Сегодня Твой день: история и назначения воскресного дня

Для справки: Владимир Грицевич Родился в 1998 г. В 2015 г. окончил с отличием СШ №9 г. Барановичи и поступил в Минскую духовную семинарию. Студент 1-го курса

Воскресенье… Для каждого человека этот день овеян какими-либо воспоминаниями, детской радостью. Этот день все мы стараемся проводить время вместе, куда-то идем, гуляем. Естественно, в воскресенье христиане идут в церковь на богослужение. Но так ли оно было раньше, как раньше верующие почитали день Господень?

История слова «воскресенье»

Воскресенье… Если мы посмотрим в календарь, то мы просто увидим, что это седьмой день недели, выделенный красным цветом. Но уже то, что он красный день календаря, заставляет нас задуматься над тем, для чего его кто-то когда-то выделил и придал ему статус праздника. В календарях первого века на месте нынешнего воскресенья встречается обозначение «день Господень», которое во втором веке заменяется названием воскресный день. Но, несмотря на то, что и день изменил свое название, но самое главное он сохранил: он сохранил то, что этот день мы с древних времен посвящаем Богу. Чтобы лучше понять истинный смысл этой фразы, мы с Вами пройдемся по страницам истории и посмотрим, как проводили христиане день Господень в различные эпохи и какой смысл вкладывали они в это словосочетание. Но перед тем, как мы погрузимся вглубь веков, рассмотрим понятие слова, заменившего «День Господень» в наше время.

Воскресенье в других языках

Наш великий русский язык живо нам дает понять смысл того дня, который в наших календарях стоит седьмым и выделен красным цветом, – «воскресенье». Церковь каждый воскресный день посвящает Господу и называет его малой Пасхой, и смысл этого события отражается только в русском языке. Некоторые другие языки не отражают смысл этого дня, а сохранили прежнее название. В Англии, и Германии, например, название «Господень», «День Господень». Именно этот смысл и вкладывали древние христиане в седьмой день, вспоминая Воскресение Христово.

День Господень в Ветхом Завете

Но были времена и Ветхозаветные, когда народ еще не знал Христа и Его славное Воскресение. Среди всех народов земли Господь выбрал израильский народ и дал ему десять заповедей. Четвертая из них гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.» (Исх.20 :8-11).

Уже с самых первых страниц Библии мы читаем, что седьмой день, которым тогда была суббота, был днем покоя. Во второй главе Бытия мы читаем, что в седьмой день Господь почил от Своих творческих трудов, и благословил и освятил его покоем Быт. 2:3). Но под словом «покой» мы не должны понимать тот факт, что Господь перестал принимать участие в судьбе мира. Он перестал творить, но не перестал заботиться о мире. Следует предположить, что Господь уже Адаму передал заповедь о святости субботы и о почитании ее как дня покоя, и что уже с тех самых пор седьмой день отмечался по-особенному. В книге Исход мы встречаем только первое письменное упоминание о покое в субботу, а никак не установление субботы как особого дня.. Но именно после письменного установления празднования субботы начинаются различные формулировки того, что можно, а что нельзя делать в субботу. Чем ближе к пришествию в мир Христа, тем все сложнее были установки по поводу субботы. Согласно Талмуду, правоверному еврею запрещалось ездить верхом, пройти расстояние большее, чем 2400 шагов, зажигать огонь, готовить пищу, запрещалось и многое другое. Но чем изощрённее становились запреты, тем все хитрее находились способы обойти эти запреты. Таким образом, все это привело к тому, что раввины и еврейские законоучители стали запрещать добрые дела, а уловки обойти запреты привели к лицемерию в еврейской среде. Эти два отклонения очень остро проявились, когда на землю пришел Христос и начал проповедовать учение, не сходное с учением евреев.

День Господень в Новом Завете

В Новом Завете мы видим, как Христос и Его ученики неоднократно нарушали субботу с точки зрения Торы. Христос не раз исцелял от недугов людей в субботу, Его ученики, когда шли в субботу через поле и проголодались, срывали колосья и растирали их руками, что было запрещено толкованиями Торы. В Новом Завете, когда Христос называет себя «Господином субботы» (см. Мк.2:28) в ответ на упреки фарисеев, Он упраздняет ветхозаветную субботу в понимании Торы, а именно формальное соблюдение предписаний, касающихся соблюдения буквы закона в субботу в ущерб исполнению духовно-нравственных требований закона Божьего. Христос поясняет, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27), и открывает новое понимание дня, посвященного Господу, которое вскоре перейдет на день воскресный.

Суббота для человека

Весь Ветхий завет носил прообразовательное значение, и суббота в том числе. Во-первых, покой субботы был прообразом смертного покоя Господа Иисуса Христа. Во-вторых, будущее избавление Господом Иисусом Христом всех верных от власти греха, проклятия и смерти. О том, что суббота имеет прообразовательный воскресенье называется днем Солнца. Но есть страны (Франция, Испания, Греция), которые вложили в название седьмого дня христианский смысл, и теперь на их языках этот день носитхарактер говорит и апостол Павел: «Это есть тень будущего» (Кол. 2:17).

После Воскресения Христова суббота перестала иметь прообразовательное значение, и поэтому у христиан она уже не отмечается как праздник. Однако из уважения к древнему празднику Церковь выделяет ее среди прочих дней особым богослужением и отменой или послаблением поста, отменой земных поклонов.

Воскресенье в Древней Церкви

Уже с первых дней после славного Воскресения Христа, Его ученики и последователи стали особо чтить тот день, в который воскрес их Учитель. Первое упоминание о праздновании воскресенья мы встречаем в книге «Деяния апостолов», где читаем: «В первый же день недели, … ученики собрались для преломления хлеба» (Деян. 20:7). В книге «Откровенние» также находится упоминание о воскресном дне (Откр. 1:20).

Упоминания о воскресном дне находятся не только в Библии, мы также можем их найти в различных правилах и постановлениях древней Церкви. Так, например, для верных было обязательным посещение воскресных богослужений и причастие за ними, если же человек не причащался три литургии подряд без уважительной причины, то он отлучался от Церкви (80-е правило 6-го Вселенского Собора). В этом правиле мы можем увидеть отношение древних христиан к воскресному дню.

Даже во времена гонений, когда храмы были закрыты, христиане по-прежнему собирались вместе или в полях, или в катакомбах, или в каких-нибудь других местах.

После Миланского эдикта

После Миланского эдикта 313 года, христианство стало господствующей религий и постепенно ее торжества и праздники переносятся и в светский календарь. С тех давних времен все верующие имеют возможность посещать богослужение в воскресный день. Эта практика сохранилась и до сих пор, когда воскресенье является государственным выходным днем. В этот день верующие и сегодня идут в храм, причащаются Божественных Таин и стараются посвятить себя богоугодным делам.

В заключение хотелось бы отметить, что во все времена, в различных жизненных обстоятельствах христиане всегда чтили один единственный день в неделю как посвящённый тому, Кто основал «небо и землю» и «времена и лета». Несмотря ни на какие жизненные перипетии, они всегда посвящали «день седьмой… Господу Богу» (Исх. 20:10).

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.