Решения, решения… Как научиться подростка поступать правильно?

Автор: Диакон Павел Захарас (США), goarch.org Перевод с английского — протодиакон Павел Бубнов

В последние десятилетия ключевые проблемы в родительском воспитании подростков постоянно менялись. Будь то рок-музыка или, как сегодня, вездесущие социальные сети, родители встречаются с вызовом помочь своим детям перейти через пропасть, что отделяет детство от взрослой жизни. Как родители-христиане мы понимаем важность вырастить духовно думающих детей и должны делать все, чтобы помочь им в их путешествии к Богу.

Современное обществе через средства массовой информации, общение и общепринятые нормы может транслировать идеи, которые не соответствуют учению Православной Церкви. На самом деле, очень часто взгляды, которые наши дети-подростки получают из окружающего мира находятся в прямой противоположности спасительному учению Господа Иисуса Христа. Бессонные ночи, проведенные в беспокойстве за детей, погрузившихся в употребление / злоупотребление алкоголя, сексуальную распущенность, сверхзависимость от социальных сетей, материализм и множество других опасных увлечений, приводят к тому, что родители просто ломают голову над тем, как разрешить все эти проблемы в жизни детей.

В Книге Притчей мы читаем: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6). Звучит просто, однако учитывая разнообразие проблем, с которыми жизнь сталкивает нашу молодежь, как могут родители успешно подготовить своих детей ко всему? Простой ответ на этот вопрос в том, что вы не можете разрешить каждую из проблем, с которой столкнется ваш ребенок. Мы знаем из своего личного опыта, что не всегда есть кто-то рядом, кто наблюдает за каждым нашим шагом и предостерегает от ошибок. Что мы можем предложить нашим детям, так это инструменты, которые необходимы, чтобы решать свои собственные проблемы.

Мы научены Церковью: каждый человек создан по образу Божию. Что это на значит на самом деле? Без углубления в богословские дискуссии, мы можем понимать выражение «быть созданным по образу Божию» как обладание Его особенными качествами: интеллектом и свободной волей. Прежде всего, мы обладаем интеллектом – способностью мыслить. Ученые скажут нам, что человек обладает теми же инстинктами выживания, что и низшие животные, вместе с тем, у нас также есть способность к сложному мышлению в форме решения проблем и понимания. Далее, Бог даровал нам свободную волю, способность делать сознательный выбор, а не быть просто придатком рефлексов.

Учитывая все вышесказанное, цель, данная нам в Книге Притчей – «научить ребенка правильно жить» — гораздо более достижима. Если мы можем научить своих детей-подростков использовать свой богоданный интеллект и свободную волю для принятия здоровых (духовно и физически) решений, это значит, мы ведем их по правильному пути.

Очень часто подростки принимают неверные решения. Конечно, это можно объяснить многими причинами. Одна из них в том, что в этот период центры головного мозга, отвечающие за принятие решений, еще не окончательно сформировались. Другая причина – в отчаянных попытках самоосознания и самореализации подростков. Поэтому, принимать решения по-христиански – это навык, который требует обучения и практики. Вот некоторые шаги, которые вы можете предпринять с вашими детьми:

  1. Жизненно важно вдохновить и научить наших детей принимать качественные решения. Их нужно подвести к осознанию того, что у решений есть последствия, а последствия могут быть неприятными. Мы имеем в виду то, что их выбор дает результаты, положительные или отрицательные, и эти результаты могут повредить не только самому ребенку, но и людям вокруг него. Это легко понять на примере с алкоголем. Если подросток решил выпить, это приведет к проблемам со здоровьем, к неприятностям с законом, к причинению физического вреда себе или окружающим. Эти последствия могут коснуться родителей, семьи, сверстников подростка. В более широком смысле, греховное поведение разделяет нас с Богом и это разделение оказывает разрушительный эффект на наши отношения с другими людьми, и в целом, на наше благополучие.
  2. Вместе с вашим ребенком определите проблемы в жизни вашей семьи и найдите решения. Это могут быть как сравнительно простые вопросы из жизни младших детей – что одеть в школу, так и жизненно важные вопросы организации каникул и занятий в свободное время. Благодаря таким упражнениям ваш ребенок может обнаружить возможность выбора там, где он ее никогда не видел.
  3. Помогите своему ребенку внимательно рассмотреть варианты, которые есть в решении каждой проблемы. Чаще всего у подростков не получается увидеть возможные результаты своего выбора до того, как они его сделали. Прилагая сознательные усилия к тому, чтобы взвесить возможные положительные / отрицательные результаты своих действий, подростки совершенствуются в навыках процесса принятия решений.
  4. Очевидно, самое важное в развитии умения принимать решения по-христиански, это сделать Христа главным фактором в каждом выборе. Несколько лет назад были очень популярны браслеты с надписью «Что бы сделал Иисус?». Они вдохновляли своих носителей прилагать этот вопрос к своим ежедневным поступкам. Для нас, православных христиан, однако, более важен следую — щий вопрос: куда приведет меня этот поступок – ближе к Богу, или дальше от Него?
  5. Теперь, когда ваши дети научились находить варианты решений и понимать возможные последствия, дайте им возможность сАмим принимать решения. С вашей помощью они воспользовались своим интеллектом и научились делать выбор, теперь они готовы упражнять свою свободную волю в решениях.
  6. После того, как ребенок сам принял решение и осознал последствия, поговорите с ним об этом. Предлагая ему конструктивную обратную связь, вы поможете ему лучше понять, что произошло, и как он может в будущем закрепить положительный опыт и избежать негативного.
  7. В конечном счете, как члены Тела Христова, мы призваны следовать за нашим Господом в Его Вечное Царство. Делясь нашей верой с детьми, мы, вместе с Церковью, показываем им свой вы — бор этого пути. Научая их посту — пать хорошо, христиане-родители дают им возможность успешных шагов в этом путешествии.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.