Сегодня Твой день: история и назначения воскресного дня

Для справки: Владимир Грицевич Родился в 1998 г. В 2015 г. окончил с отличием СШ №9 г. Барановичи и поступил в Минскую духовную семинарию. Студент 1-го курса

Воскресенье… Для каждого человека этот день овеян какими-либо воспоминаниями, детской радостью. Этот день все мы стараемся проводить время вместе, куда-то идем, гуляем. Естественно, в воскресенье христиане идут в церковь на богослужение. Но так ли оно было раньше, как раньше верующие почитали день Господень?

История слова «воскресенье»

Воскресенье… Если мы посмотрим в календарь, то мы просто увидим, что это седьмой день недели, выделенный красным цветом. Но уже то, что он красный день календаря, заставляет нас задуматься над тем, для чего его кто-то когда-то выделил и придал ему статус праздника. В календарях первого века на месте нынешнего воскресенья встречается обозначение «день Господень», которое во втором веке заменяется названием воскресный день. Но, несмотря на то, что и день изменил свое название, но самое главное он сохранил: он сохранил то, что этот день мы с древних времен посвящаем Богу. Чтобы лучше понять истинный смысл этой фразы, мы с Вами пройдемся по страницам истории и посмотрим, как проводили христиане день Господень в различные эпохи и какой смысл вкладывали они в это словосочетание. Но перед тем, как мы погрузимся вглубь веков, рассмотрим понятие слова, заменившего «День Господень» в наше время.

Воскресенье в других языках

Наш великий русский язык живо нам дает понять смысл того дня, который в наших календарях стоит седьмым и выделен красным цветом, – «воскресенье». Церковь каждый воскресный день посвящает Господу и называет его малой Пасхой, и смысл этого события отражается только в русском языке. Некоторые другие языки не отражают смысл этого дня, а сохранили прежнее название. В Англии, и Германии, например, название «Господень», «День Господень». Именно этот смысл и вкладывали древние христиане в седьмой день, вспоминая Воскресение Христово.

День Господень в Ветхом Завете

Но были времена и Ветхозаветные, когда народ еще не знал Христа и Его славное Воскресение. Среди всех народов земли Господь выбрал израильский народ и дал ему десять заповедей. Четвертая из них гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.» (Исх.20 :8-11).

Уже с самых первых страниц Библии мы читаем, что седьмой день, которым тогда была суббота, был днем покоя. Во второй главе Бытия мы читаем, что в седьмой день Господь почил от Своих творческих трудов, и благословил и освятил его покоем Быт. 2:3). Но под словом «покой» мы не должны понимать тот факт, что Господь перестал принимать участие в судьбе мира. Он перестал творить, но не перестал заботиться о мире. Следует предположить, что Господь уже Адаму передал заповедь о святости субботы и о почитании ее как дня покоя, и что уже с тех самых пор седьмой день отмечался по-особенному. В книге Исход мы встречаем только первое письменное упоминание о покое в субботу, а никак не установление субботы как особого дня.. Но именно после письменного установления празднования субботы начинаются различные формулировки того, что можно, а что нельзя делать в субботу. Чем ближе к пришествию в мир Христа, тем все сложнее были установки по поводу субботы. Согласно Талмуду, правоверному еврею запрещалось ездить верхом, пройти расстояние большее, чем 2400 шагов, зажигать огонь, готовить пищу, запрещалось и многое другое. Но чем изощрённее становились запреты, тем все хитрее находились способы обойти эти запреты. Таким образом, все это привело к тому, что раввины и еврейские законоучители стали запрещать добрые дела, а уловки обойти запреты привели к лицемерию в еврейской среде. Эти два отклонения очень остро проявились, когда на землю пришел Христос и начал проповедовать учение, не сходное с учением евреев.

День Господень в Новом Завете

В Новом Завете мы видим, как Христос и Его ученики неоднократно нарушали субботу с точки зрения Торы. Христос не раз исцелял от недугов людей в субботу, Его ученики, когда шли в субботу через поле и проголодались, срывали колосья и растирали их руками, что было запрещено толкованиями Торы. В Новом Завете, когда Христос называет себя «Господином субботы» (см. Мк.2:28) в ответ на упреки фарисеев, Он упраздняет ветхозаветную субботу в понимании Торы, а именно формальное соблюдение предписаний, касающихся соблюдения буквы закона в субботу в ущерб исполнению духовно-нравственных требований закона Божьего. Христос поясняет, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27), и открывает новое понимание дня, посвященного Господу, которое вскоре перейдет на день воскресный.

Суббота для человека

Весь Ветхий завет носил прообразовательное значение, и суббота в том числе. Во-первых, покой субботы был прообразом смертного покоя Господа Иисуса Христа. Во-вторых, будущее избавление Господом Иисусом Христом всех верных от власти греха, проклятия и смерти. О том, что суббота имеет прообразовательный воскресенье называется днем Солнца. Но есть страны (Франция, Испания, Греция), которые вложили в название седьмого дня христианский смысл, и теперь на их языках этот день носитхарактер говорит и апостол Павел: «Это есть тень будущего» (Кол. 2:17).

После Воскресения Христова суббота перестала иметь прообразовательное значение, и поэтому у христиан она уже не отмечается как праздник. Однако из уважения к древнему празднику Церковь выделяет ее среди прочих дней особым богослужением и отменой или послаблением поста, отменой земных поклонов.

Воскресенье в Древней Церкви

Уже с первых дней после славного Воскресения Христа, Его ученики и последователи стали особо чтить тот день, в который воскрес их Учитель. Первое упоминание о праздновании воскресенья мы встречаем в книге «Деяния апостолов», где читаем: «В первый же день недели, … ученики собрались для преломления хлеба» (Деян. 20:7). В книге «Откровенние» также находится упоминание о воскресном дне (Откр. 1:20).

Упоминания о воскресном дне находятся не только в Библии, мы также можем их найти в различных правилах и постановлениях древней Церкви. Так, например, для верных было обязательным посещение воскресных богослужений и причастие за ними, если же человек не причащался три литургии подряд без уважительной причины, то он отлучался от Церкви (80-е правило 6-го Вселенского Собора). В этом правиле мы можем увидеть отношение древних христиан к воскресному дню.

Даже во времена гонений, когда храмы были закрыты, христиане по-прежнему собирались вместе или в полях, или в катакомбах, или в каких-нибудь других местах.

После Миланского эдикта

После Миланского эдикта 313 года, христианство стало господствующей религий и постепенно ее торжества и праздники переносятся и в светский календарь. С тех давних времен все верующие имеют возможность посещать богослужение в воскресный день. Эта практика сохранилась и до сих пор, когда воскресенье является государственным выходным днем. В этот день верующие и сегодня идут в храм, причащаются Божественных Таин и стараются посвятить себя богоугодным делам.

В заключение хотелось бы отметить, что во все времена, в различных жизненных обстоятельствах христиане всегда чтили один единственный день в неделю как посвящённый тому, Кто основал «небо и землю» и «времена и лета». Несмотря ни на какие жизненные перипетии, они всегда посвящали «день седьмой… Господу Богу» (Исх. 20:10).

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.