Шестопсалмие — зеркало души

Автор: Протодиакон Павел Бубнов.

За каждым вечерним богослужением, совершаемым в православных храмах, есть особый момент, когда гаснут все свечи (а где-то их даже нельзя купить в это время), и одинокий чтец со свечой в руке в центре храма монотонно читает шесть псалмов (3, 37, 62, 87, 102 и 142). Церковный устав предписывает в это время полную тишину, неподвижность и высокую умственную и сердечную сосредоточенность. Почему такое внимание именно к этим псалмам? О чем они? Что дает нам усиленное внимание к этим древним строкам?

Рассмотрим каждый из этих псалмов отдельно.

Псалом 3-й имеет подзаголовок «Псалом Давида, когда он убегал от Авессалома – своего сына». После двух тяжелых грехов, которые совершил Давид, его благополучие было быстро и очень сильно разрушено. Один из его сыновей – Амнон совершил страшный грех и был за это убит своим братом – Авессаломом, который сначала скрывался от отцовского гнева, а затем задумал свергнуть отца и сам стать царем Израиля. Давиду пришлось убежать из Иерусалима. Он шел по дороге босой и в горьких слезах (2 Цар. 15, 30). «Господи! Как умножились враги мои! Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет ему спасения в Боге» — восклицает в слезах Давид.

Святые отцы, создатели нашего православного богослужения, избрали эти шесть псалмов для нашего духовного назидания. Слушая их, мы вспоминаем события Ветхого Завета и прилагаем их к нашей жизни – времени Нового Завета. Для некоторых из нас события жизни Давида напрямую перекликаются с нашими бедами. И у нас есть враги нашего внешнего благополучия, есть недоброжелатели. Но гораздо опаснее для нас враги спасения нашей души – дьявол и живущие в нас греховные страсти. Диавол хочет лишить нас власти над нашей собственной душой со всеми ее желаниями, чтобы мы стали «без царя в голове», а жили по зову страстей и инстинктов. Если мы совершаем поступок, противоречащий нашему христианскому мировоззрению – значит, дьявол добивается успеха в достижении своей злой цели. «Нет спасения, радости счастья тебе в Боге» — говорят нам дьявол и наши страсти. Наслаждайся жизнью, живи по зову своих «чувств» — как часто мы слышим в сердце этот соблазнительный «шепоток». Но мы отвечаем на это словами святого пророка Давида: «Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою… Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня». В нашем противостоянии силам зла мы можем надеяться только на Бога. Но Он с нами, когда мы с Ним, когда мы исполняем Его волю, Его заповеди. Даже когда мы ложимся спать, Он защищает нас. В этом псалме святой Давид говорит нам, наученный собственным горьким опытом: никогда не совершайте зла, не презирайте законов Божиих, чтобы и вам не испытать того, что испытал он сам.

Создатели романов и кинофильмов знают главный секрет «коммерческого успеха» своих произведений: это сопереживание читателей (зрителей) художественного произведения тому, о чем в нем говорится. Но еще много веков назад святые отцы, создатели православного богослужения, увидели в истории Ветхого Завета немало примеров решения проблем духовной жизни, которые они и предложили нам. Слушая третий псалом, мы чувствуем, что и святому царю Давиду было трудно, но с Божией помощью он преодолел эти трудности. Мы сопереживаем ему, поскольку и сами встречаемся с подобными проблемами, мы учимся его вере в Бога, вдохновляемся его мужеством. Вот поэтому Церковь требует от нас в этот момент усиленного внимания – ведь все это нужно нам самим.

Если 3-й псалом явил нам наказание за грех как мотив к покаянию, то псалом 37-й – это уже внутреннее осознание человеком всей ужасной отвратительности греха, осознание огромного вреда, который наносит грех человеку. В этом псалме святой царь Давид плачет о своем грехе уже без сожаления о потере внешнего благополучия, ведь теперь он увидел свое духовное убожество и потому желает вновь приблизиться к Богу своим сердцем.

Вот избранные строки этого псалма, живописующие нам разрушенную грехом человеческую личность:

Нет целого места в плоти моей…

Нет мира в костях моих…

Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне. Смердят и гноятся раны мои…

Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу. Сердце мое трепещет, оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня.

Святой Давид ясно осознает причину всех этих бедствий – беззаконие (т.е. неисполнение Закона Божия), безумие (отсутствие ума – т.е. скотский, животный образ действий), грехи.

Господи, пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрою от Тебя.

Господи! Не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня.

Святой Давид просит Бога обличать и наказывать его не как гневный и яростный судья, но как любящий отец, не могущий оставить без внимания проступков своих детей.

Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня. Поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!

Бог ждет от человека этих слов. По слову Самого Спасителя, великая радость бывает на небесах об одном кающемся грешнике. Если человек оставил Бога своими грехами, но почувствовал, что попал тем самым в беду, а затем захотел снова быть с Богом – Господь обязательно поможет.

И вновь церковная традиция предлагает нам столь сильные душевные переживания святого царя и псалмопевца Давида как важный духовный опыт, актуальный для каждого из нас, ведь «нет человека, который не согрешает».

Если 3-й псалом явил нам наказание за грех как мотив к покаянию, псалом 37-й показал разрушение человеческой личности грехом, то в псалме 62-м святой царь Давид открывает секрет человеческого счастья: только Бог – источник настоящей жизни, радости, успеха.

Давид исповедует свое желание быть с Богом, исполнять Его святую волю, в Боге находить вдохновение и помощь в каждое мгновение своей жизни.

Боже! Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя ….

Вот образы самой сильной любви человека к Богу: святой Давид просыпается рано утром, потому что его душа буквально «жаждет» Воды Живой – общения с Богом. Святитель Иоанн Златоуст, размышляя над этим стихом, говорит, что выражение «искать Бога от ранней зари» значит ограждать свой ум от любого злого намерения, помысла и всеми силами любить Бога.

Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь.

Для христианина милость Божия – это все то, что дарит нам Христос через Церковь и ее святые Таинства. Этот стих – отнюдь не проявление «фанатизма», а реальный опыт святого человека, если можно так сказать, и определенный прагматизм: ведь Давид опытом познал счастье от исполнения заповедей Божиих и большие беды от их нарушения. Потому христианские мученики и идут на смерть за Христа с легкостью, ведь поступая так, они получают очень много.

Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи

Святой Давид еще раз обращает наше внимание: общение с Богом в молитве и праведной жизни – это насыщение человеческой души, это приобретение, а не расходы, как это может показаться на первый взгляд. Когда человек начинает это понимать – только радость и еще большее желание общения с Богом полностью заполняют его душу. Следуя призыву псалмопевца святые отцы, создатели православного богослужения, совершали ночные службы и молитвы.

Однако, по мысли святителя Иоанна Златоуста, даже утренняя молитва имеет огромное значение для того, как пройдет наш день, сможем ли мы в течение дня не грешить и исполнять с радостью и желанием свои профессиональные обязанности.

Ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня…

Когда человек любит Бога, Творец наполняет такого человека особой силой для исполнения заповедей и потому псалмопевец исповедует помощь Бога в своей жизни. Как птенцы стремятся спрятаться под крыльями матери, так и христианин радуется, когда чувствует Божий покров и защиту. Как дети, льнущие к своим родителям, чувствуют защиту и безопасность, так и верующий «прижимается» к Богу своим сердцем, чувствует как Бог ведет его как ребенка за руку (эту аналогию высказал однажды святитель Феофан Затворник).

Наказание за грех пробудило в человеке совесть, он стал видеть свои греховные страсти, стал раскаиваться в своих грехах и вновь обрел радость общения с Богом, вновь узнал Бога как щедрого и заботливого Отца. Пусть и мы, слушая эти богодухновенные строки, будем идти по этому спасительному пути.

В первой половине шестопсалмия, состоящей из псалмов 3-го, 37-го и 62-го мы увидели всю палитру человеческих взаимоотношений с Богом: и наказание за грех как мотив к покаянию, и разрушение человеческой личности грехом, и осознание того, что только Бог – источник настоящей жизни, радости и успеха для человека. Вторая половина шестопсалмия, состоящая из псалмов 87-го, 102-го и 142-го, вновь начинается с покаяния, с осознания бедственного положения грешника.

Господи, Боже спасения моего! Днем вопию и ночью пред Тобою…

…Душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней.

Не случайно именно во время личных бед и проблем человек начинает задумываться о Боге, о своих взаимоотношениях с Ним.

Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, — как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты.

Самый сильный образ, применяемый святым пророком Давидом в этом псалме – сравнение грешника с мертвецом, лежащим в гробу. На самом деле Бог помнит о всех людях, в том числе и о самых закоренелых грешниках и ждет их возвращения, Однако грешник сам своими сознательными грехами ставит преграду Божественной силе и действительно «умирает» для Бога. А что сказал отец из притчи Спасителя о блудном сыне, когда сын этот все же вернулся? «…Брат твой сей был мертв и ожил».

Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них…

Разрушение гармонии отношений с Богом неминуемо приводит к конфликтам с другими людьми. Войны, разрушение семей, вражда – все это в современном мире есть следствие греха и безбожия.

Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Или во гробе будет возвещаема милость Твоя и истина Твоя – в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою?

Риторические вопросы, которые задает пророк – это тоже покаянная молитва, это желание «ожить», подобно блудному сыну, желание Божьего чуда в своей жизни. Пророк желает также славить Бога, возвещения Божией милости и истины, познания Божиих чудес и правды. Все это невозможно в человеческой душе, наполненной грехом.

102-й псалом, исполняемый также и на Божественной литургии – гимн ликования человека, всем своим существом осознавшего счастье жизни с Богом.

Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его.

Этим призывом святой пророк Давид показывает нам, что молитва должна захватывать всего человека, все его разумные силы, все желание и мышление.

Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

 Господь создал человека, а человек оскорбляет Бога своими грехами. Пророк чувствует на себе благодеяния Божии в прощении его греха, в великой милости Творца к себе.

Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою,

В предыдущем, 87-м, псалме пророк сравнивал грешника с мертвецом в гробу. Но вот – приходит и избавление – Бог спасает человека от могилы греха, от истления страстей.

Венчает тебя милостью и щедротами; насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

Милости и щедроты Божии для христианина – это благодать, которую Господь дарит нам через таинства Церкви для процветания в наших душах добродетелей и будущей вечной жизни. Как орел ежегодно обновляет свое оперение, так и Господь, очищая нас Своей благодатью от греховных недугов, делает чистыми и духовно здоровыми, духовно юными. …

Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его…

Господь на бесконечность удалил от нас наши грехи, Он любит людей больше, чем отец или мать.

Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

Земная жизнь со всеми ее проблемами и противоречиями учит нас видеть главную ценность в Боге и вечности.

Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

Земные приобретения – имущество, слава, власть – ограничены временем, а милость Господня – слава у Бога, «небесный капитал», ничем не ограничены и вечны для тех, кто желает вечно хранить союз любви с Богом.

Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.

Святой Давид передает нам простую и очень важную мысль: все люди – дети Божии, даже самые рьяные атеисты и безбожники, все люди являются подданными Его Небесного Царства, все призваны к участию в нем.

Последний псалом шестопсалмия – это определенный итог духовных размышлений, напряженной работы человека над собой. В предыдущих пяти псалмах мы видели и покаяние грешника, и мольбу гонимого, и радость человека, вновь обретающего общение с Богом. В 142-м псалме присутствуют все эти чувства.

На собственном примере святой пророк Давид призывает нас внимать не только словам псалма, но и всей нашей жизни для того, чтобы в ней видеть действия Бога:

Я вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.

Вновь проявляется чувство ужаса, в котором живет Давид из-за преследований собственным сыном:

Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших…

Пророк вновь чувствует себя подобным мертвецу – человеком без перспективы, но именно поэтому он обращается к Богу и знает, что только Он на самом деле решает судьбы людей. От человека зависит лишь обращение к Богу, жажда этого общения.

Простираю к Тебе руки мои: душамоя – к Тебе, как жаждущая земля.

Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает…

Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю.

Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.

В своем покаянии пророк признает, что «человеком без перспективы», буквально мертвецом, его сделали не внешние обстоятельства, конфликт с сыном, а грех, разрушивший его душу. Грех отдалил Давида от Бога, и его душа стала подобной засохшей земле, на которой не может вырасти ничего хорошего. Да, грешник действительно – мертвец, и только Бог может его оживить, вернуть к настоящей жизни – жизни в Духе.

Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.

«Научи» — это может сказать только тот, кто понял собственную «безграмотность».

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.