Преподобный Серафим Саровский

Для справки: Павел Лупиш Родился в 1998 г. В 2015 г. окончил с отличием гимназию г. Белоозёрска и поступил в Минскую духовную семинарию. Студент 1-го курса.

Чем отличается Христианство от прочих религий? При ответе на данный вопрос не стоит вдаваться в догматику или в традиции. Невооружённым взглядом видно одно отличие: огромное количество святых угодников Божиих. Отдельный святой, как звезда, является путеводителем для определённого человека. Вместе же они, как небесный свод в ясную тихую ночь, освещают весь путь перед людьми. Таким светочем является преподобный Серафим Саровский чудотворец.

 

Святой Серафим (в миру Прохор Исидорович Мошнин) родился 20 июля 1759 года в семье подрядчика. Следует сказать, что и отец, и мать Прохора были набожными. Благодаря хорошему материальному состоянию, семья могла заниматься делами милости (помогали бедным, восстанавливали различные здания, в том числе и большое количество церквей). По преданию крещён Прохор был в честь одного из семи первых дьяконов. Из детей он был самым младшим в семье. К несчастью, Агафья (мать Прохора) рано овдовела, а дети стали сиротами. На плечи матери легли не только обязанности по дому. Она продолжила дело своего мужа. Однажды, когда Агафья восстанавливала один из храмов, она вместе с младшим сыном поднялась на высокую колокольню. Маленький Прохор, поднявшись на самый верх, перевесился через перила, и, не удержавшись, упал. Мать в ужасе побежала вниз. Но каково было её изумление, когда она увидела своего сына целым и невредимым. Так Господь впервые явил свою благодать через будущего своего угодника.

В десятилетнем возрасте Прохор подвергся тяжелой болезни. Надежды на выздоровление практически не было. Но вот однажды рядом с домом Мошниных проходил крестный ход с иконой Божьей Матери. Мать Прохора не растерялась, вынесла сына и приложила его к иконе. После этого мальчик пошёл на поправку. Так Бог явил в отношении будущего Серафима второе чудо.

После своего исцеления Прохор ревностно взялся за учёбу и изучение Священного Писания. Всё чаще и чаще его можно было застать за молитвой.

К семнадцатилетнему возрасту Прохор окончательно принял решение принять монашество. Мать не препятствовала сыну, зная, что это решение пришло по Божьему Промыслу. Юный богомолец отправился в Саровскую обитель в 1778 году. Игумен монастыря Пахомий вверил Прохора под духовное попечение казначея старца Иосифа. Юный послушник исполнял все послушания, возложенные на него: келейничество, пекарня, просфорня, заготовка дров. Он исполнял их без ропота и со смирением.

Около 1780 года Прохор заболел водянкой. Но и в этот момент Небесная Царица не оставила своего угодника. После причащения Святых Христовых Таин Прохор увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. И после Её чудесного вмешательства он выздоровел.13 августа 1786 года игуменом Пахомием Прохор был пострижен в инока с именем Серафим. Через два с половиной месяца Епископом Владимирским Виктором Серафим был возведён в сан иеродиакона. Предание говорит, что преподобный во время дьяконского служения не раз видел Небесное воинство.

2 сентября 1793 года епископом Феофилом был рукоположен в сан иеромонаха. Через год, уже после смерти отца Пахомия, преподобному старцу было дано новое послушание — попечение о Дивеевских сестрах.

Спустя 16 лет после прихода отца Серафима в монастырь преподобный просил нового настоятеля отца Исаию об отшельничестве. Кроме духовных причин такому решению способствовала болезнь отца Серафима. От продолжительных молитв и коленопреклонений ноги преподобного покрылись отёками и ранами. И нести монастырское послушание преподобный больше не мог.

По благословению настоятеля монастыря отец Серафим поселился в 5 верстах от монастыря на берегу реки Саровки. Келью он себе соорудил из дерева в лесу. Преподобный молился, совершал богослужения, изучал Священное Писание и возделывал небольшой огород. Одевался он очень просто. Всегда носил с собой суму с Евангелием. По большим праздникам и в воскресные дни преподобный Серафим возвращался в монастырь, где исповедовался, причащался и помогал советом всем, кто просил у него помощи. Несмотря на труднодоступность кельи святого, народ приходил к нему в большом количестве. Кто за советом, кто за благословением. Все стремились попасть к старцу и услышать от него духовный совет. По преданию, дьявол неоднократно восставал против Серафима, то посылая к нему диких зверей, то подбрасывая его и кидая вниз. Но всякий раз Господь сохранял своего угодника через Ангелахранителя.

Однажды, 12 сентября 1804 года, преподобный заготавливал дрова. В это время к его келье подошли трое разбойников. Окликнув старца, они потребовали от святого денег. Серафим не стал противиться им, но сказал, что у него ничего нет, и опустил топор. Тогда один из разбойников, подняв его, ударил святого обухом по голове. После этого они стали избивать преподобного, затем, связав его, оставили возле кельи. Обыскав его жилище и ничего не найдя, они в страхе разбежались.

Придя в себя, отец Серафим самостоятельно освободился от пут и помолился о прощении обидчиков. Кое-как, превозмогая себя, он добрёл до обители. Когда прибыли вызванные из Арзамаса врачи, они обнаружили: голова преподобного пробита, ребра изломаны, тело изранено. К окончанию осмотра отец Серафим впал в забытье и удостоился очередного явления Божьей Матери. Она пришла с апостолами Петром и Иоанном. Взглянув на Серафима, Пресвятая Дева обратилась к апостолам со словами: «Сей от рода нашего». Серафим чрезвычайно обрадовался, а к вечеру встал с постели, попросил пищи и подкрепился. Постепенно его состояние улучшилось. Тем не менее, следы того жестокого преступления отпечатлелись на всю жизнь. Спустя пять месяцев отец Серафим упросил наместника отпустить его обратно в лес. А вскоре нашли и разбойников, напавших на старца. Это были крепостные крестьяне. Народ хотел подвергнуть их суду, но батюшка Серафим уговорил наместника и их помещика помиловать их. Уйдя от суда человеческого, они не ушли от Суда Божьего. Вскоре с ними стали происходить бедствия, и они сами пришли к старцу, принося свои извинения и испрашивая его святых молитв.

Следует сказать, что у преподобного было много посетителей, в том числе и постоянных. Одним из них был лесной медведь. Старец всегда подкармливал его сухариками и прочей пищей от своего скромного стола.

В 1806 году, когда отец Исаия ослаб и освободился от должности настоятеля, братия предложила это место преподобному Серафиму. Но святой отказался. После смерти отца Исаии старец выбрал для себя новое послушание — молчание. Он на протяжении трёх лет не принимал никого из посетителей. Если же кто-то встречался ему в лесу, он просто закрывал лицо и был неподвижен до тех пор, пока человек не уходил. Он редко приходил в монастырь, даже по большим праздникам. По преданию, преподобный тысячу дней и ночей простоял на большом камне в лесу, молясь Царице Небесной, прерываясь лишь для того чтобы немного поспать и принять скудную пищу.

В 1810 году старец Серафим вернулся в монастырь, но и там он ушёл в затвор на 15 лет. И только лишь в 1825 году преподобный вновь стал принимать всех, кто приходил к нему: монашествующих и мирян, бедных и богатых. Он всех старался окормить своим духовным советом, поддержать словом и молитвой. Старец имел дар прозорливости и мог исцелять от разных болезней. Он всю свою жизнь был покровителем Дивеевской обители и сестёр, живших в ней. Всех, к нему приходя щих, он круглый год приветствовал: «Христос Воскресе, радость моя!»

Чтобы никогда не забывать о смерти, чтобы яснее представить еёсебе, отец Серафим изготовил себе гроб из цельного дуба и поставил его в сенях затворнической келии. Здесь старец часто молился, готовясь к исходу от настоящей жизни. О. Серафим в беседах с Саровскими братиями часто говорил насчёт этого гроба: «Когда я умру, умоляю вас, братия, положите меня в моём гробе».

В 1831 году преподобный Серафим Саровский удостоился двенадцатого явления Божьей Матери в своей жизни. Она явилась в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Сам преподобный Серафим никогда ничего не писал, но его наставления были записаны его учеником, помещиком Мотовиловым, которого он исцелил от тяжёлой болезни.

2 января 1833 года сосед старца почувствовал запах дыма из кельи преподобного. На стук в дверь не последовало никакого ответа. Когда братия открыла дверь, то увидели, что келья была наполнена дыма. Это тлели вещи старца от упавшей свечи. Отец Серафим стоял бездыханным на коленях со сложенными на груди руками перед иконой Богородицы. Глаза его были закрыты. На лице была улыбка.

Вот такую непростую жизнь прожил светильник Русской земли. Много испытаний выпало на долю старца, но каждое из них он принимал со смирением и благодарил Бога. «Слава Богу за всё, слава Богу за скорбь и за радость», — так такие слова поются в песне про преподобного батюшку. Он всегда помогал людям при жизни, не оставляет он нас и после своей смерти. Известны случаи исцеления от его святых мощей. Это и исцеление от бесчадства, и избавление от уныния, исцеления от различных болезней. Святой являет свою милость людям и в наши дни. Он помогает всем с верою, любовью и молитвой притекающих к нему.

Как уже мы говорили, преподобный Серафим Саровский не оставил после себя никаких письменных поучений. Но, несмотря на это, благодаря помещику Мотовилову, сборники его изречений были составлены. И многие из его слов стали общеизвестными в церковной среде, стали крылатыми выражениями.

Вот некоторые из них:

  1. Вeра без дeл мертва (Иак. 2, 26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.
  2. Все, имеющие твердую надежду на Бога, приближаются к Нему и просвещаются сиянием вечного света.
  3. Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела, не убоится лукавого князя воздушного, но с Ангелами взлетит, как бы из чужой страны на родину.
  4. Мы неусыпно должны хранить сердце своё от непристойных помыслов и впечатлений.
  5. Когда человек примет что-либо божественное, то в сердце радуется; а когда дьявольское, то смущается.
  6. У кого текут слезы умиления, сердце того озаряют лучи Солнца правды — Христа Бога.
  7. Более всего нужно украшать себя молчанием.
  8. Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему.
  9. Не нужно предпринимать подвигов сверх меры, а стараться, чтобы друг — плоть наша — был верен и способен к творению добродетелей.
  10. Кто любит этот мир, тому невозможно не печалиться. А презревший этот мир всегда весел.
  11. Дух смущенного или унывающего человека нужно стараться ободрить словом любви.
  12. Чтоб избавиться от осуждения, нужно быть внимательным к себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть в отношении ко всему, как мёртвому.

Самыми же известными его словами стали: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Так будем же и мы стяжать мирный дух, внимать себе и непрестанно молится Господу и Его святому угоднику — батюшке Серафиму…

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.