День отдыха: когда воскресенье стало выходным

Для справки: Григорий Прокофьев Родился в 1993 г. В 2009 г. окончил СШ №8 г. Лида, в 2013 г. окончил музыкальный колледж. В 2015 г. поступил в Минскую духовную семинарию. Студент 1-го курса.

Трудящемуся человеку необходим отдых. Но под этим словом следует понимать не только физический покой, но и возможность свободного распоряжения своим временем и своей личностью. Физиология неумолима, отдых в течение дня и ночной сон далеко не всегда могут вполне восстановить силы человека. Потребность в покое человека настолько велика, что она была выражена уже в древнейших религиозных правилах и законах.

Что мы представляем, когда говорим «воскресенье»? На ум сразу приходят слова «выходной», «праздник». Однако возникает вопрос, как исторически сложилась практика отдыхать в последний день недели?

Все мы привыкли к тому, что суббота и воскресенье – дни отдыха; дни, когда можно отдохнуть от работы или учёбы; дать себе «вольницу», полежать и погреться в постели подольше, побыть с родными или заняться любимым делом. Для кого-то это время, когда можно спокойно «покопаться» в огороде на даче, что на мой взгляд повторяет давний опыт нашего крестьянского прошлого, когда поработать конкретно для своего пропитания можно было только в свободные от «барщины» дни.

Но обычаи какого народа мы бы ни рассматривали, практически всегда выходной день у людей имел в своем корне религиозную основу. День молитвы и посещения храма, либо исполнения какого-либо религиозного обряда становился выходным. Иудеи, например, соблюдают заповеданный 4-й Заповедью Моисея «шаббат», покой — субботу, для мусульман священным днём является «джума» — пятница, время для коллективной молитвы. Но сейчас, только благодаря христианской традиции большая часть мира сегодня отдыхает именно в воскресенье.

Воскресенье дано нам для того, чтобы посвятить этот день Богу. Каждое воскресенье на Литургии мы вспоминаем жертву Христа за людей и совоскресаем вместе с Ним.

Один известный богослов из города Линца так отозвался об идее сделать воскресенье нерабочим днем: «Это самый древний социальный закон христианско-еврейской цивилизации. Общепризнанный день покоя и отдыха, общественные договоры, которые связаны с этим и прославление Бога, являются самыми важными христианскими ценностями и… обязательными для человеческого достоинства”.

Именно христианская вера «помогла» воскресенью стать выходным днём. За это мы должны благодарить «крестителя» Римской Империи Константина I Великого. Именно он, восемью годами ранее разрешивший свободное исповедание христианства, указом от 7 марта 321 года установил в государстве воскресный день выходным. Как гласит предание, накануне битвы у Мульвийского моста с другим претендентом на Римский трон Максенцием, в небе Константин увидел знамение креста со ставшей крылатой надписью «Сим (знамением) побеждай!». В этой битве, которая, кстати, выпала на воскресенье, Константин одержал победу. Окрылённый успехом и верой во Христа, правитель запретил трудиться в воскресные дни. Благодаря Константину, дальнейшая история Римской империи становится «христианской» Не ставится под сомнение, что заключительный день недели был назван в честь Воскресения Иисуса Христа. Главное событие Нового Завета дало название дню недели. Впрочем, сейчас, в отличие от древности, каждый проводит это время по-своему, в соответствии со своими потребностями. И сегодня всё-таки далеко не во всём мире воскресенье является законным выходным днём.

Немногие из нас знакомы с европейской организацией «European Sunday Alliance». Каждый год это движение проводит акции в поддержку нормированного рабочего графика и его «синхронизации» с европейскими странами. Данный Альянс состоит из более чем 60-ти общественных организаций, профсоюзов и церквей, которые выдвигают предложение о нерабочем воскресном дне как о праве человека и высказывают мнение, что это поспособствует оздоровлению человека и укрепит социальные связи между странами Евросоюза. Как мы видим, даже в просвещённой Европе не все рабочие специальности предусматривают привычные для всех выходные дни. К большому сожалению участников этой организации, можно также вспомнить, что сама Европа многоконфессиональна и является домом для множества религиозных меньшинств, не соблюдающих воскресенье как выходной день. К примеру, на начало этого года одна только мусульманская диаспора (между прочим, почитающая пятницу) в Европе насчитывала более 19 миллионов. И в связи с последними событиями на Востоке число беженцев — далеко не всегда христиан — растёт с каждым днём. В этой организации они видят угрозу посягательства на свободу выражения своих религиозных убеждений и дискриминацию по религиозному признаку. Сейчас зачастую можно услышать новости о требованиях мусульманского населения внедрения «своего устава» в «чужой монастырь», касающихся также и не только рабочего графика.

Ярким примером проблемы «синхронизации» можно поставить страну Иран, которая в результате своего религиозно-ориентированного графика несёт миллиардные потери в экономике из-за не соответствия своей рабочей недели со временем работы мировых финансовых бирж, и пытается, не нарушая религиозного устоя страны, установить график, который бы помог экономике страны соответствовать мировым стандартам.

Ветхозаветный закон не терял своего значения для новообращённых иудеев, в том числе и закон о соблюдении субботы. Кроме прообразовательного значения смертного покоя Христа, суббота оставалась также символом свободы иудейского народа от рабства, ведь только свободный человек имел право свободно распоряжаться своим временем и позволить себе не работать в какой-либо день. Этого символизма она не потеряла и для первых обращенных из иудеев христиан, и даже дополнилась (но не умалилась!) воскресным днём, в память о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.

Даже до нашего времени в странах с христианской традицией воскресенье сохраняется выходным днём.

В православной России воскресенье далеко не сразу начало отмечаться как нерабочий день. Воскресный день стал ассоциироваться с посещением храма. Однако крепостной строй часто посягал на права крестьянина. Неофициально работа в воскресный день была запрещена, а принуждавшие крестьян к работе в воскресенье помещики даже могли быть заключены под стражу. Ярким примером стал князь Оболенский, который был посажен в тюрьму за то, что нарушал воскресный отдых крестьян. Законодательно запрещение на использование крепостного труда в воскресенье было утверждено императором Павлом I. Однако и это не всегда исправляло ситуацию. Иногда барщина на помещичьей земле занимала практически всю неделю, и, чтобы прокормиться, крестьянам не оставалось ничего другого, кроме как работать и в воскресенье. В России окончательно выходным этот день стал в 1897 году, и 19 июня текущего года мы отпраздновали всего лишь 119-летие этого события.

В английском языке слово «holiday» (дословно, «святой день») означает одновременно и «выходной», и «праздник». В 1971 году Президент США Ричард Никсон ввёл перенос всех государственных праздников на ближайший по дате понедельник, что устроило американцам продлённые выходные.

К счастью или к сожалению, но даже держащиеся «особняком» исламские страны сегодня рассматривают возможность синхронизации своих выходных с мировыми. Как уже упоминалось, из-за несовпадения рабочих дней с графиками работы мировых бирж, мусульманские страны несут огромные финансовые потери. Однако, в странах с сильной религиозной традицией это такая реформа может вызвать и сильное сопротивление со стороны как духовенства, так и рядовых граждан, уже привыкших к такому распорядку и не желающим нарушать свои религиозные установления.

Тогда возникает вопрос: почему же у христиан нет такого сильного стремления отстоять свою веру? К сожалению, последние новости нас не утешают. Даже в таком государстве как Греция – там, где большая часть законодательства строится на христианской традиции – светский закон теперь по сути начинает попирать Заповеди Божии. Воскресенье – больше не выходной в Греции. Секулярная политика стремится упразднить каждую духовную вещь в этом мире. Люди лишаются права посвятить себя Богу, права на отдых, права провести время со своими близкими.

Возникает вопрос о смысле выходного дня для современного человека.

В воскресенье христиане собираются в храме для совместного празднования, общения с Богом вместе с другими людьми. Но на этом не останавливается смысл воскресенья, этот день несколько возвышен над остальными.

Подчеркивая мысль о первичности человека как образа Божия по отношению к праздникам, Господь Иисус Христос говорит нам: «Не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк. 2:27). В своё время, следуя букве закона, правоверные иудеи исказили Четвёртую заповедь Закона Моисея, доведя её до крайности.

Немногие из нас по-настоящему любят свою работу, своё дело. Для тех, кто относится к своей работе как «каторге», выходной день становится в некотором роде «священным», своеобразной отдушиной, когда привычный ежедневный график ломается, и человек оказвается волен распоряжаться своим свободным временем так, как ему захочется. Так сложилось отношение современного человека к выходным дням.

Всем известное Вавилонское столпотворение стало отправной точкой разделения народов. Смешение языков привело к тому, что весь человеческий род, появившийся после всемирного потопа, разделился на отдельные языковые группы. Разошедшиеся по всей земле, они начали формировать свою культуру, собственные независимые традиции, свой менталитет. Естественно, что вскоре каждая из народностей образовала свою собственное самосознание.

Отношение к времени внутри отдельной культуры сказывается, прежде всего, на календаре. Каждая народность сформировала свой собственный календарь, зарождавшийся из своих традиций, обычаев и жизненного ритма. В древности была известна «астрологическая неделя», в которой день воскресный был по счету четвертым. Митраизм – религия древних римлян – считала этот день седьмым в неделе. Иудеи и новообращенные из иудеев христиане, наоборот, считали этот день первым днём, днём сотворения мира. С оглядкой на воскресенье получали название остальные дни – понедельник («после недели’ — воскресенья), вторник («второй день»), среда («середина»), и т.д.

Сейчас в большинстве стран мира международным стандартом ISO 8601 воскресенье установлено последним днём недели. Но до сих пор этот день сохраняет за собой статус первого дня недели в Израиле, США и некоторых африканских странах.

Отсюда и возникло различное отношение к воскресному дню в разных странах.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.