Редакция отвечает читателям

Скажите, Восьмой Вселенский Собор и скорый конец света – это просто бабьи басни или есть в этом правда?

Анна, г. Гомель.

Господь предупредил нас, что время конца света никогда не будет известно людям, ни даже ангелам (Евангелие от Матфея 24 глава, 36 стих). Поэтому все, кто пытаются указать время конца мира – обманщики.

В Православной Церкви отсутствует учение о том, что Вселенских Соборов может быть только семь. Числа и цифры не являются священными сами по себе. Можно находить множество числовых параллелей – но это лишь сравнения, но никак не сущность предмета. Известный православный богослов ХХ века, архиепископ Василий (Кривошеин) в своем труде «Символические тексты в Православной Церкви» показывает, что Восьмой Вселенский Собор уже состоялся в 879-880 гг. в г. Константинополе. И согласно действовавшей к тому периоду традиции, полновесный титул «Вселенского» каждому подобному собору окончательно присваивал следующий собор, именовавший себя Вселенским. Однако следующего такого собора не произошло, и в истории Церкви этот собор 879-880 гг. остался просто Константинопольским собором. Поэтому следующий Вселенский Собор, если он когда-либо соберется, должен будет, во-первых, провозгласить статус «Вселенского» для Константинопольского Собора 879-889 гг.

Утверждение о том, что Церковь Христова не может более собирать Вселенские Соборы – ошибка и заблуждение. Работа и решения церковных Соборов – одно из проявлений пребывания Святого Духа в Церкви, одно из свидетельств непреложности обещания Христа всегда пребывать в Церкви. Если кто и утверждает, что в Церкви что-то стало не так, что, мол, люди исказили божественную природу Церкви – так это – протестанты. Именно на идее искажения апостольского предания была построена Реформация и каждая новая протестантская деноминация, которая появляется, начинает с осуждения заблуждений своих предшественников.

Церкви Христовой нужны Соборы, чтобы совместно обсуждать все вопросы церковной жизни. Будут ли такие Соборы называться Вселенскими или Всеправославными, или еще как-либо, главное, что это будут Соборы, где действует Святой Дух, где Сам Христос невидимо пребывает и укрепляет собравшихся.

В «Катехизисе» святителя Филарета Московского говорится, что поединок (т.е. дуэль – прим. ред.) — это тяжкий грех. Тогда вопрос — да, сейчас уже дуэлей нет, но поединки то остались — от профессионального бокса до дворовых драк. Отпевает ли Церковь людей, которые умерли при поединке? Ведь получается, они шли осознано на смерть и самоубийство, вступая в поединок.

Михаил Антонович, г. Рогачев.

Во-первых, давайте рассмотрим случай возникновения конфликтных ситуаций, которые могут привести к драке, а иногда и к дуэли, даже сейчас. Каждый человек создан Богом и призван Богом к миру, к мирной жизни с другими людьми. Понятно, что грехи, страсти, дурные наклонности, толкают людей к конфликтам – от малых между малышами в песочнице, до мировых войн. Все это – следствие греха. И поэтому Господь нам говорит: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). Испытывать личную вражду к другому человеку – грех, начинать конфликт – грех, разжигать и развивать конфликт – грех. Будь-то спонтанная перепалка, вылившаяся в дворовую драку, или же мировая война.

Если в драке гибнет человек, то его вину перед законом определяет следствие. Как правило, никто из тех, кто вступает в драку – спонтанно, либо запланированно – не хочет лишить себя жизни, а руководствуется совсем другими мотивами. Более того, выяснить, что было на душе у погибшего человека мы уже не можем, а значит, и не можем его винить в том, что он хотел попрощаться с жизнью. А ведь именно только сознательное решение человека лишить себя жизни, дарованной ему Богом, может служить причиной отказа в церковном отпевании.

Бывают в таких случаях и отягчающие обстоятельства, как, например, пьяная драка. Человек напился, полез драться и погиб. Его вина налицо. Но намерения погибнуть у него не было. В каждом конкретном случае священник, либо же его епархиальное управления принимает отдельное решение: отпевать, либо не отпевать такого человека.

Что касается спорта, то это отдельная тема. Как мы знаем, травмы, в том числе и смертельные, случаются и в совсем не боевых видах спорта, таких как фигурное катание, спортивная гимнастика, футбол и хоккей. Все мы знаем, что большие физические нагрузки в спорте разрушают организм человека, приводят к болезням и немощам. Конечно, смертельные травмы в футболе это случайность, а вот сущность бокса, действительно, состоит в том, чтобы наносить сопернику травмы. Наверное, бокс – это маленький остаток древних силовых зрелищ, таких как гладиаторские бои, где на аренах цирков за одно «представление» убивали десятки людей. Сегодня таких «зрелищ» больше нет, и это уже хорошо. Если выбирать из двух зол, то, конечно, бокс лучше, чем гладиаторские бои. Но это все равно насилие. Наблюдать за насилием – это конечно, грех. И организовывать такие зрелища и зарабатывать на них – тоже грех. А вот если мама решила отдать сына в секцию бокса, чтобы он стал мужчиной и он там пару лет позанимался – хочется надеяться, что ему там не причинят никакого вреда. Но ведь есть множество других видов спорта, никак не связанных с насилием.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.