Законы вечности для духовной жизни

Беседовал: Виталий Анатольевич Попков

Есть в нашей жизни волнующие душу моменты. Мы ждём их, готовимся к этим праздникам. Пасха или Рождество Христво, нарпимер…Но такие подарки преподносятся от Бога нам гораздо чаще, и нужно только повнимательнее присмотреться к себе и всему, что с нами случается. О том, как научиться видеть во всём особое Благоволение Божие, мы побеседовали с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием, ректором Минской духовной семнарии.

— Ваше Высокопреосвященство, каждый год мы празднуем Светлое Воскресение Христово. Но не всегда в должной мере осознаем значение события, за которым кроется наше спасение от греха, проклятия и смерти.Какова взаимосвязь Пасхи Господней с Пасхой малой (воскресеньем) и Божественной литургией?

— Да, действительно каждый воскресный день – это малая Пасха. Только ведь жизнь складывается не из одних радостей пасхальных.Преподобный Паисий Афонский всегда напоминал, что дню Господню, малой Пасхе, как и Великой Пасхе, предшествует Страстная седмица. И сам преподобный ее еженедельно переживал. Особые дни — среда, когда Иуда предал Спасителя, и пятница, когда Господь был распят. То есть он каждую неделю, от понедельника до воскресенья, переживал события библейской истории – и сотворение мира, и грехопадение, и предательство, и страдания Христа за наши грехи, и день покоя, и само воскресение. Для него это были не какие-то вехи истории еврейского народа, для него это была практическая жизнь. Как Пасха — вершина всего года, ни с чем не сравнимый праздник, так воскресная служба является вершиной недельного круга православного церковного богослужения. В этот день воскрес Господь наш Иисус Христос, в этот день Церковью установлено совершать Литургию. Совершается Евхаристия, и таким образом воскресный день также напоминает нам о будущем возвращении Господа на землю со славой. Вся Евхаристия выражает земную жизнь Христа. Так, Проскомидия — это рождение Христа в Вифлееме, воплощение Слова; Малый Вход — выход Господа на проповедь; Великий Вход — страсти и Крестная смерть; поставление Даров на престоле — положение Иисуса во гроб и т.д.

Очень важно читать Евангелие. Это христианское благовестие о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти. И, конечно же, все христиане должны стремиться к тому, чтобы жизнь Господа нашего Иисуса Христа, как Главы Церкви, была им примером для подражания. Святое Евангелие для того нам и дано, чтобы мы, читая его, по мере возрастания старались постигать глубину законов, изложенных в нем. Ведь даже очевидные законы физического мира люди изучают всю свою жизнь – доказывают и ошибаются, и снова исследуют. И уж тем более установления духовные требуют куда более глубокого постижения. Казалось бы, Господь Сам дал человечеству знание о Вечности, духовные законы, и нам не нужно брать на себя подвиг их открытия. Но, углубляясь в изучение и осмысление этих законов, начинаешь понимать, как все непросто и для разума непостижимо. И это не удивительно! Ведь нам многого не дано знать даже из законов существования мира видимого. Взять, например, Всемирный океан, который человечеством изучен не более чем на 5 %, — почти ничто от общего объема. Или взять мир насекомых, где порядка 30 миллионов видов, и только примерно 2—3 % их изучено. А уж тем более не имеем мы полноты знаний о мире невидимом, который тоже реально существует, воздействует на нас, проявляется с доброй и недоброй стороны.

— Сегодня печатается много различной литературы, в которой современному человеку не всегда просто разобраться. Например, в церковном магазине можно найти две книги с диаметрально противоположными мнениями. Бывает даже такое, что в одной говорится о соблюдении воскресного дня и праздников, а в другой автор едва ли не рекомендует работать, объясняя труд делом богоугодным. Кого же слушать?

— Преподобный Паисий Афонский не советовал работать по воскресеньям и праздникам, чтобы на человека не сыпались беды. «Сейчас люди отменили праздники, удалились от Бога и Церкви, но в конечном итоге они растрачивают все заработанные деньги на врачей и больницы, – говорит старец. — А потом люди болеют и не могут понять, что с ними творится».

Кроме того, нужно помнить слова Апостола Павла: «…преобразуйтесь с обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12:2). Конечно же, эта мера познания Бога у людей разная, с большой амплитудой колебания. Но несомненно, что человек должен шесть дней трудиться, а седьмой, воскресный, посвящать Господу Богу своему, бывать на Божественной литургии.

Святая Евхаристия — величайший Дар людям, где мы вкушаем Тело и Кровь Самого Бога, ставшего Человеком. И трудно подобрать слова для описания величия этого Дара, который мы должны ценить и осознавать меру великой ответственности, приступая к нему с благоговением.

Преподобный Лаврентий Черниговский (это было во время Великой Отечественной войны) заметил как-то из окна, что дети играют с чем-то блестящим в руинах разрушенного дома. Оказалось, что это золотые царские монеты, которые люди откладывали на черный день. Они выпали, скорее всего, из развороченной снарядом печки. А вокруг война, голод. Чтобы эти ребята не умерли, их мать зарабатывала на пропитание тяжелым трудом — ходила по домам, убирала, полы мыла, стирала. Ну а те не знали ценности монет и просто играли с ними. У детей эти монеты забрали, отдали матери, и она до конца войны могла покупать им хлеб и тем спасла от голодной смерти…

Так и в духовной жизни: мы, уподобляясь несмышленым детям, не ценим посланного нам Дара. Печально, но многие предпочитают земное вечному: хотят многого достичь в этой жизни, многое поиметь. Но притом забывают, что мы лишь гости на этой земле и ничего не заберем в мир иной, кроме духовного богатства, если скопили его. А то ведь часто можно слышать такие рассуждения: дом у меня уже есть, теперь надо построить детям, затем внукам – и так до бесконечности. Это незнание духовных законов и приводит, в конце концов, к бедственному положению.

Для понимания смысла христианства нужно обязательно читать святоотеческую литературу, толкование Евангелия теми, кто жил свято и сподобился у Господа милости. Их образ жизни, опыт, наставления исключительно ценны для нас. Если мы прислушаемся к ним и будем подражать хоть в малой степени, то пусть больших высот и не достигнем, но по крайней мере не ошибемся в пути к спасению.

— Сегодня мы можем наблюдать одну парадоксальную вещь. Дело в том, что мы (я имею в виду славянские народы, принявшие христианство уже более 1000 лет назад) не столь серьезно относимся к воскресному дню по сравнению с западными странами, где по воскресеньям не работают магазины, торговые ларьки, аптеки. На Ваш взгляд, Владыко, данный неразумный подход современного соотечественника – это наследие советского периода или, может быть, что-то другое?

— Конечно, это может быть следствием советской действительности. До революции, насколько я знаю, не работали ни лавки, ни увеселительные заведения. В ту пору государство открыто являло свои православные ориентиры, но пришло время безбожия и пропаганды атеизма – и люди постепенно стали о Боге забывать. Наше время нельзя назвать безбожным. Мы, скорее, переживаем некий переходный период. В каком направлении пойдет наше государство: во главе угла будет духовность или же только экономика и благосостояние – сказать трудно. Но зависит это в том числе и от каждого человека в отдельности, его веры, духовного труда над собой и стремления к делам добра. Тогда сердца наши не зачерствеют и Божия помощь всегда придет.

— В этом году, Ваше Высокопреосвященство, исполняется двадцать лет, как Вы несете архипастырское служение. Это значительный путь, с высоты которого можно проследить изменения, происходящие в нашем обществе. Основываясь на примере Свято-Успенского собора Жировичского монастыря, как Вы могли бы охарактеризовать церковную активность людей? В какую сторону изменяется посещаемость храма молящимися?

— Судя по нашей Новогрудской епархии, можно сказать, что людей приходит в храм больше. То есть процесс воцерковления соотечественников происходит. По разным причинам люди стремятся в церковь, обращаются за помощью к Богу. К сожалению, зачастую через скорби, болезни и жизненные потрясения. Как говорится, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Очень хотелось бы, чтобы к Богу обращались раньше.

Сегодня имеется огромное количество духовно-просветительской литературы, работают православные христианские сайты. И удивительные вещи порой происходят: один мой знакомый предприниматель через интернет изучает даже труды святителя Игнатия Брянчанинова. Хотелось бы, чтобы мы учились видеть и размышлять. Ведь если задумаешься об окружающем нас мире, то невольно поразишься, насколько премудро он создан Богом. Возьмите канун весны: все вокруг оголенное, вымерзшее, но вот пришло тепло — и природа начала пробуждаться, оживать. Жучки, букашечки разные, которые, казалось бы, не должны были пережить холод, все зашевелились, словно по указанию чьему-то, и каждый поспешил по своим делам. Все это существующее мироздание – разве не великое чудо? Человеку не дано знать, как Бог творит чудеса, как Он управляет Вселенной. Но мы можем созерцать в делах Божиих дивный порядок, который обнаруживается повсюду: в мире чисел и геометрических фигур, в законах физики, химии, биологии, в великом и малом, в далеком и близком… И чем больше человек их изучает, тем более загадочной и таинственной воспринимается Вселенная, если пытаться объяснить ее происхождение без участия разумного Творца. Ведь как тогда истолковать все гениальные и четко действующие закономерности в природе? Ответ только один: мироздание устроено бесконечным Разумом Божиим.

— Совсем недавно мы сподобились от Господа еще раз пережить это величайшее чудо – Воскресение Христово. Какие Ваши пожелания нашим читателям, Владыко? Как бы Вы советовали, зная современные проблемы людей, проводить день воскресный как малую Пасху?

— Необходимо почитать воскресные дни и праздники церковные — тогда все будет в жизни ладиться. Это и есть тот элемент благоговения пред Богом, который нельзя терять. А если мы пренебрегаем памятью Божией, то как бы Господь не отвернулся от нас.

Как-то знаменитому христианскому проповеднику задали вопрос: почему у христианина сплошь одни обязанности и существуют ли у него хоть какие-то права? Он ответил примерно так: «Вы можете пойти запросто к министру на прием, решить какие-то вопросы? Очень непросто это, я думаю: необходимо заранее записаться, добиться, чтобы вам назначили время. А с Богом вы в любое время можете беседовать, как с Отцом. Так не величайшее ли это благо? Не величайшая ли милость Божья?».

Потому мне хотелось бы пожелать, чтобы православные христиане постоянно обращались к Богу, серьезно задумались о Вечности, поскольку нет такого человека, который бы жил на земле, и не умирал, даже если он миллиардер и может лечиться в лучших госпиталях мира.

Все мы уйдем в иной мир, в котором, как нам открывает наша вера, нас встретит любящий Отец. Но для этого здесь, на земле, необходимо научиться пользоваться посланными нам дарами Божиими.

Пасха Христова – величайший дар Божий, как и малая Пасха, которая происходит еженедельно. Христос, взяв на Себя грех человечества, положил начало всему процессу обращения, который должен был совершиться в мире. Процесс этот состоит из отречения от греха и замены греховных дел делами добра. Вот к этому нам и нужно стремиться, помня, что созданы мы не для страданий, а для радости. Творя добро, будем радоваться на земле, чтобы потом радоваться вечно.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.