Свет в темнице: как христианин может помочь заключенным

Для справки: Татьяна Чабан Родилась в 1992 г. в г. Бобруйске. В 2011 г. поступила в Институт теологии Белорусского государственного университета. Студентка 5-го курса.

«Я был болен, и вы не посетили Меня; в темнице был, и вы не пришли ко Мне…» (Мф. 25, 36).Трудного ли чего требует от нас Господь? Не того ли, наоборот, что нам под силу осуществить? Ведь не сказал Он: Я был болен, и вы не исцелили Меня, но: «не посетили Меня». Не сказал: Я был в темнице, и вы не освободили Меня, но: «не пришли ко Мне». Что может быть легче, чем просто пойти и зайти в темницу?

Святые отцы в своих словах и беседах часто заостряли внимание верующих на выполнение завета, данного Иисусом Христом. В первую очередь подчеркивалась польза от служения в тюрьмах именно для самих верующих. Человек, который ведет жизнь изнеженную, в корне изменится, увидев участь людей в несчастьях. С этим придет и мысль о Страшном дне и ответе за прожитую жизнь. «А когда будешь помнить и размышлять об этом, – непременно отвергнешь и гнев, и удовольствие, и пристрастие к житейским вещам, и соделаешь душу свою тише самой тихой пристани».

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные…» (Мк. 2:17). Делая акцент на том, что наказание отбывают убийцы, воры, рецидивисты, мы тем самым указываем на побуждение посещать именно такие места. Ведь и мы, если не виновные в воровстве, убийстве, но имеем грехи, достойные большего наказания. Заключенные терпят лишения, нарушив одну из заповедей, в то время как люди, вкушающие свободу, ежедневно нарушают остальные, не неся при этом никаких последствий.

Апостол Павел отрезвляет тех, кто превозносит себя выше других, кто судит чужие дела, забывая о своих собственных. Чем мы были? «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, были гнусны, ненавидели друг друга» (Тит.3:3).

Святитель Иоанн Златоуст, вспоминая праведного Иосифа, заключенного в темнице, где он заботился об окружающих его, незаслуженно терпя лишения, попрекал тех, кто судил чужие дела. Может быть и сейчас в тюрьмах есть люди честные и добрые, о которых мы просто не знаем, но хотя бы мы там и не нашли таких, все равно за заботу о них будет нам великое вознаграждение. «Что ты говоришь? В темнице живут разбойники и грабители могил? А разве в городе, скажи мне, все живут праведники? Нет ли, напротив, многих таких, которые хуже и тех и предаются разбою с большим бесстыдством».

У преподобного Максима Исповедника присутствует многозначительное понимание заповедей Божиих, данных в Священном Писании для отвращения и борьбы с страстями. Так, например, соблюдающий заповедь «Не убий» не только отвращается от совершения своими руками убийства, но если видит алчущего, — питает его, видит жаждущего — напояет, нагого — одевает, странника — вводит [в свой дом], если увидит больного — не презрит его, если увидит заключенного в темнице — придет к нему; а тот, кто этого не сделал, — совершил убийство, ибо позволил кому-нибудь из них умереть в их обстоятельствах».

Те, кто в данный момент отбывают наказание, возможно в прошлой вольной жизни ходили среди нас, жили в наших домах, учились с нами или нашими детьми, а может быть, мы их учили или работали рядом с ними. А сейчас, лежа на тюремных нарах, они думают о своей прошлой жизни, мучительно размышляют об ожидающем их будущем. Этим размышлениям, этому поиску иных путей, этой тоске по человеческой любви надо помочь и откликнуться. «То, что в мире много страждущих, больных, скорбящих и бедствующих, должно вызывать у нас не обвинения в адрес Бога, но желание изменить мир к лучшему, творчески вмешаться в ситуацию. Бог призывает нас к сотрудничеству, Он хочет, чтобы мы разделили с Ним заботу о бедных, взяли на себя часть Его попечения о больных и обездоленных. Христианин призван являть лик Божий там, где слезы и горе, где нужда и бедствие; … для тех, кто потерял Бога, потерял веру, кто впал в уныние и отчаяние» (святитель Григорий Богослов).

Учение о братолюбии и милосердии объяснялось и древнерусскими проповедниками. Они не вдавались при этом в глубокий смысл, а прямо призывали слушателей выполнять дела милосердия — помогать нищим и убогим, указывая, что такие дела служат одним из главных средств богоугождения и спасения. Так, один из первых русских проповедников, Лука Жидята, Новгородский епископ XI в., обращался к своей пастве: «Помните и милуйте странных, убогих, заключенных в темницы и к своим сиротам будьте милосердны». По канонам Древней Церкви людей, обремененных тяжелыми грехами, едва допускали переступать порог храма и удаляли от принятия святых Христовых Тайн. Не удивляет и такая же строгость светского закона по отношению к преступникам, которые удалялись от общества. «Как же теперь святый храм, со святыми Тайнами, сам пришел к сим людям, которым строгость священных правил не дает права приступать к святым Тайнам, и едва позволяет входить во храм?… Не в темницу ли, не к осужденным ли, не к изгнанникам ли, не к узникам ли пришел и Сам Ты на землю, чтобы основать Твой живый храм, Твою святую Церковь!» (святитель Филарет Московский).

Наставления преподобного Иосифа Волоцкого содержат призыв к чадам: «… дойди до темницы и узнай беду тамошних, чего требуют подай, поскорби, вздохни, прослезись с ними; вспомни, что многие из них страждут за один какой-то грех, а мы постоянно грешим и ,однако, живем счастливо».

В грамоте митрополита Алексея (1360 г.) читаем: «Вдовиц и сирот и полоняников и странных милуйте и призирайте; иже в темницах посетите, да сподобитеся блаженного оного святого гласа истинного Христа глаголяща: придете благословении Отца Моего и наследуйте уготованное вам царство от сложения мира … иже имеете исполнивати се, спасени будете и не тяжко се есть».

Афонский преподобный старец Паисий Святогорец говорит об испытаниях в нашей жизни и о наших долгах. И если мы не расплачиваемся за них в этой жизни, значит, Бог нас оставил. «Разве есть что-то выше терпения? Подобным образом человек может расплатиться со своими грехами. Посмотрите: пойманного преступника бьют, заключают в тюрьму, там он выполняет свой малый «канон». И если такой человек искренне покается, то он спасается от вечной темницы. Разве пустяшное дело, если через земное страдание человек оплачивает счет в вечности?» Протоиерей Глеб Каледа — первый русский священник, который стал работать с заключенными Бутырской тюрьмы. Его книга «Остановитесь на путях ваших. Записки тюремного священника» стала своего рода анализом тюремного служения. «Священник занимает в тюрьме особое положение, к нему и особое отношение. В устах плачущего заключенного, содрогнувшегося от своих преступлений, слова «святой отец» — это слова не елейности и лицемерия. Это хотя и беспомощные, но поиски святости. Священник – единственный, может быть, человек, который пришел к нему с воли не как к преступнику, а как к страждующему грешнику, как к находящемуся в беде человеку; пришел не просто с воли, а из другого мира, которого преступник, находясь на воле, не знал и не хотел знать».

Лишение или ограничение свободы дает человеку, преступившему закон, возможность переоценить свою жизнь, чтобы вернуться на свободу внутренне очищенным.

Можно обвинять Бога в несправедливости, общество в оклеветании, а администрацию судов в незаконном обвинении, но «ежели бы в людях была любовь, не боялись бы разбою, убийства, насилия, грабления… не было бы хищения, воровства и прочего зла… не терпели бы люди клеветы, укорения, поношения, ругания, бесчестия… не обманывали бы нас люди, не лгали нам: ибо любовь искреннему зла не творит (Рим. 13:10). «Не нужны бы были нам судебные места: ибо не было бы чего и за что судить и осуждать, потому что не было бы злодеев и законопреступников» — писал святитель Тихон Задонский).

Если бы только была между людьми христианская любовь…

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.