Семья: три цели брака

Автор: Архимандрит Эмилиан (Вафидис), перевод с английского – протодиакон П.Бубнов.

Сегодня любой согласится с тем, что в жизни человека день его свадьбы – самый важный после рождения и Крещения. Поэтому неудивительно, что одна из целей сегодняшних общественных потрясений и сдвигов – разрушить великое и священное таинство Брака.

Для многих брак – это возможность для получения удовольствий и развлечений. Жизнь, однако, серьезное дело, наполненное духовной борьбой и стремлением к конечной цели – Царствию Небесному. Наиболее решающий поворотный пункт на этом пути – вступление в брак. Никому невозможно избежать уз брака, будет ли он заключаться в духовном посвящении себя Богу, или же в таинственном соединении супругов в Венчании.

Сегодня мы поговорим о таинстве Венчания, о том, что дает Венчание нашей духовной жизни. Мы знаем, что таинство Брака установлено Богом, что брак «честен» (Евр. 13:4), что это «великая тайна» (Еф. 5:32). Холостяк просто проживает жизнь, а семейный человек по настоящему живет и испытывает полноту жизни.

Что же думают современные люди о священном таинстве брака, благословляемом нашей Церковью? Они вступают в брак и объединяют свои финансы, свои экономические интересы. Если объединяются два человека без идеалов, без духовных интересов, то можно сказать, что объединяются два нуля. «Я женился, чтобы жить самостоятельно» – говорят часто люди, – «и чтобы не быть запертым в четырех стенах».

«Я женился, чтобы наслаждаться жизнью» – продолжают они, и отдают своих детей – если у них, конечно, есть дети, другим людям, чтобы пойти в театр, кино, или на вечеринку. И вот их дом становится гостиницей, куда они возвращаются вечером, или чаще, за полночь, после того как они повеселились и отдохнули. Такие люди пусты внутри, и в своих домах они чувствуют реальную пустоту. Они не находят там радости и наслаждения и потому всегда находятся в движении, в поисках своего счастья.

Они женятся без знания, без чувства ответственности, просто потому, что они хотят вступить в брак, или потому что считают, что должны так сделать, чтобы быть полноценным членом общества. Но что в результате? Мы видим это каждый день. Крушения браков знакомы всем нам. Земной брак, как он понимается сегодня, имеет только одну характеристику – убийца духовной жизни человека. Мы должны четко это понимать: если у нас проблемы с браком, у нас в большей или меньшей степени будут проблемы в духовной жизни. Если у нас успешный брак, у нас будет и успех в духовной жизни. Успех или неудача, развитие или разрушение в нашей духовной жизни начинаются с нашего брака. Поскольку дело очень серьезное, давайте поразмышляем об условиях счастливого, по-настоящему христианского Брака.

Чтобы иметь счастливую семейную жизнь, человек должен с малых лет получить правильное семейное воспитание. Как только ребенок начинает постигать мир, учится думать, у него появляется интерес к его родителям или к своему здоровью, уже тогда должна начаться его подготовка к счастливому браку. Но в нашем веке, никто не заинтересован в том, чтобы готовить своих детей к этому великому таинству, которое сыграет главную роль в их жизни. Родители интересуются в основном лишь темой приданого и другими финансовыми аспектами браков их детей.

Ребенок с самого раннего возраста должен учиться любить, слушаться, отдавать, переживать потерю. Он должен учиться чувству, что чистота души и тела – это ценное сокровище, которое нужно хранить и взращивать. Характер ребенка должен формироваться должным образом, чтобы он стал честным, храбрым, решительным, искренним и радостным человеком, а не половинчатым, само-жалеющим созданием, которое постоянно оплакивает свою судьбу, слабовольной вещью без силы и мысли. С ранних лет, ребенок должен учиться проявлять интерес к определенным предметам или занятиям, чтобы в будущем он смог содержать семью. Женщина должна уметь быть хозяйкой дома, даже если у нее есть образование. «Но отче, – скажите вы, – ведь это все самоочевидно!» Спросите у семейных пар, и вы увидите, как много женщин, которые собираются выйти замуж, понятия не имеют о ведении домашнего хозяйства.

Когда мы достигаем определенного возраста, выбор спутника жизни это дело, которым нельзя пренебрегать. Здесь нельзя торопиться, ведь как говорит пословица «быстро жениться – быстро развестись». Но здесь нельзя и медлить, поскольку промедление – смертельная опасность для души. Как правило, нормальный ритм духовной жизни начинается в браке. Холостяк подобен тому, кто постоянно живет в прихожей: он и не знает, зачем существуют комнаты. Родители должны интересоваться жизнью ребенка в обществе, его молитвенной жизнью, так чтобы благословенный час пришел как дар от Бога.

Конечно, когда ребенок будет выбирать спутника жизни, он будет принимать в расчет мнение родителей. Как часто родители чувствуют сердечную боль, когда дети не спрашивают их мнение о будущем спутнике жизни! Материнское сердце чувствительно и не может вынести такого удара. Ребенок должен обсуждать эти вопросы с родителями, поскольку у них есть особая интуиция в этих вопросах. Но это не значит, что отец и мать могут давить на ребенка. В конечном счете, он должен иметь полную свободу в принятии своего собственного решения. Если ребенок вступит в брак под вашим давлением, он будет считать вас виноватыми, если что-то пойдет не так. Давление не приносит ничего хорошего. Вы должны помочь ему, но вы также должны позволить ему выбрать человека, которого он предпочитает или любит – но не того, кого он жалеет или испытывает чувство вины. Если ваш ребенок, познакомившись с кем-то, говорит вам «мне жаль эту бедную душу, я выйду за него замуж» – знайте, что вы на пороге неудачного брака. Только тот человек, который нравится вашему ребенку, или кого он любит, может быть рядом с ним. Будущие муж и жена должны взаимно нравиться друг другу, они должны действительно хотеть жить вместе, быть вместе душевно, без суеты.

По этой причине нельзя давить на детей. Иногда, помимо нашей любви к ним, мы чувствуем, что они – наша собственность, что мы можем делать с ними, все, что захотим. Так наши дети становятся неспособными к самостоятельной жизни – брачной, или безбрачной.

Конечно, процесс знакомства (это очень деликатная тема, которой мы не всегда уделяем должное внимание), должен проходить до вступления в брак. Мы никогда не должны быть поверхностны в узнавании друг друга, особенно, если мы не уверенны в своих чувствах. Любовь не должна ослеплять нас. Она должна открывать наши глаза, чтобы видеть другого таким, какой он есть, со всеми его недостатками.

Бывает, что когда я советую девушке серьезно задуматься над своими отношениями с будущим женихом, она отвечает: «Если я прекращу отношения, если расторгну помолвку, мама меня убьет!». Но что же это за отношения, если их нельзя прекратить? Отношения для того и завязывают, чтобы испытать свои чувства, узнать другого человека, чтобы понять, смогу ли я выйти за него замуж, или нет. Если отношения нельзя прекратить, тогда не нужно и объявлять помолвку, не нужно вообще выходить замуж. В период перед свадьбой мы должны быть особенно внимательны. Если мы будем внимательны, у нас будет меньше проблем и меньше разочарований после свадьбы. Кто-то однажды сказал, что в период знакомства, вы должны «держать свое сердце двумя руками», как если бы это был маленький звереныш (т.е. быть внимательным к своим ощущениям и чувствам – прим. перев.). Вы знаете, каким опасным может быть сердце: вместо того, чтобы привести вас к Венчанию, оно может привести Вас к греху. Есть вероятность, что человек, которого вы выбрали, смотрит на вас как на игрушку, или же вы для него просто один из вариантов. Позже вы окажетесь в депрессии и прольете много слез. Но потом будет слишком поздно.

Не оставайтесь с человеком, который тратит время и деньги на клубы, развлечения и роскошь. Не выбирайте того, кто, как выясняется, прячет за словами любви самолюбование и эгоизм. Не берите в жены женщину, подобную пороху, которая взрывается на любое слово в ее адрес. Она не будет хорошей женой.

Более того, если вы хотите иметь действительно успешный брак, даже не приближайтесь к девушке или юноше, которые не могут покинуть своих родителей. Заповедь Христа ясна: «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей» (Мк. 10:7-8). Но если вы видите, как другой буквально «привязан» к отцу или маме, если вы видите, как он слушает (и слушается) их с открытым ртом, и готов сделать все, что они скажут, сразу же уходите оттуда. Он эмоционально слаб, психологически несовершенная личность, и вы не сможете создать с ним семью. Мужчина, который станет вашим мужем, должен быть предприимчивым, активным и живым. Но как он может стать таким, если он не понимает, не осознает, не воспринимает тот факт, что родительский дом – просто рассадник, в котором он был посажен, чтобы позже быть пересаженным в другое место?

Когда вы выбираете мужа, будьте уверены, что у него все в порядке с коммуникабельностью, что у него есть друзья. Если у него сегодня нет друзей, завтра для него может стать трудно видеть в вас друга и супругу. Будьте осторожны к ворчунам, нытикам и угрюмым людям. Оградите себя от тех, кто все время жалуется: «Ты меня не любишь, ты меня не понимаешь» и от всего подобного. Что-то не так с этими рабами Божьими. Также оградите себя от религиозных фанатиков и «сверхблагочестивых», от тех, кто расстраивается по пустякам, все критикует и сверхчувствителен. Как вы будете жить с таким человеком? Это будет то же самое, что сидеть на колючках. Также будьте осторожны с теми, кто считает брак чем-то плохим, как форму лишения свободы, с теми, кто говорит «я никогда не думал жениться».

Будьте осторожны с некоторыми псевдо-христианами, которые рассматривают брак как что-то постыдное, греховное, которые потупляют взор, как только слышат что-то об этом. Если вы создадите семью с таким человеком, он будет для вас «жалом в плоть», и невыносимым бременем для монастыря, если он станет монахом. Берегитесь тех, кто считает себя совершенством, не видит в себе недостатков, одновременно находя недостатки в других. Будьте осторожны с теми, кто считает, что он избран Богом исправлять других.

Есть еще одна вещь, на которые вы должны обратить внимание: наследственность. Познакомьтесь с его (ее) отцом, матерью, бабушкой, дедушкой – так вы увидите все возможные предпосылки. Кроме всего, обратите внимание на веру. У него (нее) есть вера? Есть ли идеалы у того, кого вы собираетесь сделать спутником всей своей жизни?

Если Христос ничего не значит для него, как вы сможете войти в его сердце? Если он не ценит Христа, думаете, он будет ценить Вас? Священное Писание говорит мужу о «жене завета твоего» (Мал. 2:14), что значит – одой веры, одной религии, что она сможет соединить тебя с Богом. Только в этом случае ты сможешь иметь брак, как его называют святые отцы, «с согласием епископа», т.е., утвержденный и благословленный Церковью, а не просто формальным свидетельством.

Обсуждайте все заранее с вашим духовным отцом. Проверьте с ним каждую деталь, и он будет рядом как настоящий друг, и, когда вы достигните желаемой цели, ваш брак будет даром Божиим (1 Кор. 7:7). Бог дает каждому из нас свой собственный дар. Он ведет одного к браку, другого к девству. Бог не делает выбор за нас, говоря «иди туда» или «иди сюда», но Он дает нам мужество выбрать то, чего желает наше сердце, а также смелость и силу понести свой выбор через всю жизнь.

Если вы выбрали супруга таким образом, благодарите Бога. Познакомьте его со своим духовным отцом. Если у вас его нет, то вы вдвоем должны выбрать себе такого духовника, который будет вам напоминать о Боге и покажет вам Бога.

У вас будет много трудностей в жизни. Будет море проблем. Заботы будут окружать вас, и вести христианскую жизнь будет нелегко. Но не беспокойтесь. Бог поможет вам. Делайте то, что в ваших силах. Можете читать духовную книгу пять минут в день? – Читайте. Можете молиться пять минут в день? – Молитесь. Если не можете выделить пяти минут, молитесь две. Остальное – Божье дело.

Если вы видите трудности в вашем браке, если вы видите, что в вашей духовной жизни нет прогресса – не отчаивайтесь. Также нельзя быть довольным тем уровнем развития духовной жизни, которого вы достигли. Откройте сердце Богу. Подражайте тем, кто все отдал Богу, и делайте что можете, чтобы быть как они, даже если все что вы можете – это лишь желание быть как они. Оставьте действие Христу. И когда вы будете идти по этому пути, вы действительно почувствуете цель брака. Иначе как слепой вы будете блуждать по жизни.

Так в чем же состоит цель брака? Я расскажу вам о трех его главнейших целях.

Во-первых, брак это путь боли. Союз мужа и жены можно назвать «парной упряжкой» – оба тянут одну ношу. Брак – это общий путь, разделенная доля боли, и, конечно же, радости. Но обычно в нашей жизни шесть струн звучат печально, и лишь одна – радостно. Муж и жена вместе будут пить одну чашу печали, поражений и нестабильности. Во время таинства Венчания священник дает жениху и невесте пить из одной чаши, называемой «общая чаща», потому что они вместе будут нести тяготы брака.

Когда два человека женятся, это то же, что сказать: «Теперь мы будем идти вперед, рука за руку, через хорошие времена и плохие. У нас будут темные часы, часы грусти, наполненные тяжестью. Но даже в глубине ночи мы будем верить в солнце и свет. Ох, друзья мои, кто может сказать, что его жизнь не была отмечена трудными моментами? Но как немало знать то, что в твои трудные минуты, в твоих заботах, искушениях ты будешь держать в своей руке руку своей возлюбленной. Новый Завет говорит нам, что у каждого человека будет боль, особенно у того, кто вступил в брак.

«Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1 Кор. 7:27- 28). Помните, со дня свадьбы, говорит апостол, у вас будет боль, вы будете страдать, ваша жизнь будет крестом, но крестом с распустившимися цветами. В вашем браке будут свои радости, улыбки и это прекрасно. В солнечные дни помните, что красивые цветы скрывают крест, которые может появиться в вашей солнечной жизни в любой момент.

Жизнь это не вечеринка, как думают некоторые, и, женившись, падают с небес на землю. Брак это огромный океан, и вы не знаете, когда он поглотит вас. Вы приняли человека, который выбрал вас, со страхом и трепетом, и с большой заботой, и вот, после года, двух лет, пяти лет, вы обнаружили, что он дурачил вас.

Это будет фальсификацией брака думать, что это путь к счастью, это то же самое, что отвергать крест. Радость брака для мужа и жены – впрячься в хомут и вместе идти вперед, вверх по дороге жизни. «Ты не страдал? Значит, ты не любил!», – говорит один поэт. Только тот, кто страдает, может действительно любить. И вот почему печаль – необходимое свойство брака. «Брак, – по слову одного древнего философа, – «это мир, сделанный красивым надеждой, и укрепленный несчастьем». Точно также как сталь выплавляется в горниле, так и человек испытывается в браке в огне трудностей. Когда вы видите ваш брак на расстоянии, все кажется чудесным. Но когда вы подходите поближе, вы увидите, как много в нем трудностей.

Бог говорит, что «нехорошо человеку быть одному» (Быт. 2:18), и Он создал спутницу, того, кто будет помогать ему всю жизнь, особенно в борениях веры, поскольку для того, чтобы сохранить веру, вы должны страдать и испытывать боль. Бог посылает свою благодать всем нам.

Он посылает ее, когда видит, что мы хотим страдать. Некоторые, только лишь увидят препятствия, сразу убегают. Они забывают Бога и Церковь. Но вера, Бог и Церковь – не рубашка, которую меняют когда вспотели.

Таким образом, брак это путешествие через радости и печали. Когда кажется, что печали переполняют, вы должны помнить, что Бог с вами. Он поддерживает ваш крест. Это он возложил венцы на ваши головы. Но когда мы просим Бога о чем-то, Он не всегда дает правильный ответ. Он ведет нас вперед очень медленно. Иногда на это уходят годы. Мы должны испытать боль, иначе жизнь не будет иметь смысла. Но будьте в хорошем настроении, ведь Христос страдает с вами, и Святой Дух «подкрепляет нас в немощах наших» (Рим. 8:26).

Во-вторых, брак – это путешествие любви, это возникновение нового организма, как говорит Евангелие: «и будут два одною плотью» (Мф. 19:5). Бог объединяет двух людей, и делает их одним целым. Из этого союза двух людей, которые согласны идти одним шагом и чьи сердца бьются в унисон, происходит новое человеческое существо. Через такую глубокую любовь один становится живой реальностью в сердце другого. Фраза «я женат» – значит, что я не могу прожить и одного дня, даже одного мгновенья без своей спутницы жизни. Моя жена (мой муж) – часть меня, моей плоти, моей души. Она (он) дополняет меня. Она (он) – мысль моего ума. Она (он) – причина, по которой бьется мое сердце. Самое существенное в браке – любовь, и любовь – это о единении двух в одно. Бог презирает разделения и разводы. Он желает неразрушимого единства (Мф. 19:3-9). Я не делаю того, что не хочет моя вторая половинка. Я связан с ней. Я живу для нее, и поэтому прощаю ее ошибки. Человек, которые не может смириться и ужиться – не может вступать в брак.

Что хочет мой супруг (моя супруга)? Что интересует его? Что доставляет ему удовольствие. Это должно тоже меня интересовать. Я ищу возможность доставить ему удовольствие. Как я порадую своего мужа сегодня? Что я сделаю для своей жены? Это вопросы, которые женатый человек должен задавать себе каждый день. Она думает о его заботах, его интересах, работе, друзьях, так, что они могут все иметь общее. Он с радостью уступает ей, потому что любит ее, последним засыпает и первым встает. Он чтит ее родителей, как своих, любит и почитает их, поскольку знает, как родителям тяжело отдать дочку замуж.

Жена выражает любовь мужу через послушание. Она послушна ему как Церковь Христу (Еф. 5:22-24). Для нее счастье – выполнять волю мужа. Самомнение, упрямство, недовольство – вот топоры, которыми рубят дерево семейного счастья. Женщина – сердце. Мужчина – голова. Женщина – сердце, которое любит. В моменты, когда у мужа трудности, она стоит на его стороне, как императрица Феодора стояла рядом с императором Юстинианом. Когда ему радостно, она старается умножить его радость. В минуты печали она стоит рядом с ним, как чистый мир, который дает покой.

Муж должен помнить, что жена доверена ему Богом. Жена – это душа, которую Бог дал ему и однажды ее нужно будет вернуть. Муж любит свою жену как Христос любит Церковь (Еф. 5:25). Он защищает ее, заботится о ней, дает ей чувство безопасности, особенно, когда она в стрессе или больна. Мы знаем, как чувствительна женская душа, вот почему апостол Петр убеждает мужей почитать своих жен (1 Пет 3:7). Женская душа легко ранима, переменчива и может внезапно впадать в отчаяние. Поэтому муж должен быть полон любви и нежности, и считать жену своим величайшим сокровищем. Брак, мои дорогие друзья, это маленькая лодка, которая плывет через волны и скалы. Если вы хоть на мгновенье утратите внимание – вы потерпите кораблекрушение.

Как мы уже видели, брак, это, вопервых, путь боли; во-вторых – путь любви, и, в-третьих, путь к небу, Божье призвание. Священное Писание называет брак «великой тайной» (Еф. 5:32). Мы часто говорим о таинствах. Таинство – это символ таинственного присутствия некоторой реальной личности или события. К примеру, икона, это таинство. Когда мы покланяемся ей, мы не покланяемся дереву и краскам, но Христу или Богородице, или святому, которые таинственно изображаются. Святой Крест – символ Христа, являет Его таинственное присутствие. Брак это тоже таинство, таинственное присутствие. Христос говорит: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). И если двое женились во имя Христа, они становятся символом, который содержит и являет Самого Христа. Когда вы видите пару, осознающую это, это то же самое, как если бы вы видели Христа. Вместе – они богоявление.

Поэтому мы видим венцы над головами жениха и невесты во время Венчания, ведь они – образ Христа и Церкви. Не только это, но все в венчании символично. Зажженные свечи символизируют мудрых дев. Когда священник дает молодоженам зажженные свечи, он как бы говорит им: «ждите Христа, как мудрые девы» (Мф. 25:1-11). Обручальные кольца лежат в алтаре на престоле. Это значит, что брак начинается и заканчивается во Христе. Священник соединяет их руки, чтобы показать что это Сам Христос соединяет их. Христос – в центре таинства Венчания и в центре их семейной жизни.

Все элементы таинства Венчания – тени и образы, являющие присутствие Христа. Когда вы где-то сидите и вдруг видите тень, вы знаете, что кто-то идет. Вы не видите его, но вы знаете, что он здесь. Вы поднимаетесь рано утром и видите красный горизонт на востоке. Вы знаете, что еще чуть-чуть и солнце встанет. И действительно, из-за гор встает солнце.

Когда вы видите свой брак, мужа, жену, когда вы видите свои проблемы, все в вашем доме – знайте все это – знаки Христова присутствия. Это то же самое, если бы вы слышали шаги Христа, как если бы Он уже подходил, и вот-вот зазвучит его голос. Все это – тени Христа, открывающие тот факт, что Он с нами. Это правда, что из-за наших тревог и забот, мы чувствуем, что его нет. Но мы можем видеть Его в тенях, и мы уверены, что Он с нами. Вот почему в Древней Церкви не было отдельного чина Венчания. Жених и невеста просто приходили в церковь и причащались вместе. Что это значит? Что отныне, их жизни – одна жизнь во Христе.

Венцы – также символы Христова присутствия. Более точно, это символы мученичества. Муж и жена одевают венцы и этим показывают, что они готовы быть мучениками за Христа. Сказать «я женат» значит, что я живу и умираю за Христа. «Я женат» значит, что желаю и жажду быть со Христом. Венцы – это также символы царства, муж и жена – царь и царицы, и их дом – царство, царство Церкви, продолжение Церкви.

Когда начался брак? Когда человек согрешил. До этого не было брака, не было в современном понимании этого слова. Брак появился только после грехопадения, после того как Адам и Ева были изгнаны из рая, и Адам «познал» Еву (Быт. 4:1) и так начался Брак. Почему тогда? Чтобы они помнили свое падение и изгнание из рая, и искали пути обратно. Брак, таким образом, это возвращение в духовный рай – Церковь Христову. «Я женат» – значит, что я – царь, истинный и верный член Церкви.

Венцы символизируют окончательную победу в Царстве Небесном. Перед снятием венцов, священник молится Христу: «прими венцы их в Царство Твое», возьми их к Себе до окончательной победы. Таким образом, брак это дорога: она начинается на земле и заканчивается на небе. Это единение друг с другом, союз с Христом, Который ведет нас на Небо, чтобы быть с Ним всегда. Брак – это мост, ведущий нас от земли на небо. Это таинство говорит нам: над всем, что есть в вашей жизни – над любовью, ежедневными событиями, помните, что вы предназначены для неба, что вы оказались на пути, который прямо ведет вас туда. Жених и невеста берут друг друга за руки, священник берет их и ведет вокруг аналоя. Брак – это движение, развитие, путешествие, которое закончится на Небе, в вечности.

Мы привыкли считать, что в браке соединяются двое. На самом деле, их не двое, а трое. Мужчина женится на женщине, женщина выходит замуж, а оба вместе соединяются со Христом. Так трое участвуют в таинстве, и трое остаются в жизни.

В движении вокруг аналоя пару ведет священник – образ Христа. Это значит, что Христос ведет нас, спасает нас, исцеляет нас и делает нас Своими. И в этом – великое таинство Брака.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.