Храмы святой Троицы в Зельве история и современность

Автор: Протоиерей Георгий Суботковский, настоятель прихода храма Святой Живоначальной Троицы г.п.Зельва, кандидат богословия.

Для церкви Святой Живоначальной Троицы в г.п. Зельва Гродненской области минувший год был отмечен знаменательными событиями: 200-летием с момента ее постройки и 105-летием с даты освящения храма.

Церковь Святой Живоначальной Троицы – одна из древнейших на территории нашего района. Есть сведения, что в 1815 году на фундаменте древней деревянной православной церкви, датируемой по одним источникам 1434, по другим 1443 годом, был построен храм по проекту архитектора Александра Градецкого как униатский. Если принять 1434 год за истинную дату постройки первой деревянной церкви, получается, что православная молитва на этом святом месте звучала еще 581 год назад.

В период с 1904 по 1909 годы по проекту архитектора И.К. Плотникова храм перестроен на средства правительствующего синода и пожертвования прихожан трудами священника Иосифа Янковского. В это же время достроена колокольня. Как православный храм освящён в 1910 году правящим епископом Михаилом.

Творя добро

Священник Иосиф Янковский умер в 1913 году молясь у святого престола и был с благоговением похоронен у левого клироса внутри здания церкви. Приемником его стал протоиерей Николай Протосевич, настоятельствовавший в храме до 1923 года (похоронен на церковной территории). С 1923 по 1930 годы настоятелем в Троицкой церкви был его сын протоиерей Дионисий Протосевич, ставший впоследствии помощником протопресвитера и ключарей митрополичьих церквей, членом Духовной консистории и епархиальным миссионером. Он и прислал из Варшавы памятное евангелие, которое долгое время находясь в церкви в литургическом употреблении пришло в ветхое состояние и было обложено бархатом руками жившей в то время на приходе выдающейся белорусской поэтессы Ларисы Антоновны Гениюш. Сменил отца Дионисия на посту настоятеля протоиерей Давид Якобсон. Во времена немецкой оккупации нес свое служение в церкви священник Антоний Ягодка. В послевоенные годы послушания настоятеля несли в церкви священники Сергий Сементовский, а после Василий Чикида. С 1987 по 1999 годы в храме служил протоиерей Валентин Ивойлов. Отца Валентина сменил отец Александр Авсиевич. В 2006 году настоятелем прихода назначен иерей Георгий Суботковский. В ноябре 2013 года на должность священнослужителя церкви Святой Живоначальной Троицы назначен иерей Кирилл Кубрак.

Чудотворные иконы

Признаком благоволения Бога к храму является наличие в нем святынь. Приходы, первыми принявшие Православие, одаривались императорскими подарками. В 1867 году государь император Александр II подарил Зельвенскому храму особо почитаемые на Руси иконы – Пресвятой Троицы и список (точную копию с оригинала) чудотворного Тихвинского образа Матери Божией.

Тихвинская икона Божией Матери по церковному преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. До XIV века икона находилась в Константинополе, где для нее был воздвигнут храм, известный под названием Влахернского.

Икона издревле почиталась в Греции как чудотворная. Через нее совершались многочисленные исцеления, посылалась помощь при иноземных нашествиях. Однажды святая икона чудесным образом покинула Влахернский храм и переместилась по морю в неизвестном направлении, но через некоторое время возвратилась на прежнее место.

В 1383 году при императоре Иоанне V Палеологе (1341—1391) святая икона вновь покинула Константинополь. Согласно летописи, в этом же году на Руси она явилась перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина. В древних летописях описано, как над водами озера в лучезарном свете явилась икона Божией Матери с Богомладенцем на руках, переносимая неведомою силою по воздуху. Несколько раз икона опускалась на землю, но после того, как на этом месте начиналось строительство храма, икона вновь чудесным образом перемещалась, пока не остановилась в болотистом месте близ Тихвина.

Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений. Издревне почиталась она как материнская. Перед ней молились о семейном благополучии, даровании детей, удачном замужестве дочерей и женитьбе сыновей.

Такой храм будет служить вечно

Во времена атеизма зельвенский храм находился практически в запустении. Стены церкви постепенно разрушались, замены требовала крыша – шиферная над центральной частью храма и жестяная над алтарем. Да и сам алтарь, ввиду того, что на него просачивалась вода, начал прогнивать. Молиться было холодно и неуютно. Прихожане охотно откликнулись на предложение отца Александра Авсиевича и взялись за замену окон и дверей, постройку новой современной ограды. Правда, завершали эти работы уже под руководством отца Георгия Суботковского.

 В 2006 году началась усиленная подготовка к празднованию 100-летнего юбилея церкви. Практически за три года с Божьей помощью и силами верующих смонтирована отопительная система, снята краска с наружных стен, здание оштукатурено. В результате реконструкции в храме более чем на 2,5 метра поднялся потолок. Между центральной частью и алтарем установлена специальная арка, в заалтарной части появилась написанная икона Пресвятой Богородицы.

Одновременно велись работы и на крыше храма. Шифер заменили на металлочерепицу, затем в виде арок, соединенных между собой, достроили колокольню, шатер, установили купол с крестом. Немного позже небольшой купол, увенчанный крестом, появился и над алтарной частью церкви.

Ощущая потребность в единении с Богом, церковь строит весь народ. Такой храм неразрушим, такой храм будет служить людям вечно.

Богослужение в храме на время проведения таких ремонтных работ не прекращалось – прихожане от души молились за всех, кто принял участие и оказал посильную помощь в их проведении. Восстановление храма не прекращается и поныне: в алтарной части положен паркет, установлена необходимая мебель. Сейчас возводится церковно-притчевый дом.

На прицерковной территории построена специальная арка, на которой подвешен колокол весом в 25 пудов (около 400 кг), датируемый 1888 годом. Прихожане по старше вспоминают, что когда-то давно он был цел и невредим, и звон с колокольни был слышен за пять верст. Теперь в колокол звонят во время рождественских и пасхальных торжеств. Конструкция и история колокола вызывает особый интерес у школьников во время экскурсий в храм.

Церковь объединяет и взрослых, и детей

Храм объединил вокруг себя воскресную школу и молодежное братство. Ни один значимый годовой праздник не проходит в церкви без участия детей и молодежи. Школьникам нравится постигать основы Богословия, изучать историю Ветхого и Нового Завета, принимать участие в Литургии.

В Воскресной школе церкви Святой Живоначальной Троицы обучается более 50 детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет, которые разделены на 4 группы. С каждым годом число ребят увеличивается: в школу приходят не только дети из Зельвы, но и воспитанники социально-педагогического центра. Познавать Бога на уроках им помогают преподаватели Наталья Суботковская, Наталья Глушеня и Ольга Ганжина.

По воскресеньям дети не только изучают Библию, но и принимают участие в проводимых для них конкурсах, подвижных играх. Для развития творческих способностей ребят готовятся праздничные инсценированные постановки. Полюбились зельвенским зрителям театрализованные представления, приуроченные к Рождеству и Пасхе.

Ребят со всей Гродненской области, которые руководствуются православными ценностями, уже восьмой год подряд на Зельвенщине собирает экологический слет «Православная молодежь за устойчивое развитие». Участники двухдневного форума принимают участие в мастер-классах, имеют возможность высказать своё мнение в ходе обсуждения общественно значимых тем, соревнуются в волейболе…

Не забывают ученики воскресной школы и члены молодежного братства о тех, кто нуждается в моральной и психологической поддержке. Ежегодно на все свои мероприятия они приглашают молодых людей с ограниченными возможностями, готовят для них праздничную программу, угощение и подарки. В свою очередь, юноши и девушки отделения дневного пребывания изготавливают сувениры. Выставка данных работ декоративно-прикладного творчества не раз проходила в зельвенском храме.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.