Свидетельство Христа: к 100-летию протопресвитера Виталия Борового

Современная церковно-историческая наука начинает возрождаться после советского периода, когда она практически не развивалась. Изменение политики государства по отношению к Русской Православной Церкви в конце 80-х годов привело к переосмыслению прошедшей эпохи. Канонизация новомучеников и исповедников Российских на архиерейском соборе в 2000 г. свидетельствует об огромнейшей работе по изучению истории Русской Православной Церкви в XX веке.

Огромный вклад в развитие межрелигиозного диалога внесло участие Русской православной Церкви в деятельности Всемирного Совета Церквей. Одним из тружеников на этой ниве был протопресвитер Виталий Боровой, со дня рождения которого в этом году исполнилось 100 лет.

Родился Виталий Михайлович Боровой 18 января 1916 г. в селе Нестеровка, Борисовского уезда Минской губернии в семье крестьянина. После окончания семи классов польской народной школы поступил в 1929 г. в Виленскую духовную семинарию. После семинарии поступил на богословский факультет Варшавского университета, но окончить его не удалось из-за Второй Мировой Войны 1939-1945 гг. После прекращения занятий в университете, в связи с оккупацией Польши Германией, Виталий Боровой с осени 1939 г. преподавал русский и белорусский языки и историю русской и белорусской литературы в школе родной деревни. В 1941 г. школа была закрыта, и он стал чтецом и псаломщиком в храме преподобного Серафима Саровского в селе Ситцы Докшицкого района.

Переехав в Минск, с ноября 1941 года служил делопроизводителем Минской духовной консистории, затем секретарем Минского архиепископа (с марта 1942 — митрополита) Пантелеимона (Рожновского) и находившегося в Минске Могилёвского архиепископа Филофея (Нарко). За отказ провозгласить автокефалию Белорусской Церкви в июне 1942 г. немецкие власти отстранили митрополита Пантелеимона от управления епархией и увезли в Ляденский Благовещенский монастырь, после чего Виталий Боровой уехал в Нестеровку. Митрополит Пантелеимон вернулся в Минск в апреле 1943 г., и в октябре того же года Виталий Боровой возобновил свою работу в качестве секретаря Минского епархиального управления. Осенью 1944 г. ввиду наступления Красной Армии,оккупационные власти намеревались депортировать Виталия Борового вместе с белорусскими архиереями в Германию. Во время остановки поезда в Гродно Боровой с женой тайно покинули железнодорожный вагон. На этом его злоключения не закончились. Вот как вспоминал сам протопресвитер Виталий эти моменты: «Во время войны мы с женой в Гродно прятались в подвале. С одной стороны – советская армия, с другой – немецкая. Прямо над нашим подвалом идут бои… И вот ночью нас обнаружили совершенно пьяные молодые люди из гитлерюгенда. Нас вывели из подвала, меня хотели расстрелять, жену насиловать. Все, нам был бы конец. Мне говорят: «Du bist Jude». А я сказал, что неправда, и объяснил: «Ich bin Theologe, orthodox Theologe» . Один из них спрашивает: «Du bist wirklich Theologe?» . Я ответил: «Ja» . И тогда он сказал: «Ich bin auch Theologe aus München, Katholik». Этот студент-католик стал отталкивать пьяных молодых людей и спас нас от смерти, противостоя злу». После освобождения Белорусской ССР Виталий Михайлович Боровой был арестован СМЕРШем, но архиепископ Василий (Ратмиров) добился освобождения. Им же 29 октября 1944 года Боро вой был рукоположен во диакона, 1 ноября— во иерея, назначен настоятелем кафедрального Петропавловского собора города Гомеля, где раскрылся пастырский и проповеднический дар молодого священника и его административная деятельность по благоустройству кафедрального Петропавловского собора.

 В соответствии с постановлением СНК СССР № 511-147/с от 23 марта 1945 г. Московской патриархии было разрешено организовать на территории Белоруссии богословско-пастырские курсы с двухгодичным сроком обучения для 25-40 человек. Организация духовного учебного заведения сталкивалась с огромными трудностями: материальными, нехваткой преподавателей и студентов. Ректором нового учебного заведения был назначен игумен Леонтий (Бондарь), впоследствии архиепископ Оренбургский и Бузулукский. В 1945 году иерей Виталий Боровой был назначен инспектором и преподавателем истории Церкви в новоучрежденной семинарии, в 1947-1954 годах являлся также секретарем её правления. В 1953 г. возведен в сан протоиерея. Деятельность отца Виталия Борового по организации духовной школы в Жировичах встречала огромные трудности. До 24 сентября 1951 г. отец Виталий был библиотекарем Минской Духовной Семинарии. Он приложил огромные усилия к формированию библиотеки, которая смогла бы помочь в образовании студентов. Нередко во время командировок он покупал необходимые учебные пособия для студентов и преподавателей .

С 1962 г. протоиерей Виталий Боровой начал свою работу в Отделе внешних церковных сношений. Одним из значительных успехов отца Виталия в отделе является отправка делегации на Второй Ватиканский Собор Римо-Католической Церкви. Официальная позиция Русской Православной Церкви не предполагала отправки наблюдателей на этот собор, но это была лишь «линия партии». Необходимость наблюдательной группы на соборе прекрасно понимал и отец Виталий. Он неоднократно убеждал митрополита Никодима (Ротова) изменить точку зрения.

В составе делегации от Русской Православной Церкви на Второй Ватиканский собор был отправлен и протоиерей Виталий Боровой. «После каждого заседания я обязан был писать отчет, — вспоминает отец Виталий, — приходили в гостиницу, я брал шоколад, толстый такой, ходил по номеру и диктовал». Данные до кументы через МИД СССР должны были отсылаться в Совет по делам религий, а Совет по делам религий — в Патриархию, в ОВЦС. Но письма не приходили, они оставались в МИДе как ценные материалы для внешней деятельности советского государства.

В составе делегации РПЦ протоиерей Виталий Боровой участвовал в Первом Всеправославном совещании на острове Родос (24-30 сентября 1961), положившем начало подготовке Великого Собора Православной Церкви.

Протоиерей Виталий Боровой был активным участником подготовки вступления Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), проходившей во 2-й половине 50-х гг. По приглашению генерального секретаря ВСЦ доктора В. А. Виссерт-Хуфта в июне—июле 1959 г. отец Виталий Боровой находился в Женеве с целью изучения деятельности и структуры Совета; в августе того же года был наблюдателем от Русской Православной Церкви на заседании центрального комитета Всемирного совета Церквей на острове Родос; в декабре участвовал в приеме в Москве 1-й официальной делегации ВСЦ, возглавляемой Виссерт-Хуфтом, с которым протоиерей Виталий Боровой плодотворно сотрудничал. По инициативе Русской Церкви на III Ассамблее ВСЦ (ноябрь 1961 г., Нью-Дели) в официальные документы Совета было внесено положение о том, что основой для единства различных христианских конфессий является исповедание Святой Троицы. Предложение это высказал и разработал отец Виталий Боровой. Он входил в делегацию Русской Церкви на III Ассамблее ВСЦ, был избран в центральный комитет ВСЦ (переизбирался до февраля 1991 г.), введен в комиссию «Вера и церковное устройство» и утвержден в должности члена ее рабочего комитета. С марта 1962 г. на протяжении 13 лет (с перерывами) протоиерей Виталий Боровой был представителем РПЦ при ВСЦ, настоятелем храма в честь Рождества Богородицы в Женеве, участвовал в работе всех Ассамблей ВСЦ. С июня 1966 по июль 1975 г. был заместителем директора комиссии «Вера и церковное устройство». В течение долгого времени трудился в Объединенной рабочей группе ВСЦ и Римско-католической Церкви.

На собраниях Всемирного Совета Церквей протоиерей Виталий Боровой выступал с предложениями о запрещении испытания ядерного оружия, как уничтожающего природное разнообразие планеты. Всемирный Совет Церквей призывал прекратить наращивание ядерного оружия, особенно после Карибского кризиса 1961 г. Проблемы экологии, поднимавшиеся на заседаниях ассамблей Всемирного Совета Церквей, поддерживались и представителями Русской Православной Церкви.

В 1973-1978 гг. Виталий Боровой в сане протопресвитера являлся настоятелем кафедрального Богоявленского Елоховского собора в Москве. Во время своего настоятельства в Патриаршем соборе, он постоянно проповедовал, эти проповеди были выпущены отдельной книгой «Быть свидетелями Христа». Сам протопресвитер Виталий Боровой вспоминал: «Моя деятельность в соборе была не совсем уж такая удовлетворительная, хотя я политически ничего не делал, был осторожен, но говорил вещи, которые в то время не полагалось говорить во время проповеди».

С 28 декабря 1984 г. назначен почетным настоятелем московского храма Воскресения Словущего на улице Неждановой. Несмотря на свой преклонный возраст протопресвитер Виталий Боровой продолжал участвовать в богословских семинарах и конференциях, где читал доклады по разным направлениям церковной науки. Протопресвитер Виталий Боровой имеет степень доктора богословия Московской духовной академии, Бернского университета (Швейцария), Карлова университета (Прага), Свято-Владимирской семинарии (США). Награжден орденами РПЦ святого князя Владимира 2-й степени (1980), преподобного Сергия Радонежского 1-й степени (1986), святого князя Даниила 1-й степени (1991), государственным орденом Почета (2000), орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (2006). В 2001 г. получил польскую премию имени святого Альберта «За труды по укреплению межцерковных связей».

Преставился протопресвитер Виталий Боровой на праздник Благовещения 7 апреля 2008 года. На момент своей кончины числился старейшим клириком Русской Православной Церкви. Отпевание было совершено 9 апреля 2008 года митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым), нынешним Патриархом Московским и всея Руси. Погребен протопресвитер Виталий Боровой на Хованском кладбище города Москвы.

Деятельность протопресвитера Виталия Борового оставила огромный след не только в истории Русской Православной Церкви, но и во всем мире. Международная деятельность, в которой участвовал отец Виталий, позволила приобрести огромный авторитет для нашей Церкви и принесла значительные плоды в деятельности Всемирного Совета Церквей. Участие протопресвитера Виталия Борового во Всеправославном совещании на острове Родос положило начало деятельного участия в подготовке Святого и Великого Собора, который запланирован на 2016 год.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.