Как подготовиться к Пасхе. 10 практических советов

1 ДЕЛО: ВЫРВАТЬ СОРНЯК — ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗАВИСИМОСТИ

На дворе весна. В это время хорошие хозяева выходят в огород, на клумбы, берут в руки грабли и лопаты и, засучив рукава, готовят почву к посадке. Кое-где уже вылезли сорняки, а где-то портит вид зимний мусор. Подобная картина – и в нашей жизни. Пора навести в ней порядок!

Если не заниматься огородом – в нем начинают царствовать сорняки. Если не уделять время себе – легко зарасти душевными сорняками, погрязнуть в мусоре суеты. Для большинства из нас жизнь – это постоянный круговорот: работа-домработа-дом и так до бесконечности. Мы часто думаем: буду больше работать – больше заработаю – лучше буду жить и жизнь наладится, станет лучше и мне будет совсем хорошо. Как много сил и здоровья мы отдаем всему этому! Что же, пришло время остановить колесо, в котором крутится наша белка.

Посмотрим честно сами на себя. Среди сорняков, что паразитируют в огороде нашей жизни – самые разные зависимости, вредные привычки и опасные привязанности. Подготовка к Пасхе – самое время, чтобы избавиться от них. Начнем с составления списка всего вредного, что мы делаем, но на самом деле (если признаться честно) делать не хотим. Это может быть зависимость от телевизора, социальных сетей, алкоголя, курения, лишней и вредной еды. Некоторые мужчины зависят от своего автомобиля, а женщины не могут отказаться от затратной привычки следовать «идеалу» внешнего вида. Кто-то зависим от определенного уровня жизни и комфорта, и когда теряет его – начинается ломка.

Составив список, выделим красным цветом самые вредные зависимости, а затем из них выберем ту, с которой нам по силам справиться. Объявляем ее врагом номер один и на нее направляем весь свой годовой запас злости, обиды, гнева. Непросто освободиться от зависимости сразу. Попробуем известный способ: уменьшаем дозу постепенно и контролируем процесс. Вместо двух часов сериалов по вечерам, уделим им лишь час. Дальше – меньше. Как правило, зависимому человеку трудно справиться без посторонней помощи. И здесь пора вспомнить о Боге – Создателе человека и всего видимого мира. Обратимся к Нему за помощью. Но чтобы Он смог помочь, нужно дать Ему такую возможность, нужно разрешить Ему войти в нашу жизнь. Когда нам захочется включить телевизор, налить еще рюмочку или захотеть еще чего-то вредного, обратимся к Нему за помощью, обратимся к нему с молитвой, например с молитвой «Отче наш» — молитвой Господней. Она заканчивается просьбой, которая как раз касается нас: «и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого!». Этими словами мы просим Бога помочь нам выдержать искушение снова вернуться к зависимости и, в конечном итоге, совсем освободиться от нее. Освобождение от зависимостей невозможно без таинства Исповеди – здесь мы объявляем свое пристрастие Богу и получаем от него разрешение. И, конечно же, в таинстве Причащения Сам Бог приходит к нам, в нашу жизнь, исцеляет и преображает ее. За нами лишь – полностью довериться Богу, открыть Ему свою жизнь и поверить в Его силу и всемогущество.

Без Бога огород нашей жизни не прополоть!

2 ДЕЛО: ПОСАДИТЬ ДЕРЕВО – ПРЕОБРЕСТИ ДОБРОДЕТЕЛЬ

После того, как сорняки вырваны, прошлогодний мусор собран и выброшен, пора сеять и садить. Представьте, как через месяц-другой, расцветет, зацветет ваш сад, всюду будут благоухать и радовать глаз цветы. Снова нужно работать!

Очистить нашу жизнь от зависимостей – это только начало. Составим список хороших привычек, которые хотелось бы приобрести. Трудновато с этим, не правда ли? Мы как-то больше привыкли приобретать вещи, предметы… Что же, Сам Господь советует нам хорошие жизненные привычки, которые приводят к счастью – блаженству. Да, это заповеди блаженства.

Вот, например, «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Кто такой милостивый человек? Основа милости – любовь. Человек, который любит, ценит, уважает других не меньше, чем себя. Не только друзей, знакомых, просто достойных его уважения людей. А всех, кто встречается на его жизненном пути, даже плохих, недостойных, наконец и самих своих врагов и недоброжелателей. Как насчет того, чтобы начать прощать и любить тех, кто делает нам зло? Зложелателей, недоброжелателей, просто злых и вредных людей.

Ведь если мы любим тех, кто нас любит – в чем здесь добродетель? Так все делают. А вот любить и прощать – одним словом – быть милостивым к тем, кто совсем немилостив к нам – вот это уже чтото новенькое. Попробуем? Ведь Господь уверяет нас, что эта простая привычка приведет нас к счастью – блаженству. Думаете, будет трудно? А вы попробуйте. Просто возьмите и сделайте. И посмотрите, что будет на душе. Потом еще раз сделайте. И еще раз. Пусть это станет привычкой. Ваша жизнь точно не станет хуже, если Вы всего лишь перестанете злиться и обижаться на своих обидчиков.

А какие деревья хотите посадить Вы? Каких добрых привычек не хватает Вам? Вы уже составили список? Нужно составить. И снова – за дело?

3 ДЕЛО: ОБРЕЗАТЬ ВЕТКИ — УБРАТЬ ИЗ ЖИЗНИ ЛИШНЕЕ

Не только мусор и сорняки мешают гармонии нашего сада. Есть вполне естественные и безобидные вещи, которые мешают расти, цвести и плодоносить. От них нужно избавляться.

Давайте начнем с работы. Просто проведем ее духовный аудит – проверку. Работа – вещь сама по себе хорошая, нужная, и, как правило, неизбежная. На работе мы ежедневно общаемся с коллегами, с начальником и партнерами, конкурентами и подчиненными. Нужно разобраться, что из этого мешает моему духовному росту, что помогает, а что никак не влияет. Составим список мешающих факторов. Теперь подумаем, как можно их «обрезать», или, хотя бы, минимизировать их вред. Может случиться и так, что мы придем к совсем неутешительному выводу: единственный выход – сменить работу. Понятно, мало кому хватит мужества в наше время действовать в соответствии с таким выводом. Но вспомним, что Сам Творец человека советует нам в таком случае:

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:29-30).

Без глаза, без руки жить трудно, но все же возможно. А можно ли прожить без работы? Без вредной работы – да, можно. Через такое вызывающее сравнение Господь открывает в нашей жизни то, без чего, как нам кажется, мы ну никак не проживем. Без высокооплачиваемой работы, которая, вместе с тем, совсем затягивает нашу жизнь в беспросветную суету. Без неизбежного общения, после которого мы больше смотрим на землю, чем на небо, и так далее. Никакое молоко не сможет помочь человеку, работающему на духовно вредном производстве. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36). Никакой, а вред – огромный.

Следующий на очереди после работы – наш отдых. Как мы отдыхаем? Какие ключевые слова характеризуют наш отдых? Диван, телевизор, расслабиться, выпить, покушать? Или природа, движение, чтение, увлечения? А может мы уже выросли до того, что считаем, что отдых для человека – это общение со Своим Творцом? Чем для нас является воскресенье? Днем, когда мы ничего не делаем, или днем, в который Господь входит в нашу жизнь, приходит к нам в гости? Да, отдых может разрушать не меньше работы, может лишать нас живительных сил для духовного роста и саморазвития. Такой отдых – тяжкое бремя, от которого нужно освободиться.

Что еще мешает нам расти к небу? Составьте свой список и подумайте, как убрать все лишнее.

4 ДЕЛО: ВЫМЫТЬ ОКНА В ДОМЕ СВОЕЙ ДУШИ

Каждая усердная хозяйка четко знает, что перед Пасхой нужно вымыть окна в доме или квартире. Для многих женщин это стало своеобразным предпасхальным обычаем, который формирует настроение, чувство предвкушения праздника. Это совершенно правильное чувство, идущее из глубины души. Поэтому нужно идти глубже. Нужно мыть не только окна.

Нередко мы чувствуем себя в жизненном тупике, не можем понять, что со мной происходит и куда дальше идти. Порой мы просто физически ощущаем свою жизненную слепоту, нехватку того самого духовного зрения, с помощью которого можно усмотреть суть всех житейских проблем и неурядиц и найти из них выход. Итак, духовное зрение. Что же это такое? В учебнике молитвы — удивительной книге Псалмов мы встречаем такие слова: «Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105). Слово Бога превращает слепоту жизненной тьмы в ясный день, где четко видны дорожные ямы, кочки, опасные перекрестки и нужные повороты. Итак, есть Солнце Правды – Бог, есть Божий свет – Его слово. А есть дом нашей души, через окна которого должен попадать в нашу жизнь этот свет, освещать ее и показывать все входы и выходы. Но вот проблема! Мыть окна души мы не хотим, ограничиваемся лишь квартирными. А ведь и на эти, душевные, окна садится грязь наших грехов, мы часто сами плюхаемся в греховное болото, купаемся в нем, а потом выходим, и думаем, что ничего страшного, пойду дальше, буду жить как ни в чем не бывало. Но грязь на окнах осела плотным слоем, засохла, и теперь даже теплый весенний дождь не смоет ее. Только профессиональная, мощная, но деликатная мойка сможет справиться с этой грязевой броней. Такая мойка для души – это таинство Исповеди. Для того, чтобы помыть душу на исповеди, нужно сначала поработать самому, а потом дать возможность действовать Богу. Подготовка к исповеди – это настоящая проверка всей своей жизни, всех поступков, отношений, увлечений. Если у Вас нет опыта таких проверок – приобретите пособия по подготовке к исповеди, но помните, что только ваша искренняя беспощадность к самому себе, поможет выявить и «отскоблить» всю душевную грязь. Итак, берем чужой положительный опыт, прибавляем собственную интуицию, составляем экспертное заключение – его можно оформить на бумаге, а можно сохранить в уме (если память хорошая) – и вот теперь Вы готовы к исповеди – готовы сказать Богу, в чем Вы нарушили волю своего Небесного Отца. Готовы сказать это в присутствии свидетеля – священника, который перед Богом принимает Вашу исповедь, разрешает Вас от греховного бремени и соединяет с Христовой Церковью. Окна нужно мыть регулярно, особенно если рядом грязная дорога или дымящие заводы. Так и окна души нужно мыть регулярно, не только перед Пасхой, а, по меньшей мере, раз в месяц, чтобы Божий свет постоянно был в нашей жизни.

 Да будет свет!

5 ДЕЛО: САНКЦИИ ЗЛОСТИ — ДЬЯВОЛЬСКОМУ ИМПОРТУ

Этот особо вредный товар разрушает, разъедает, портит все, что попадается ему на пути. Не пожелаешь такого ни себе, ни другому. Как он вообще попадает в мое жизненное пространство? Когда и где я купил его?

Никто из нас в детстве не мечтает быть злым человеком, да и сейчас нам всегда хочется выглядеть добрыми и пушистыми. Но вот однажды нам что-то не понравилось, что-то пошло не так – и вдруг – без всякой подготовки самая отборная злость заполняет нашу душу, злые слова не дожидаясь приглашения вылетают из нас, злые дела вершатся, не терпя никаких отлагательств.

А бывает и так, что мы, следуя правилам приличия, не позволяем злости выйти наружу. Не будем же мы изливать свою злость на начальника, от которого зависит наша та самая высокая зарплата? В этом случае мы копим эту злость как иностранную валюту, думая, что останемся в выигрыше. Как правило, эти «запасы» вываливаются в самый неподходящий момент на наших близких так, что потом мы очень и очень жалеем о «содеянном».

Откуда же берется злость, и как объявить ей санкции?

«Из сердца исходят злые помыслы» (Мф. 15:19) – говорит Творец человека, Тот, Кто лучше всего знает наше сердце. «Злой» — одно из имен диавола, а злость – одна из характеристик его профиля. Именно поэтому апостол Павел, предостерегая христиан от гнева и злости просит: «Не давайте места диаволу» (Еф. 4:27). Просто не пускайте его к себе, не берите его рекламные листовки, в которых говорится, что если ты разозлишься на того человека, своего обидчика, например, ему ох, как плохо будет, ох, как он пожалеет о том, что сделал тебе… Если мы берем эту листовочку на заметку, если начинаем копить зло – мы как бы говорим диаволу: «пожалуйста, заходи, присаживайся, что еще мне посоветуешь…»

Любая злая мысль, направленная против другого человека – начало сотрудничества с диаволом, путь к разрушению человека. Гнев мы можем направлять только на грех, на свою лень и бездействие, которые удаляют нас от Бога и собственного счастья и гармонии. Будем пользоваться этим инструментом по назначению.

Итак, злость объявляется санкционным продуктом. А Вы в курсе, что санкционные продукты подлежат уничтожению?

6 ДЕЛО: ПЕРЕЙТИ НА РАДОСТЬ — ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ

Если злость – дьявольский импорт, то радость – это самый ценный отечественный продукт из нашего Небесного Отечества – Царства Божия. Наша задача – начать хранить, употреблять и распространять радость Небесного Отечества.

Какое место может занимать радость в жизни обычного христианина? Да большую ее часть! Откроем Библию. Вот, к примеру, покаянный 50-й псалом, псалом плача раскаивающегося грешника. Вот какие там есть слова:

«Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости смиренные… Воздай мне радость спасения Твоего» (Пс. 50:10,14). Грех – это скорбь и печаль; спасение, общение с Богом – радость и счастье. Вот и апостол Павел очень просил своих адресатов радоваться: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Послание к Филиппийцам 4:4).

Где ж нам взять, купить эту радость? Попробуем начать с праздника радости – Пасхи. А чему, собственно так радоваться на Пасху? Давайте для начала вспомним самые радостные моменты в нашей жизни.

Вспомните, как Вы узнали, что Вас приняли в университет (сейчас еще нужно добавить «на бюджет»). Как девушка была на седьмом небе от счастья, когда любимый сделал предложение. А он – от того, что она согласилась. Родился долгожданный сын. Выиграли в лотерею. Любимая футбольная команда забила гол, который решил исход матча… Все это были прекрасные поводы для радости. Но ведь смерть всему этому подведет черту. На похоронах лучшего друга мы утрем скупую слезу и вздохнем, вспоминая, как радовались за него и с ним. Ну вот и все. Больше радости нет. Остались одни воспоминания. И вдруг, на Пасху мы узнаем, что смерти нет, что Христос воскрес и уничтожил смерть, а покойникам подарил жизнь. Что Он всех воскресит и мы снова сможем быть с ними, снова радоваться вместе!

Одного знания о том, что смерти нет, мало для того, чтобы «всегда радоваться», как учит нас апостол Павел. Что же тогда? Только постоянное общение с Источником радости – Богом – может сделать постоянной ее присутствие в нашей жизни. Это общение – чтение слова Божия, молитва – обращение наших ума и сердца к Богу, и, конечно, принятие в себя Самого Бога в таинстве Причащения. «Христос воскресе, радость моя», — говорил преподобный Серафим Саровский каждому человеку, который встречался на его жизненном пути. Он приобретал и хранил в своей душе исключительно продукт отечественный – радость, и совсем не пускал импортную злость. Станем ли и мы полноценными гражданами небесного Отечества?

7 ДЕЛО: СОВЕРШИТЬ ПУТЕШЕСТВИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Мало кто из нас прочитал, а тем более регулярно читает Ветхий Завет – большую часть Библии, содержащую историю и мудрость человечества до Рождения Христа. В Великом посту Православная Церковь предлагает всем желающим паломничество в Ветхий Завет, после которого Пасха предстанет для Вас совсем в другом свете.

Для таких как мы, у которых очень мало времени и не очень много желания читать и постигать что-то сложное и древнее, Церковь предлагает краткий курс молодого знатока Ветхого Завета. Нет, не бойтесь, все 50 книг Ветхого Завета читать не придется. Всего лишь три. Да-да, только три книги!

Итак, первая из них и первая во всей Библии – это книга Бытие. Она начинается с рассказа о том, как Бог создал наш мир, создал человека — мужчину и женщину, о их жизни в раю, грехопадении. Мы знакомимся с историями потомков Адама и Евы, следим за жизненными перипетиями древних патриархов Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа. Кстати, Вам не приходилось в жизни хоть раз по-серьезному переселяться? Так чтобы за несколько тысяч километров, с семьей, со всеми пожитками, со всеми вытекающими обстоятельствами? И если да, то ради чего? Новая работа, повышение по службе, выгодное предложение? И вот одному из потомков Адама, человеку по имени Аврам, Бог сделал такое предложение, от которого Аврам не посчитал возможным отказаться: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1). О том, что бывает, если человек слушает слово Божие и исполняет его – вся книга Бытия.

Следующая книга в этом курсе особенно интересна. Это книга Притчей. Этим словом в древности называли краткие афоризмы, которые любители мудрости выцарапывали на огромных валунах на перекрестках дорог. Царь Соломон, построивший Иерусалимский храм, был большим ценителем и собирателем мудрости, так что послушать его и пообщаться с ним приезжали правители самых отдаленных царств. Хотите пообщаться с царем Соломоном? Не нужно ехать в Иерусалим. Открывайте книгу Притчей! Вот лишь несколько крупиц мудрости Соломона:

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» (Притчи 6:6-8).

«Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание» (Притчи 9:8-9).

«Что уксус для зубов и дым для глаз, то лентяй для посылающих его» (Притчи 10:26).

«Лучше скромный достаток, да боязнь Господа огорчить, чем при большом состоянии не знать покоя» (Притчи 15,16).

«Если угодны Господу поступки человека, то даже врагов его Он с ним примирит» (Притчи 16:7).

«Кто в работе своей нерадив, тот брат разрушителю» (Притчи 18:9).

«Кто нашел достойную жену – нашел наилучшее в жизни и обрел благоволение Господа» (Притчи 18:22).

«Сладок человеку краденый хлеб, но потом рот его камнями наполнится» (Притчи 20:17).

И наконец, мы раскрываем последнюю книгу из нашего курса молодого знатока Библии — книгу пророка Исайи. Именно его Христианская Церковь назвала «ветхозаветным евангелистом». За что? Пророк Исайя жил и пророчествовал в то время, когда Иудейское царство переживало страшный кризис. Политическая нестабильность, потеря территорий, постоянные войны, нищета, голод, разрушения – конца и края бедствиям не было видно. Как и всегда это бывает, люди в этих бедствиях винили царя и его придворных, внешних врагов, своих соплеменников-богачей, которые наживались на чужих бедствиях. Но вот выходит Исайя и открывает своим соотечественникам истинные причины кризиса — открывает правду Божию: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня… Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло… Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды… Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис. 1: 2,4,5,16, 19). Эта книга начинается с суда Божия. Но Господь – не только судит, Он еще и помогает грешнику встать, исцелиться, начать жить полноценной жизнью. О всем этом говорит Исайя.

Затем, пророк Исайя открывает иудеям пророчества о грядущем Мессии — Христе. И время подготовки к Пасхе — самое подходящее для чтения этих пророчеств, для прикосновения к духовной жажде людей Ветхого Завета, которые с замиранием сердца слушали пророчества о грядущем Христе и помыслить себе не могли то счастье богообщения, которое имеем мы с вами, жители Нового Завета.

«Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд…. Но Он взял на Себя нащи немощи и понес наши болезни… Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за безакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 42:1-2; 53:4-5).

Кстати, Вы заметили, что в будние дни предпасхального Великого поста за православным богослужением не читается Новый Завет? Евангелие и писания апостолов мы слышим только в субботы и воскресенья Великого поста. А в будние дни те, кто каждый день посещают церковные службы (например, монахи и монахини) и совершают то самое путешествие в Ветхий Завет. Мы тоже приглашены Церковью в это путешествие, ведь Библия и церковный календарь (бумажный либо электронный) найдется у каждого?

8 ДЕЛО: СДЕЛАТЬ ПАСХАЛЬНУЮ ТРАПЕЗУ НАСТОЯЩЕЙ

Для подготовки к Пасхе Церковь предлагает нам пост – Великий, то есть, большой пост. Обычно мы воспринимаем пост как смену меню домашнего (а кто-то и ресторанного) питания. До поста ел мясо, яйца, молоко, куриные крылышки или грудку. А теперь ем овощи, фрукты, морепродукты. В общем, ограничиваю себя. Пощусь.

Интересно, что самой важной составляющей поста в первохристианской Церкви было разделить свой до-постный рацион в посту с бедными, голодающими, неимущими. Я не просто ограничиваю себя, а я забираю у себя и отдаю другим. Мои расходы на еду в посту не увеличиваются и не уменьшаются, они остаются прежними, только теперь я еще кормлю голодных. Если в посту мой бюджет на еду увеличивается – стоит задуматься: а пост ли это?

Попробуем найти в своем доме (подъезде) тех, кому нечего есть, тех, кто ищет еду в мусорных контейнерах, кто просто живет впроголодь. Накормим их, а сами съедим меньше.

А хорош ли наш стол на саму Пасху? Да, уж тут мы стараемся вовсю. Усердные хозяйки начинают готовить за несколько дней: и куличи, и творожная пасха, крашеные яйца, конечно, и многоемногое другое. Уж что-что, а стол на Пасху должен ломиться. А теперь вспомните тех, кто рыщет по мусоркам, тех, у кого за неделю до Пасхи кончилась пенсия или стипендия. А если рядом поставить их пасхальный стол – совсем пустой, и наш – изобильный? Радостно Вам на душе или грустно? Если грустно – поделитесь с другими Вашим изобилием, скушайте сами меньше – и будет Вам больше радости.

9 ДЕЛО: СТАТЬ МАТЕРИАЛЬНО НЕЗАВИСИМЫМ

«Мое материальное положение целиком зависит от меня. Я хочу добиться полной финансовой самостоятельности и стремлюсь к этому. Все в моей власти». – Не это ли жизненное кредо современного человека? Но так ли плохо быть материально зависимым?

Финансы – это сфера, где действуют духовные законы, которые пока не изучают в финансовых академиях и экономических университетах. Тем не менее они действуют, и поэтому не знающий их мир, раз за разом погружается в финансовые кризисы, да и каждый из нас, не раз, наверняка, оказывался в личном или семейном финансовом кризисе. Что же с этим всем делать?

Нет, мы не будем распродавать имущество и уходить жить в лесную землянку. Мы просто постараемся вернуть финансовую сферу на свое место.

Человека создал Бог. Главный смысл существования человека – в общении с Богом. Если человек признает эти два факта и живет в соответствии с ними, его жизнь налаживается. Если нет – то рано или поздно начинаются кризисы, проблемы, трагедии.

Бог дал мне жизнь, Он же дает мне и все необходимое для жизни. Как же? – возразит человек, уже добившийся «финансовой независимости». – Ведь я всего добился сам. – Сам выучился, сам усердно работал, сам, без посторонней помощи достиг своего нынешнего положения. При чем тут Бог? – А кто же дал Вам жизнь? Кто создал этот мир, в котором Вы живете и работаете? Кто создал солнце и растения, которые вместе дарят Вам кислород, без которого человек не сможет прожить и минуты? А пища, которую Вы едите, восполняете свои силы и идете дальше зарабатывать свою «финансовую независимость»? Какой путь она прошла до Вашего стола? Все, что нас окружает, чем мы живем, с чем мы работаем, все это – дело рук Божиих. За эту жизнь, за этот мир, мы каждую минуту должны благодарить Творца и благодарно признавать свою полную зависимость от созданного Им мира.

Но жить и потреблять блага мира – не смысл жизни человека. Это все – приложение. Главное в нашей жизни – общение с Творцом. Не ради того, чтобы лучше жить, не ради решения своих проблем, а ради смысла своей жизни. Просто потому, что лучше этого общения ничего нет. Это – главное. А финансы – это служебная функция. Признаем свободно нашу зависимость от Бога и станем полностью финансово независимыми. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? …

Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:25-33).

10 ДЕЛО: ВЗЯТЬ ОТПУСК НА НЕДЕЛЮ ПЕРЕД ПАСХОЙ

Если Вы попробовали сделать предыдущие 9 дел, Вам осталось немного: встретить Пасху – встретить Самого Воскресшего Христа. Попробуем теперь присоединиться к Его ученикам и следовать за Ним последние дни Его жизни.

Нет более святого и важного времени во всем году, чем эта неделя перед Пасхой. И нельзя найти более полезного для самого себя поступка, чем не ходить в эти дни на работу, а ходить в храм на все службы, читать, размышлять, молиться, переживать все те такие далекие и одновременно близкие нам события. Поверьте, не заработанные в эти дни деньги вернутся Вам многократно. Это даже не отпуск за свой счет, это отпуск за счет Божий.

Итак, прекращаем на неделю профессиональную деятельность и запасаемся литературой. Для этого нам понадобится, в первую очередь Евангелие, затем сборник богослужебных текстов Страстной седмицы (есть разные издания), а также хочется порекомендовать книгу Валентины Зандер «Христос — новая Пасха», где просто и глубоко объясняется смысл богослужения всех дней Страстной седмицы.

Этот путь начинается с субботы перед Вербным воскресеньем – с субботы Лазаревой. В этот день Господь Иисус Христос воскресил своего друга Лазаря. Помните, как мы вспоминали умершего друга и утирали скупую слезу? Вот, и Христос заплакал, когда узнал, что Лазарь умер (Ин. 11). Сам Творец этого мира и человеческой жизни восскорбел и заплакал о том, что один из людей ушел из этой жизни! Господь воскресил Лазаря как обещание всем нам, умершим и живущим людям, что и нас воскресит в последний день.

Далее мы следуем за Христом в Иерусалим, жители которого с восторгом встречают Его (Вербное воскресенье). Затем наступает Великий Понедельник. В этот и последующие дни за богослужением поется удивительное песнопение: «Се Жених грядет в полунощи…». Вслед за евангельской притчей о десяти девах (Мф. 25:1-13), мы сравниваем Христа с Женихом, а себя – с мудрыми, либо неразумными девами. В эти дни совершенно по-особенному читается Слово Божие. Как мы помним, в будние дни Великого поста были прочитаны полностью три книги Ветхого Завета: Бытие, Притчи Соломона и книга пророка Исайи. Теперь же, на Страстной седмице Ветхий и Новый Заветы встречаются. Из Ветхого Завета читается книга Исход – книга Пасхи, книга пророка Иезекииля, и книга Иова – праведного страдальца, в котором мы видим прообраз Христа Спасителя. Кроме этого за богослужением этих дней должны прочитываться полностью все четыре Евангелия: в Великий Понедельник – Евангелия от Матфея и Марка, в Великий Вторник – от Луки и Иоанна. Таким образом мы просто погружаемся в Слово Божие и тем самым Сам Господь пребывает с нами. В Великую Среду мы становимся свидетелями предательства Иуды, получившего 30 сребренников за то, чтобы при удобном случае помочь арестовать Христа Спасителя.

В Великий Четверг мы с учениками Христа приглашены на Тайную Вечерю, где Господь Самого Себя отдает в пищу нам. Воспользуемся приглашением Господа! По окончании трапезы Господь умывает ноги ученикам, показывая каждому из нас, в чем истинное величие человека. Мы следуем за Спасителем на Елеонскую гору, где Он молится и вот, храмовая стража схватывает Его. В четверг вечером, на утрене Великой Пятницы, мы вновь переживаем эти события за богослужением, где читаются 12 отрывков из Евангелия, повествующих о страданиях и смерти Христа.

В Великую Пятницу все остановилось: ведь Богочеловек умер на Кресте. Солнце затмилось – вся природа «возмущается» такому событию! Но вот Иосиф Аримафейский с Никодимом снимают с Креста Тело Спасителя и несут его в погребальную пещеру. «Да молчит всякая плоть человеча!» — восклицает Церковь в Великую Субботу – ведь Богочеловек лежит в гробу. Последуем и мы к Его гробу и вслед за женами-мироносицами воскликнем радостную весть.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.