Восхождение во Святая Святых

Для справки: Алексей Кручко Родился в 1997 г. В 2014 г. окончил СШ №2 г. Узда Минской области и поступил в Минскую духовную семинарию. Студент 2-го курса.

Четвертого декабря Православная Церковь празднует особое событие в жизни христианского мира: Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Уже накануне, вечером, священство, облачённое в голубые одежды, торжественно будет воспевать Пречистую Деву, произнося вместе с множеством собравшегося в храме народа следующие слова: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое». Хор вторит торжественными и громогласными песнопениями, среди которых молящиеся услышат особо прекрасные слова, которыми будет Церковь именовать Богородицу: «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия». Что же произошло тогда, два тысячелетия назад, что сегодня святая Церковь с такой торжественностью и радостью празднует этот особый день? Что заставляет христиан радостно приветствовать друг друга, поздравляя при этом с праздником? Если мы обратимся к церковному преданию, то мы узнаем об интересных событиях, которые произошли в Иерусалиме до Рождества Христова.

Давайте представим себе Палестину в конце I-го века до нашей эры. Израильский народ был напряжён, он был на грани отчаяния. Всё еврейское общество жило ожиданием тех событий, которые выведут их народ из духовного тупика. Несмотря на привычную и размеренную жизнь Иерусалима, в городе всё же чувствовалась тонкая нота напряжения. Мир готовился и ждал эпохальных, великих событий. Среди шумной толпы, прижимаясь к стенам домов, пересекая узкие улочки прошла процессия: пожилая пара, которая вела за руку маленького ребёнка, окружённую девочками со свечами в руках. Несмотря на красоту этой процессии, праздный глаз прохожего не заметил ничего необыкновенного в происходящем, никто из многочисленной толпы не прочувствовал величия и таинственности той минуты. Но тем не менее, что-то спокойное, торжественное было в походке тех людей, то, что заставляло проводить их невольно взглядом. Это была самая обыкновенная еврейская пара из Назарета, которая шла к Иерусалимскому храму, ведя свою трёхлетнюю дочку Марию. Иоаким и Анна, так их именовали в городе. О, если бы Израиль знал, что впоследствии мир будет воспевать этот день, говоря: «Сегодня предвестие благоволения Божия людям и проповедь о спасении людей: в храме Божием Дева торжественно является и предвозвещает всем о Христе», если бы он знал, что не простая девочка стоит перед величественным храмом Соломона, а Та, Которая станет Матерью Спасителя человечества. Однако тогда всё было иначе. Анна опустилась на колени и обняла свою малолетнюю дочь, наверняка сердцу матери было свойственно испытать горечь разлуки, но всё это было мимолётно. На смену печали пришло чувство благодарности Богу, ведь Иоаким и Анна помнили, как некогда их сердце разрывалось от горечи, ведь они были стары и не имели детей. Они горячо молились Всевышнему, обещая, что посвятят своего ребёнка на служение Богу. Прошло четыре года и настало время исполнить своё обещание. Родители поставили маленькую Марию на первую ступень огромной лестницы, в конце которой стоял седой первосвященник Захария, дальше она должна была подняться самостоятельно. Маленькая девочка, к изумлению окружающих, легко и радостно взбежала по ступеням, которые свободно может преодолеть лишь взрослый человек. Захария, поражённый увиденным, проникнувшись чистотой и святостью происходящего, возьмёт и введёт Марию в храм Бога, в самую священную его часть: Святая Святых. Безусловно, всё это происходило под действием благодати Святого Духа, который действовал в первосвященнике. Именно при храме, Мария будет находиться до своего 14-летия, где она изучала Священные тексты и занималась рукоделием. В Святая Святых, в место особого присутствия Бога, мог входить лишь первосвященник, и то, лишь единожды в год. Пресвятую Богородицу там будут замечать довольно часто, причём беседующую с Ангелами самого Бога Всевышнего.

«Совет Превечный Превечнаго Бога во исполнение грядет», – читаем мы в каноне предпразднству Введения. Начало исполнения превечного Совета о спасении человечества мы праздновали в день Рождества Богородицы, когда и началось исполнение чаяний ветхозаветных праведников и разрешилось неплодство человеческого естества и родилась плотию Та, Которая должна была даровать Свою пречистую плоть грядущему в мир Сыну Божию. Неизреченным Промыслом Божиим в Ней соединилось всё лучшее и прекраснейшее, что свойственно человеческому существу. Со дня Своего рождения Она была избранницей Божией, таинницей и домом Божественной благодати, «в нем же сокровища лежат неизреченнаго Божия строения». С самого детства Она носила в Себе всю возможность человеческого спасения и неисчерпаемое богатство благодати, которое ещё не было явлено миру. И только праведные Иоаким и Анна, для которых рождение Пресвятой Девы было связано с исполнением их сокровенных чаяний и горячих молитв, предчувствовали значение Новорождённой для спасения человечества.

Но плотского рождения Пресвятой Девы было недостаточно, чтобы стать Матерью Божией, ибо предстоящая Царю Неба и земли Царица, «Превознесенная превыше всех тварей небесных и земных, была дщерью человеческой, соестественной всем нам дщерью Адамовой». Чтобы стать Матерью Сына Божия, Она должна была открыть свободно Своё сердце для благодати, добровольно выйти из мира греха и смерти, отказаться от земных привязанностей и добровольно избрать для Себя чуждый сознанию ветхозаветного человечества путь приснодевства и всем сердцем последовать гласу Божию, призывавшему Её устами пророка Давида: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ yхо Твоe, и забyди люди Твоя и дом отца Твоего», и только тогда «возжелает Царь добрoты Твоея» (Пс.44,11-12). Красота Приснодевы, ставшая вожделенной для Царя Неба и земли, – красота Её добродетелей, ибо самое рождение Ею Сына Божия не могло принести Ей никакой пользы «от того только, что Она родила Его и питала сосцами, если бы Она не имела и всех прочих добродетелей» (Блаженный Феофилакт Болгарский, XI-XII вв.).

Это как бы второе духовное рождение Богоматери и вместе с тем явление Её миру, подобное явлению после крещения народу Иисуса Христа, и празднует Святая Церковь в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В праздновании принимают участие и родители Богоматери, и Её ближайшие родственники, пришедшие с Нею в Иерусалим, а также и служители ветхозаветного храма и среди них первосвященник Захария. Исполнившись Святого Духа, он, вопреки всем установлениям и законам Ветхого Завета, ввел приведенную во храм Младенца-Деву во Святая Святых. Введение во храм Пресвятой Богородицы было как бы безмолвной проповедью народу о близком пришествии Христовом и осуществлении Божиего смотрения о спасении людей. Оно ещё более, чем Рождество Пресвятой Богородицы, подготовляет и приближает нас к Рождеству Христову. Об этом говорит тропарь празднику, в такой же мере посвященный самому празднику, как и последующему за ним Рождеству Христову: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает».

Будучи днем явления Богоматери миру, праздник Введения есть и день отделения от мира Богоизбранной Девы – день, в который начался Её исход из мира, продолжавшийся на протяжении всей Её земной жизни и завершившийся «небошественным» Успением.

И если в Рождестве Пресвятой Богородицы была явлена плоть, от чистых кровей Которой должен был родиться Сын Божий, то со дня введения Пречистой во храм начинается воспитание и приготовление Её души к тому великому дню, когда Она скажет явившемуся Ей архангелу: «Буди Мне по глаголу твоему» (Лк.1, 38).

Если в молитвах, читаемых в день Рождества Пресвятой Богородицы, Матерь Божия сравнивается с небесною лествицею, по ступеням которой сходит с неба на землю Царь Славы – Иисус Христос, то Рождество Пресвятой Богородицы и Введение Её во храм являются как бы двумя последовательными ступенями, по которым совершается это Божественное нисхождение. «Прежде зачатия, Чистая, освятилася еси Богу и, рождшися на земли, дар принеслася еси ныне Ему, исполняющи отеческое обещание. В Божественнем же храме, яко сущи Божественный храм… явилася еси приятелище неприступнаго и Божественнаго Света».

Именно добровольная отдача Себя Богу в большей степени, чем плотское рождение, дает возможность почувствовать и осознать вселенское значение Богоматери. Церковь славословит Богородицу следующими словами: «Ты пророков проповедание, апостолов слава и мучеников похвала, и всех земнородных обновление, Дево Мати Божия: Тобою бо Богу примирихомся». Здесь мы прославляем Божию Матерь словами, подобными тем, которыми прославляем Христа: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, их же проповедь Троица Единосущная» (тропарь, поющийся при совершении таинств Брака и Священства). Прославляя Матерь Божию словами, обычно относимыми ко Христу, и утверждая, что через Неё мы примирились с Богом («Тобою бо Богу примирихомся»), мы свидетельствуем и о ближайшем участии Её в деле искупления человеческого рода и примирения его с Богом. В Ветхом Завете такое примирение совершалось прообразовательно через жертвы, приносимые в храме, а в Новом Завете им явилась Божия Матерь. Из всех земнородных Она, родившая Христа-Спасителя, более всех послужила нашему спасению, и, как Её Божественный Сын, является предметом проповеди для пророков, славою апостолов и похвалою мучеников.

Праздники Рождества и Введения во храм Пресвятой Богородицы – праздники, в которых завершается Ветхий Завет и раскрывается его смысл как детоводителя ко Христу. В Рождестве Пресвятой Богородицы осуществляются надежды многих поколений ветхозаветных праведников, в ожидании грядущего Мессии с терпением, смирением и верою проходивших путь своего земного странствования. Рождается Дева Богоотроковица, и в Её рождении разрешается неплодство поврежденного грехом человеческого естества.

Введением во ветхозаветный храм «Храма сущего» и во Святое святых «одушевленного Божиего Кивота» заканчивался Ветхий Завет с его Богослужением и жертвами, и свидетельствовалось о приближении Завета Нового и о пришествии «священника по чину Мелхиседека, Архиерея будущих благ» Иисуса Христа.

Теме завершения Ветхого Завета и прекращения ветхозаветного Богослужения и жертв уделено значительное место в службе празднику Введение во храм. Прежде всего она раскрывается в ветхозаветных и апостольских чтениях, положенных по Уставу на этот день. В первой паримии празднику повествуется обустройстве Моисеем скинии и Ковчега Завета и их освящении. Вторая посвящена освящению Соломонова храма и внесению в его Святое святых Ковчега Завета. Центральное место по своему значению в обеих паримиях занимает образ Ковчега Завета и изображение его внесения во Святая святых. Эти ветхозаветные чтения соответствуют смыслу и значению праздника, так как мы видим в них прообраз великого события, которое празднуется в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Но наибольшее значение имеет третья паримия – пророчество пророка Иезекииля о новом храме, содержащее прямое указание на рождение Спасителя от Девы. Мысль о том, что всё ветхозаветное Богослужение было только сенью и образом будущих благ, с еще большей полнотой раскрывается в Апостоле, читаемом на литургии (Евр. 9, 1-7). Апостол Павел последовательно перечисляет всё, что имело отношение к Богослужению и земному святилищу первого Завета: светильник, трапезу с хлебами предложения, златую кадильницу, обложенный со всех сторон золотом Ковчег Завета, сосуд с манною и расцветший жезл Аарона, то есть предметы, в которых Святая №3 (63) 2016 Церковь видит прообразы Богоматери, Своим вхождением во Святое Святых завершившей и упразднившей ветхозаветное Богослужение.

Раскрываются эти мысли и во многих песнопениях празднику. В одной из стихир говорится: «Днесь Боговместимый храм – Богородица в храм Господень приводится, и Захария Сию приемлет; днесь Святая Святых радуется, и лик ангельский таинственно торжествует». Здесь ряд мыслей, связанных с ветхозаветными прообразами, раскрывается ещё в самой общей форме. Божия Матерь именуется Боговместимым храмом; упоминается о принятии Её священником Захарией и о радости ветхозаветного святилища, приемлющего в себя Кивот Нового Завета.

В других песнопениях мысль об исполнении пророчеств и прообразов Ветхого Завета в лице Богоматери раскрывается конкретнее. Так, в Богородичном тропаре третьей песни канона перечисляются все ветхозаветные прообразы, получившие своё осуществление в Божией Матери: «Тя пророцы проповедаша кивот, Чистая, святыни, кадильницу златую, и свещник, и трапезу; и мы, яко Боговместимую скинию, воспеваем Тя». И, наконец, в службе праздника мысль о том, что со входа в ветхозаветный храм одушевленного Кивота Нового Завета заканчивается и теряет свой смысл ветхозаветное Богослужение, проводится со всей определенностью.

В этот день произошло соединение двух звеньев: человечества, в лице Пресвятой Девы, и Бога. Мария входит в недра Ветхого Завета дополняя и совершенствуя его, ведь она несёт в себе семя Жизни. В этом древнем и святом месте, в месте особого присутствия Бога, где на протяжении веков израильский народ приносил жертву за свои грехи, прозябнет жезл Аарона, в своей детской чистоте и божественной красоте души вырастет та, которая станет матерью Богочеловека. Именно поэтому мы слышим уже в этот день, как Православная Церковь торжественно и радостно поёт: «Христос рождается, славите; Христос с небес, встречайте!». Вот почему это особый и праздничный день – в мир незаметно входит Вечность, приходит Тот, кто освободит людей от действия смерти, Тот, кто даст Себя, как средство для совершенствования и обожения человека, Тот, кто даст глубинные и исчерпывающие ответы на все извечные вопросы общества, всё это произошло в тот самый обыденный день…

Акцентируя своё внимание на этом великом событии, мы не должны упускать из виду и скромный подвиг Иоакима и Анны. Им, как родителям, наверняка было тяжело отделить от себя своего ребёнка, их плод, который был для них выстраданной и заслуженной наградой. Самый яркий период в жизни их дочери они не смогут видеть – всё отдаётся Богу. В этом поступке мы видим не только честность, но и глубокую веру своему Творцу, благодарность родителей, которая выражается в подлинном смирении. Данное событие напоминает нам и о нашей личной, сакральной встрече со Христом.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.