Чудо на горе: чем живет реабилетационный центр Елизаветенского монастыря

Беседовал Виталий Анатольевич Попков, преподаватель Минской духовной семинарии

Издревле на устах нашего народа мудрые слова: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Это краткое выражение всей глубокой истины непостижимости Промысла Божия выражает признание человеком свой слабости и беспомощности перед бездной Путей Господних. И только Ему Самому ведомо, каким образом обратить взор, казалось бы, уже окончательно погибшего создания, в лицо которого ещё когда-то в раю Он вдунул дыхание Жизни.

Человеку свойственно «не замечать» глубины своего падения. Ведь очень редко хватает той самой смелости признать, а может уже и сил увидеть. Разнообразны и пороки, так как не очень-то глуп искуситель. Под видом прекрасного он предлагает человеку смерть. Но обнаруживается это, к сожалению, зачастую весьма поздно…

Господь Иисус Христос дал нам незаменимое ничем врачевство Покаяния. Именно за ним вот уже 18 лет и обращаются оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, искалеченные грехом люди (потерявшие жилье, освободившиеся из мест лишения свободы, страждущие от пьянства или наркомании, инвалиды) в Свято-Елизаветинский монастырь г. Минска, в 30 км. от которого и разместилось монастырское подворье. Это место в некотором роде уникально. Здесь Господь творит незаметное для посторонних глаз чудо, которое ощущается лишь теми, кто здесь трудится и молится.

Для беседы встретились с монахиней Марфой, которая по благословению настоятельницы обители игумении Евфросинии (Лаптик) и духовника протоиерея Андрея Лемешонка несёт послушание старшей сестры подворья.

—Матушка, Вы уже не первый год несёте данное послушание, трудитесь на этом поприще. Расскажите, пожалуйста, о том, как вообще возникла у женского монастыря идея появления такого подворья, что на первый взгляд кажется весьма необычным? Кто автор такой идеи?

—Идея эта принадлежит нашему духовнику, отцу Андрею Лемешонку. С самого начала, с 1998 года, это подворье начало своё существование с того, что сёстры монастыря начали нести послушание в отделении больницы Новинки, (да и сам монастырь возник около больницы, так как это служение является очень важным). Целью была помощь людям, которые выходят из больницы по окончании срока пребывания обратно в обычную жизнь, но не могут справиться с особого рода трудностями, не могут найти себя, не работают, теряют семьи, жильё… Государство в то время выдало нам участок земли, на которой тогда была только одна ферма. И вот с 1998 года подворье благоустраивается, приобретя на сегодня то, что мы с вами видим.

—Могли бы Вы кратко рассказать об историческом пути подворья, какие основные моменты Вам запомнились?

—Я не из самых первых сестёр, но из того что помню я, то могу сказать, что поначалу мы приезжали сюда просто служить молебны, в самом начале, когда ещё не служилась Литургия. Поэтому самой важной вехой в нашем становлении был тот день, когда была отслужена первая Божественная Литургия. Это было на праздник Воздвижения Животворящего Креста. И вот, начиная с этого дня, у нас каждую субботу совершается Литургия. По пятницам приезжает отец Андрей, проводится общее собрание с братией. Мы обсуждаем неделю прожитую, какиелибо духовные вопросы и идеи, после чего проводится исповедь и подготовка к завтрашнему Таинству Причащения.

Еще можно сказать, что поначалу братия жила в простом коровнике, где были отстроены келии, т.е. половину коровника занимали первые подаренные нам животные, а в другой половине размещались жилые помещения.

—А храм поначалу до постройки кирпично-каменного, видимо, тоже был деревянным?

—Нет, сначала это был просто небольшой отдельно построенный домик, в котором служили молебны в отдельной комнате; на втором этаже жили сёстры.

—Матушка, а можно ли сказать о том, какое примерное количество человек переступило порог с просьбой о помощи с начала существования подворья, сколько людей вышло отсюда с обновлённой жизненной позицией?

—Это очень сложный вопрос. Вы знаете, возможно это и плохо, но всё-таки никакой статистики как таковой мы не ведём. Трудно сказать. Некоторые проживают неделю, а потом уходят в прежнюю жизнь, а другие остаются на годы, есть такие которые живут больше десятилетия.

—То есть, можно сказать, что всё равно время от времени даёт о себе знать это тяготение к прежнему, возникает рецидив?

—Да. Но им просто идти некуда, и они нашли тут себя. Это и место, крыша над головой. Во-вторых, это и люди вокруг, с которыми они могут поговорить о своих проблемах без стеснения, поделиться своими переживаниями. А также храм, что очень важно. Ну и работу себе они здесь тоже какую-нибудь приобрели…

—Сотрудничают ли с Вами здесь представители медицинских учреждений, социальных учреждений?

—В своём большинстве люди приходят сюда уже после больницы, хотя есть и такие, кто переступает порог с улицы. Необходимость врачебной помощи рассматривается здесь в каждом индивидуальном порядке.

—Матушка, а как изменяется богослужебный порядок в стенах храма на подворье в период Великого Поста?

—Обычно после утренних молитв по прочтении апостольского и евангельского зачал мы служим молебен или акафист. А в период Великого Поста мы совершаем утреню целиком, а также особое внимание рекомендуем уделять молитве Иисусовой. Такую практику духовник благословил около пяти лет назад.

—И, помимо молитвы, насельники подворья, наверное, также занимаются физическим трудом? Какого вида послушания несут братья на подворье?

—Абсолютно разные. Как Вы видели, они всё делают сами. Вот например, на трапезной они тоже готовят сами. Убирают сами. Есть своя столярная мастерская, слесарная мастерская, ферма, пилорама… Также есть тракторный цех, в силу необходимости обрабатывать поля. То есть, всё это они решают своими силами.

—Какое примерное количество скота?

—Примерно… Сейчас у нас под 40 дойных коров, дойных коз около 50. Также около 50-60 овец.

—А как братия проводит свободное время, небольшой досуг?

—Вы знаете, как такового свободного времени почти и нет. Получается так, что отдельное время также уделяется беседам с сёстрами на морально-христианские темы, организовываются чаепития. А трудиться братья иногда заканчивают примерно в 8-9 часов вечера. Человеку хочется просто отдохнуть… Но в воскресенье, естественно, больше свободного времени. На следующий год мы планируем, если получится, организовать и небольшую спортивную площадку.

—Матушка, определённый отрезок жизненного пути каждого из пришедших сюда проходит перед Вашими глазами. Можете ли Вы сказать о том, что у каждого из находящихся здесь своя личная «методика», своё внутреннее настроение для возвращения к полноценному проживанию дарованного Творцом земного бытия? Можно ли сказать о том, что мера трудности в восстановлении зависит от степени повреждённости пороком?

—Не всегда. Здесь всё неоднозначно, очень сложно здесь сказать конкретно. Бывает так, что приходит человек, который жил очень плохо, его мера искренности, глубокое осознание порождают истинное перерождение. Есть и такие, которые приходят ради того, чтобы перезимовать или, например, устроиться на работу, потому что потеряли жильё, или человеку необходимо просто восстановить документы… Но если человек без лукавства, и он обладает той необходимой мерой открытости и надежды на Бога, то перемена человека в добрую сторону при помощи Господней очевидна.

—То есть, если внимательно присмотреться, то во всех положительных случаях, как и во всей нашей земной жизни, совершается именно Божье чудо?

—Несомненно. Да, мы постоянно живём в этом чуде. И мы перестаём, к сожалению, видеть это чудо, воспринимать его как чудо. Иногда человек живёт год, два, три, пять, шесть, и, вроде бы, ничего в нём не меняется, а потом в один день это приходит. У другого это изменение проходит незаметно и постепенно. И это всё равно одно и то же чудо Божье. Потому что непонятно, как вдруг у человека, такого на первый взгляд хитрого, не особо к чему-то высшему стремящегося, какое-то внутреннее зёрнышко Бог рассмотрит. Мы ж всё равно судим по какому-то внешнему поведению, глубоко в душу человеку залезть же невозможно, что и как там. И иногда первое представление о человеке бывает абсолютно негативное, об его поведении, об его устроении… А потом в один раз неожиданно так – «Ах!..». Вот это и есть настоящее чудо. Вот для меня это необычное каждодневное изменение человека – уже большое чудо.

—Зайдя на территорию подворья, можно без труда заметить, что реализовываются, с помощью Божьей, многие задумки, планы. Поделитесь, матушка, пожалуйста, Вашими планами на будущее.

—Здесь могу сказать, что в ближайших наших планах, а это уже и вынужденная мера – постройка новых жилых помещений для братии подворья. Катастрофически не хватает жилья. На сегодня здесь проживает 184 человека, хотя идеальная вместимость – 60 человек. У нас есть дополнительные временные домики, но тем не менее всё перезаполнено. А это не так просто, как для них, так и для нас. Хочется, чтоб для братий, которые здесь живут и трудятся уже не первый год, были условия хоть бы минимально приближенные к до машним. Понятно, что это колоссально тяжело, почти невозможно, но всё же… Особенно тяжело, когда случается большой наплыв людей, и всем приходится делать огромное усилие над собой. Это общий труд.

—Сердечно благодарим Вас, матушка, за то, что, несмотря на огромную Вашу занятость ввиду большой ответственности на данном послушании и обилие проводимых мероприятий, Вы сумели найти немного времени для беседы. Желаем Вам помощи Божией в Ваших нелёгких трудах. Пусть Господь услышит Ваши молитвы о сокращении количества пребывающих здесь.

Поистине правы святые отцы Церкви, говорящие нам о том, что Святое Покаяние изменяет решение Божие. Сегодня на территории монастырского подворья можно встретить людей разного возраста, с разными жизненными историями, о которых они делятся весьма неохотно. Разные судьбы… Но одно у них общее – они знают не понаслышке, каково это – быть никем. И лишь доброе свободное произволение, которое тоже никогда Богом не упускается из вида, становится первым шагом, первой отправной точкой на этом нелёгком пути возвращения. Человеку сомнительному для общества, но крайне дорогому для Творца, необходимо проявить решительное признание, живое, не какоето рекламно-формальное, и тогда он обязательно увидит чудо Божией благости и милосердия.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.