Редакция отвечает читателям

Радость бывает греховной и дарованной Богом. Действительно, наверное в нашей жизни много именно греховной радости. И я понимаю, что радость ребенка, да и взрослого человека, от Причастия и радость от просмотренного в кинотеатре мультфильма разная. Но как быть? Взрослому человеку проще, он уже может контролировать свои желания. А как быть с детьми? Не водить детей в кино? Не посещать аттракционы? Тогда ребенок будет чувствовать себя ущербным, когда в школе и садике обсуждают общие темы, а он «не в курсе».

Бог желает, чтобы мы радовались. Накануне Своих крестных страданий Господь Иисус Христос так молился Своему Небесному Отцу: «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин 17:13). Итак, настоящая, совершенная радость – от Бога. Однако это не значит, что ее можно испытать только в момент принятия таинств Церкви, чтения Священного Писания, молитвы. Ведь весь мир – Божий, все создано Богом. И когда мы радуемся чему-то или кому-то в этом мире, эта радость тоже может быть от Бога. Мы можем радоваться встрече с хорошим человеком, про которого хочется сказать: «это Божий человек». Мы радуемся восходу солнца, теплому весеннему дню, грозе в начале мая, радуемся теплому хлебу и найденному грибочку. Мы радуемся Божьему миру и это прекрасно. С творениями рук человеческих, в первую очередь с произведениями человеческой культуры сложнее. Здесь, конечно же, нужно сортировать «материал», нужно уметь это делать, иметь своеобразный духовный вкус и разумение. Немногие фильмы можно отнести к категории «несущих духовную радость» — это происходит в том случае, если их авторы сами испытывали эту радость. То же самое можно сказать и про мультфильмы. Всем понятно, что смеяться над волком из «Ну, погоди», или над Томом из «Тома и Джери», которые в очередной раз «попали» — это не проявление душевной радости, а просто сатира – высмеивание чужих неудач. Детям нравится движение, быстрая смена обстановки, им не скучно смотреть такие мультики. Но ничего общего с радостью это не имеет. Попробуйте выключить такой мультик на середине – вы сразу узнаете, что за «радость» он порождает. Большинство мультиков и фильмов – это не радость, это «развлечение». Только лишь очень немногие произведения искусства могут действительно приносить настоящую радость. Но одно дело смотреть и пересматривать что-то и получать ту саму радость, а другое дело один раз посмотреть, познакомиться и понять, что это не мое. Нельзя детей изолировать от «некачественных» произведений человеческой культуры. Сколько не изолируй, рано или поздно они с ними встретятся. Правильный путь – воспитывать в ребенке вкус, культуру. Смотреть вместе с ним хорошее, объяснять, рассказывать, проводить время вместе, прививать свою духовную культуру (если она, конечно, у Вас есть). Нужно смотреть и не очень хорошее и объяснять чем это «не хорошее» не нравится Вам. Ребенок рано или поздно станет взрослым и сам будет решать от чего ему получать радость. Задача родителей – привить вкус к настоящей радости. Поэтому нужно «быть в теме», но и иметь свою точку зрения.

Что касается аттракционов, то ощущения от их посещения – душевнофизиологические, связанны с реакцией человеческого организма на движение с определенной скоростью и по определенной траектории. Это, конечно не высококультурная или интеллектуальная радость, больше мышечная, примитивная, но ничего греховного в ней нет (если это, конечно, не приносит вред здоровью).

Старшую дочку давно не причащали, и это меня очень расстраивает. Ей уже 11 лет, и готовиться к причастию надо со всей строгостью. Но она не может выдержать постных дней перед причастием. И даже если дома, я ей напоминаю, и она держится, то в школе это трудно сделать: в столовой обычное питание, и она забывает. А можно ли не так строго поститься деткам, как взрослым, и если да — то до какого возраста? И как батюшка готовит своих деток ко Причастию и воспитывает их?

Главное в жизни человека – общение с Богом. Таинство Причащения – возможность самого тесного общения с Богом, возможность впустить Бога в нашу жизнь, освятить, просветить, украсить ее. Без Причащения невозможно освящение человека. Конечно, к Причащению нужно готовиться, но если из-за трудности подготовки мы отказываемся от Причащения, это вызывает недоумение.

Общим правилом в Русской Православной Церкви еще в XIX веке стал трехдневный пост перед Причащением. Введение этого правила было обусловлено тем, что подавляющее большинство русских православных христиан причащалось один раз в год или даже реже. Не все соблюдали посты и постные дни, и вот в качестве своего рода «епитимьи» — т.е. духовного упражнения для таких людей и был введен этот пост. Последние двадцать лет эта практика активно обсуждается. По сравнению с положением нашей Церкви до 1917 г. сегодня мы являемся свидетелями настоящего евхаристического возрождения в нашей Церкви, к которому призывал своих современников еще святой праведный Иоанн Кронштадтский. Многие священники дают благословение своим постоянным прихожанам, тем, кто соблюдает все посты и имеет жажду частого Причащения, не поститься перед Причащением. Более того, сами священнослужители не постятся перед служением Литургии. Традиции обязательного поста перед Причащением не знала Древняя Церковь, не знают ее и большинство Поместных Православных Церквей сегодня. Для первых христиан нормой было Причащение на каждой воскресной литургии. В этом случае поститься бы пришлось круглый год. Еженедельное Причащение вполне достижимый идеал для каждого христианина. Мы становимся лучше не от строгости и длительности подготовки к Причащению, а от соединения с нашим Господом в Причащении. Мы исповедуем свою греховность, свою слабость и просим Господа быть с нами и исцелять нас.

Подготовка к Причащению для нас может и должна состоять в обращении к Господу в молитве – это могут быть как обычные молитвы, псалмы, каноны, акафисты, так и молитвы из Последование к святому Причащению. Подготовка к Причащению может и должна состоять в уменьшении или полном исключении «развлечений» — хотя бы в день накануне Причащения. В отношении пищи это должно быть воздержание от излишеств, так чтобы образ жизни дней подготовки к Причащению стал нашим постоянным образом жизни. Какой прок в том, что мы в обычной жизни будем «есть, пить и веселиться», а потом пару раз в году три дня попостимся, причастимся и дальше будем жить по-прежнему? Какой смысл в том, что перед приходом гостей мы сделали уборку, «вылизали» квартиру, а в остальное время живем как на помойке? Если мы хотим жить с Богом, надо жить с Богом, а не жить своей, изолированной от Него, жизнью, а Богу уделять лишь несколько дней.

К сожалению, не все священники Русской Православной Церкви понимают и разделяют такую позицию. Но есть немало и тех, кто ее принимает. Я бы на Вашем месте нашел такого понимающего, взял у него благословение и сам, вместе с дочкой причащался бы почаще без обязательного поста перед Причащением, но с обязательной духовной подготовкой перед Причащением. Особенно полезно было бы Вам готовиться к Причащению вместе с дочкой – что-то почитать, обсудить, рассказать, помолиться. Это прекрасная возможность сблизиться. И никогда не забывайте: цель всего этого – общение человека с Богом.

Помогите четко понять — как различать слова в Священном Писании, обращенные только к служителям, и слова, обращенные ко всем верующим, т.е. к нам?

В Священном Писании, как и в любом другом литературном произведении, писатель всегда указывает, кому относятся его слова. В большинстве апостольских посланий в заголовке всегда указан адресат – кому оно адресовано и обращено. Первое Послание апостола Петра, как было отмечено, адресовано всем христианам, а не кому-то отдельно, не только лишь одним священнослужителям.

А вот, например, послание святого апостола Павла к Тимофею, который был епископом, адресовано, главным образом, священнослужителям, хотя там много полезного и для простых верующих. К примеру, слова апостола Павла: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14) – относятся к каждому священнослужителю, но никак не относятся к простым верующим. А слова апостола из того же послания: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8) – относятся к каждому человеку.

Так что, там, где речь идет об обязанностях священнослужителей – это относится к священнослужителям. А там, где речь идет о том, каким должен быть христианин – это относится ко всем – и к священнослужителям, и к мирянам. Мы все с Вами, по слову апостола, «царское священство».

Как поступать в случае, если духовник говорит, что нельзя и пальцем трогать ребёнка и уж тем более ремнем, а муж считает, что это необходимо для сына? Чья власть больше для православной венчаной жены? И где написано в Св.Писании о том, что духовник или муж имеют приоритетное право?

Вот что пишет апостол Павел в Послании к Евреям:

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17). – Здесь речь идет как раз об отношении к нашим пастырям – священникам.

Более пространно апостол Павел пишет о повиновении жен мужьям:

«Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:20-24).

А апостолы во главе с апостолом Петром так отвечали синедриону: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29).

Если обобщить все эти цитаты, получается вот что:

  1. Мы – христиане, мы любим Бога всем своим существом.
  2. Мы повинуемся Божьей воле, исполняем Его святые заповеди, стремимся узнать Его святую волю и добровольно предаем свою волю в послушание Богу.
  3. Мы почитаем пастырей Церкви Христовой и повинуемся им. Однако если пастырь призывает нас нарушить заповедь Божию – мы ему не повинуемся, мы повинуемся Богу.
  4. Жена повинуется мужу потому что любит его и потому что их семейный союз – во Христе (оба исповедуют вышеперечисленные пункты). Однако если муж требует от жены нарушить заповедь Божию – выраженную устно священником, либо же прочитанную нами в слове Божием – жена-христианка не повинуется мужу, а повинуется Богу.

Являются ли телесные наказания детей нарушением заповеди Божией? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Христос лишь обнимает и благословляет детей, ставит их в пример нам, взрослым.

Телесные наказания детей это, скорее, признание бессилия и неэффективности родительской педагогики, воспитания (в старославянском языке все эти понятия обозначались словом «наказание» — от слова «казать» — говорить), словесного «наказания». Поэтому в этом вопросе нужно определиться самому, как, в первую очередь, считаете Вы, мама. А потому уже учитывать чужие мнения.

При возникновении противоречий между указаниями священника и мужа нужно думать самой и делать правильный выбор. Нельзя допустить разрушения семьи, стремясь выполнить «послушание» духовника. Но и нельзя ради сохранения отношений с мужем идти на прямое нарушение воли Божией.

Так что приоритет за нашей любовью к Богу. Обета послушания священнику мы не даем, поэтому наша обязанность следовать его советам обусловлена лишь степенью нашего к нему доверия. Ни Богу, ни священнику не нужно наше слепое «послушание», но наше разумное, с пониманием и осознанием отношение. Священник может как совершитель таинства Покаяния наложить на нас епитимью, или же не допустить до Причащения – здесь уже его власть безоговорочная.

Недавно я выяснила, что современные подростки вступают в сексуальные отношения в возрасте 13-14 лет. Я была просто в шоке. У меня сын, ему 12 скоро. Какое сексуальное воспитание должно быть в православной семье и каким образом оно должно происходить?

Чтобы ребенок смог в 13 лет противостоять «сексуальному воспитанию» общества, нам, православным родителям, нужно с самого раннего возраста воспитывать его своим примером и своим общением с ним. Дети довольно рано начинают спрашивать, откуда они появились, откуда вообще берутся дети. Вот с этого вопроса и начинается «сексуальное воспитание». Его главное содержание и главная цель в том, чтобы ребенок был твердо убежден, что интимные отношения созданы для брака, для семьи, и возможны только в семье, и совершенно невозможны, как бы это ни хотелось, вне семьи. Для того, чтобы такое отношение к жизни у наших детей сложилось, мы должны постоянно способствовать созданию у ребенка понимания ценности семьи. А как способствовать? В первую очередь, своим примером. Если мы, родители, постоянно ссоримся, ругаемся, конфликтуем между собой и со своими детьми – вряд ли наши дети будут считать семью ценностью. А если они будут жить в атмосфере гармонии и счастья – пусть и не всегда идеальной – но все же будут по своим родителям чувствовать, что в семье жить лучше, чем одному – тогда слова о том, что нужно от чего-то воздерживаться ради своей будущей семьи смогут для них иметь вес. Нет понимания ценности семьи – значит, нет смысла что-то делать ради этого. Ведь воздерживаться от отношений в нашем гипер-информированном на этот счет обществе очень непросто, это настоящий труд, но труд, награда за который велика.

Итак, первое направление родительской работы – воспитание в ребенке понимания ценности семьи.

Второе, важное направление, — это, как ни печально, умеренное, но твердое ограничение и фильтрация информации, поступающей к ребенку. Нельзя запретить пользование интернетом, но можно ограничить и отфильтровать, используя современные технологии. Можно и нужно ограничить время работы за компьютером и начать делать это как только ребенок сел за компьютер, а не тогда, когда он уже зависим от него.

Мы вряд ли сможем фильтровать круг общения ребенка, тем более, подростка. Об этом нужно думать гораздо раньше – когда выбираем школу, учительницу, место жительства. Все это очень непросто, но любое осознанное действие в этом направлении снижает негативное влияние окружения, но не исключает его полностью.

Учитывая последний факт, мы приходим к тому, что нужно учить ребенка уметь критически относится ко всему вокруг и спокойно отказываться от того, что ему вредит. Пока ребенок маленький нам, родителям, удобнее, когда он послушный и исполнительный. Мы не учим его быть критичным, но хорошо учим быть послушным. Когда ребенок подрастает, он привыкает слушаться, только уже не родителей, авторитет которых постепенно снижается, а новых авторитетов – одноклассников, друзей по двору, интернет-друзей и т.д. Приучая маленького ребенка лишь к послушания, мы вредим ему. Нужно учить и непослушанию. Слушаться хорошего, не слушаться плохого.

Еще одно важное направление, о котором Вам расскажет любой педагог – это привитие ребенку интересов, увлечений, чтобы к 13 годам у ребенка были сильные увлечения и интересы, которые родители помогли своему ребенку в себе обнаружить и развить. Сильное и осознанное увлечение снижает количество свободного времени, которое может быть потрачено на поиск и осуществление новых, в том числе и разрушительных увлечений и «приключений». «Свято место пусто не бывает» — это и о душе человека. Если не посадили и не ухаживали за цветами – обязательно вырастут сорняки. За ребенком нужен уход не только до 3 лет, а постоянно, только уход этот для разного возраста разный.

Резюме:

Чтобы сохранить православного подростка от «сексуального воспитания» общества, православные родители должны:

  1. Привить ему понимание ценности семьи и готовность трудиться ради этой ценности.
  2. Научить его критически воспринимать мир и уметь отказываться от того, что ему вредит.
  3. Прививать ребенку увлечения.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.