Альпийский Афон

Православные монастыри на юге Франции возникают один за другим благодаря ученикам известного богослова архимандрита Плакиды (Дезея). Мы побывали в главном из них, посвящённом отцу монашества преподобному. Антонию Великому.

Несколько часов езды в провансальскую глушь, последние полчаса по узкому горному серпантину. Гид предупреждает: ехать надо осторожно, из-за поворота может выскочить заяц, а то и выбежать олень. Миновали указатель на французском: «Направо византийские фрески». И вот мы в параллельном мире.

Скалы Веркора нависают над черепичным куполом типичного греческого кафоликона. У входа резной крест в русском стиле… История обители, являющейся подворьем афонского монастыря Симонопетра, напоминает рассказ из патерика. Его настоятель 90-летний архимандрит Плакида (Дезей) в прошлом – католический монах. Ученый-богослов и одновременно аскет-молитвенник, с 16 лет он подвизался в строгих цистерианских монастырях Франции.

Постепенно изучение святых отцов привело его на Восток. Сказались и встречи с русскими богословами Владимиром Лосским и архимандритом Киприаном (Керном) в Свято-Сергиевском институте в Париже, и в особенности разочарование реформами Второго Ватиканского собора. Присоединение к Православию проходило постепенно. Этот процесс ярко описан самим отцом Плакидой в эссе «Этапы духовного странствия». На русском языке оно издано ПСТГУ в составе сборника «Добротолюбие и православная духовность».

Финалом стало крещение 19 июня 1977 года на Афоне отца Плакиды и нескольких братьев из основанного им монастыря у архимандрита монастыря Симонопетра Емилиана (Вафидиса). Присоединение к Православию известных богословов, да к тому же не через миропомазание, а через повторное крещение, а впоследствии новое рукоположение в священство, вызвало в католическом мире большой скандал. который всё же сказался на православно-католических отношениях: католические фонды сократили три стипендии для православных студентов Свято-Сергиевского института, какое-то время французские издатели опасались публиковать православные книги из-за страха католической реакции. Всевозможные домыслы и ложные обвинения в адрес отца Плакиды вынудили его писать опровержения: «Мы сами попросили о крещении, в полном единодушии с нашим игуменом, поскольку этот шаг казался нам совершенно нормальным и необходимым для Афона, а также богословски обоснованным и канонически легитимным. Это не означало, что мы «отрекаемся» от католического крещения, принятого нами во имя Святой Троицы — наоборот, мы исповедуем, что всё, подразумеваемое этим крещением, теперь совершается во всей своей полноте через наше вхождение в Православную Церковь». Однако нужно сказать, что часть католического монашества сохранила с ними добрые отношения: его советов по-прежнему не чуждались.

Отец Плакида стал для многих сегодняшних монахов первооткрывателем православной аскетической традиции. К слову, тогда, после крещения, братия некоторое время оставались на Афоне, и отец Плакида перевел «Лествицу» на французский язык.

Однако в 1978 году геронда Емилиан благословил французовсвятогорцев возвращаться на родину и основать подворья Симонопетра в Провансе. Прямо как преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в IV веке: съездил в Египет и Палестину, учился у отцов, вернулся в Марсель и положил начало монашеству в Южной Галлии.

Первым был устроен монастырь в честь Преображения Господня (в мае 1978 года). Его основал друг отца Плакиды иеромонах Илия (Раго) в Мартеле. В 1990 году обитель переехала в Террассон. Этот монастырь больше других, ему принадлежат пещеры, в которых в VI в. отшельничал святой Сур, в нем лучше налажено хозяйство.

Монастырь преподобного Антония Великого основали архимандриты Плакида (Дезей) и Серафим (Пиотт) в 1978 г. Перед тем, как найти место для монастыря они совершили паломничество к мощам прп. Антония Великого в монастырь СентАнтуан-л’Аббеи, чтобы попросить у основателя монашества помощи и указания, где построить обитель, и вернулись на Афон.

Через несколько дней они получили письмо: Церкви пожертвован участок в ущелье Лаваль, на котором можно строить монастырь. Первое богослужение в монастыре было совершено 14 сентября 1978 года, в день Новолетия.

Обители было непросто: были сложности с местной администрацией, настроенной к Церкви негативно. Труден был поиск средств для строительства храма. Однако он всё же был построен в 1988-90 гг. Отец Плакида подчеркивает: «К Тысячелетию Крещения Руси и канонизации преподобного Силуана».

Сейчас в монастыре 7 монахов, включая игумена-основателя архимандрита Плакиду (Дезея), однако они активно принимают паломников и туристов, которых особенно интересует византийская музыка и живопись, занимаются изданием святых Отцов.

Монастырь святого Антония Великого (подворье афонского монастыря Симонопетра) расположен в природном заповеднике.

Монахи молятся ночью по афонскому уставу, но для паломников, по договоренности, служба может быть перенесена на более привычное время. Ведь добраться до горного монастыря не так-то просто.

По греческой традиции клирос поет не по нотам, а по крюкам. Только на французском языке. Монастырь преподобных Антония и Силуана считается центром адаптации византийского пения, которым так славится афонский монастырь Симонопетра, к французскому языку. Энтузиастом этого перевода является отец Серафим. Сейчас он отшельничает на острове Поркероль в бывшем военном форте с неожиданно монашеским названием – Форт Покаяния (Fort de la Repentance).

Архимандрит Плакида (Дезей) – основатель и игумен монастыря. Отцу Плакиде 87 лет, и он часто устаёт во время службы, однако он продолжает свою деятельность писателя и проповедника.

В 1992—1998 годах храм расписали московские иконописцы Ярослав и Галина Добрынины. Они приехали к отцу Плакиде, им так понравилось в монастыре, что они работали бесплатно. Между прочим, площадь фресок около 600 кв.м. Макет росписей был продуман особенно подробно – чтобы во фресках сочетались и греческая, и русская и европейская традиции. Все подписи на французском языке. Среди изображенных святых есть и местночтимые французские святые – например, королева франков Радегунда (VI в.), поэт Венанций Фортунат, епископ Пуатье.

Образы Спасителя и Пресвятой Богородицы на иконостасе – работа архимандрита Зинона (Теодора), писавшего фрески и в материнской обители скита – монастыре Симоно-Петра на Святой Горе.

Редкий случай, когда помолиться на литургии в афонском монастыре могут женщины. Хотя именно женщины были первыми, кто присоединился к трем основателям монастыря. В 1981 году обитель приняла трех послушниц, которым просто некуда было идти: поблизости не было женского монастыря, а им нужно было сохранить духовное руководство отца Плакиды. Через 3 года они приняли постриг, а монастырь смог купить для них дом неподалеку. В 1985 году сестёр уже было 5. Так был основан женский монастырь Покрова Божией Матери.

Святой Антоний Великий – покровитель монастыря. Ему посвящена домовая церковь внутри корпуса, в которой молятся только насельники. В храме преподобного Силуана хранится частица мощей святого основателя монашества, её передал католический архиепископ города Экс-ен-Прованс.

Преподобный Силуан Афонский соединяет, по словам архимандрита Плакиды, греческую, русскую и европейскую традиции, поэтому основной храм монастыря был освящён в его честь. Отец Плакида говорит, что именно святой Силуан Афонский и привёл сюда своих соотечественников Ярослава и Галину Добрыниных, чтобы они потрудились над росписью храма.

Воистину, дивны дела Твоя, Господи! Непостижимым Промыслом Творец наш устраивает обители видимые и сокровенные. Бог судил совершиться великой перемене в сердце отца Плакиды, изменению ставших уже для него привычными богословских взглядов и аскетической традиции. Господь призвал Своего благопотребного раба стать сосудом мудрости для несения света Евангелия в Православной Церкви Запада. Ему же было суждено потрудиться и в создании маленькой прекрасной обители в альпийских горах. Каждый, побывав в этом монастыре, ощущает бедность человеческой речи для выражения неописуемой красоты окружаю — щей природы в сочетании с благодатным покровом Божьим над этим святым местом.

по материалам сайта http:// www.nsad.ru/

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.