для того, чтобы похоронить – то есть нужен им не Бог, а всего лишь достойные похороны!

 Христос, как мы знаем из Евангелия, вовсе не относился с пренебрежением к родным – с креста Он поручил свою Мать заботам апостола Иоанна (Ин 19:27). Не был Он равнодушен и к смерти Своего друга Лазаря – не только пришел к его могиле, но даже прослезился и воскресил умершего, о чем Его и не просили (Ин 11). Но если бы главным делом для Него была забота о родных и близких, не стоило восходить на крест… Он бы, безусловно, никогда не сказал Своему небесному Отцу: знаешь, прости Меня, но Я исполню Твою волю как-нибудь потом, а сейчас Мне надо позаботиться о Матери, похоронить друга, да и вообще много неотложных дел накопилось. Он исполнял волю Отца безоговорочно и незамедлительно – а уж всё остальное делал, как получалось, и при этом остальное действительно получалось хорошо. Об этом Господь, видимо, говорил и ученику.

Третий человек хочет следовать за Христом, но ему надо прежде проститься с домашними своими. В толковании А.П. Лопухина сказано о том, «что этот проситель, по-видимому, не совсем еще решил, следовать ли Ему за Христом – он, по-видимому, хочет посоветоваться со своими домашними, скрывая это намерение под видом естественного желания проститься с ними. Господь ему говорит, что нельзя новое служение брать с какими-то сомнениями. Нет, нужно предаться ему вполне, искренно, всем сердцем, иначе такой ученик и после будет все оглядываться назад, подобно не интересующемуся своей работой пахарю. Пользы от такого отношения к делу распространения Евангелия ждать нельзя…».

Но Господь говорит ему: «Никто, возложивший руку на плуг, не оглядывается назад». Потому что невозможно, так поступая, провести прямую борозду, и земля будет непригодна для сеяния. Неблагонадежен (то есть буквально, «не годится») для Царствия Божия тот, кто подобен землепашцу, который, взявшись за плуг, озирается назад. Святитель Николай Сербский интересно замечает: «Путь к добру идет в гору, и вначале он весьма тяжек для того, кто привык идти по равнине или с горы. Тот, кто пойдет путем добра и вернется, не сможет оставаться на том месте, откуда первоначально отправился в гору, но падет намного ниже во тьму и бездну. Потому Господь и говорит, что не благонадежен для Царствия Божия никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад (Лк.9:62)».

В тот момент Господь был на последнем этапе Своего земного пути – Он шел в Иерусалим, и пожелавший идти за Ним должен был теперь же твердо решить, как ему поступить. Интересно отметить, что у Луки не записано, что же решили эти трое.

Когда мы читаем этот отрывок у нас вызывают недоумение ответы Христа: создается впечатление, что следование за Христом значит ссориться, конфликтовать, разрывать отношения с домашними. Но когда мы немного приложим усилий для понимания, то все становится доступным.

Кто-то из святых отцов сказал, Господь намеренно допустил в Священном Писании труднопонимаемые места, чтобы побуждать наш ум к более тщательному изучению Писаний. Все эти места мгновенно становятся ясными, когда мы для их понимания прикладываем хоть малейшие усилие. Как мы видим, приложив немного труда, полученная картина просто поражает своей ясностью и стройностью.

Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих проповедей говорит: «Читая Евангелие так с честностью, с открытостью, без предвзятых взглядов, мы непременно натыкаемся на различные места, которые по-разному отзываются в нашей душе. Некоторые места остаются непонятными, чуждыми, – мы можем их принять к сведению и пройти мимо, читать дальше, ожидая момента, когда мы дорастем до того, чтобы их лучше понять. Другие места у нас могут вызвать отказ: «Я не согласен с этим, я не могу этого принять…» Надо и это принять к сведению: значит, Евангелие и я не созвучны в каком-то отношении. И, наконец, будут такие места, на которые я могу отозваться всем сердцем, всей душой, от которых заволнуется все мое нутро, места, которые мне кажутся такими прекрасными, такими значительными, о которых хочется сказать: «Боже, как это хорошо!..».

Давайте же будем стараться, и Господь нам откроет разум к разумению Писаний. От нас начнется труд, а от Бога начнутся подарки. Он будет нам открывать ум к пониманию Писаний, а все Писание говорит нам о Иисусе Христе Господе нашем, воскресшем из мертвых в третий день, сидящем одесную Отца и паки грядущем судити живых и мертвых, и Царствию его не будет конца.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.