Беларусские Афины. 80 лет церкви Заостравечье

Автор: Виталий Попков

По всей земле, словно горящие свечи, возвышаются купола храмов, которые часто именуют кладенцами неземной чистоты. Один из них храм в честь священномученика Дионисия Ареопагита в деревне Заостровечье Клецкого района Минской области. В нынешнем году храму исполнилось 80 лет.

Православные церкви находятся почти во всех городах и селах. Каждая из них освящена в честь какоголибо святого или же знаменательного события из жизни Церкви на земле. Но одному святому посвящено всего лишь несколько храмов во всей Русской Православной Церкви. Это – священномученик Дионисий Ареопагит.

Он был учеником апостола Павла и первым епископом г. Афины. В 95 году он был послан св. папой Климентом во главе миссии на проповедь в Галлию, где и погиб в гонение Домициана около 96 года.

Дионисий жил в Афинах, где и получил классическое эллинское образование. Следуя примеру Пифагора и Платона, он отправился в Египет, в город Гелиополь, изучать астрономию. Там вместе со своим другом философом Аполлофаном молодые люди стали свидетелями солнечного затмения во время распятия Иисуса Христа. Дионисий воскликнул: «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается» По возвращении в Афины за свою мудрость Дионисий был избран членом Ареопага.

Во время пребывания в Афинах Апостола Павла пригласили в Ареопаг для разъяснения нового учения. Эта проповедь была услышана и Дионисием.

По принятии Таинства Крещения он три года провёл возле Апостола Павла, после чего был рукоположен в епископа Афинского.

В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Девы Марии в Иерусалиме.

В конце 60-х годов I века Ареопагит посещает Рим для свидания с апостолами Петром и Павлом, схваченными императором Нероном. После казни апостолов Дионисий вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием отправляются с проповедями в Рим, Германию, Испанию и Францию продолжать дело Апостола Павла. В Лютеции Галлийской во времена преследования христиан проповедники были схвачены и брошены в темницу. Правитель Сисиний всех троих осудил за веру, убеждал и мучил, чтобы отреклись они от Христа. Затем он приказал казнить Святых мечом. По преданию, обезглавленное тело священномученика Дионисия встало, взяло в руки свою голову и пошло к тому месту, где была христианская церковь (около шести километров до поселения, которое впоследствии стало носить имя Сен-Дени). Там, отдав главу одной благочестивой женщине по имени Катулла, из римской знати, оно пало на землю, указывая тем самым место, где должны быть погребены святые останки.

В Слуцкой епархии Белорусской Церкви стоит храм, который освящён в честь святого Дионисия Ареопагита. Чтобы наиболее полно представить себе историю появления этой церкви, необходимо окунуться в ту эпоху…

В 1921 году был подписан Рижский мирный договор. Западная территория Беларуси тогда оказалась в составе польского государства. В 1-ой части XVI-го тома «Географических ведомостей» за 1938 год мы можем найти статью Ванды Ровенской с подробным описанием современного ей Заостровечья. Автор свидетельствует о том, что Заостровечье является единственным населённым пунктом местечкового типа, выросшим на территории северо-восточной Польши после войны. Оно было построено на ранее безлюдном месте, вдали от железной дороги на границе Полесья и Новогрудской гористой местности. Ровенская указывает на Казимира Муслицикого как на основателя местечка, который удачно выбрал место для расположения нового центра.

Расположено Заостровечье на реке Лань (приток Припяти), которая являлась в своё время некоторой границей между Полесьем и Новогрудской возвышенностью.

Создание местечка на окраине северо-восточного Полесья значительно снижает торговлю в Клецке, сфера экономического влияния которого стала интенсивно сокращаться. Однако, немалая удалённость от железной дороги (ближайшая станция в то время располагалась в 34-х километрах от Заостровечья), отсутствие хороших дорог и расположение в малонаселённом пункте явились препятствием к развитию торговых и других отношений.

Дома в то время были почти на сто процентов из древесины, в покрытии преобладала черепица, но некоторые были покрыты и жестью. Общая площадь земель составляла около 35 гектаров, часть из которых была арендована у Несвижской ординации. Остальные земли, вошедшие уже по основании местечка, гмина (орган местного управления) приобрела у местных жителей.

По свидетельству Ванды Ровенской, общее количество жителей составляло 450 человек (1937 год), из которых поляков было около 75 %, около 15 % белорусов, и около 10 % евреев. Как следует из приведённых выше данных, Заостровечье являлось одним из самых польских поселений в северо-восточных провинциях государства.

Но вернёмся же всё-таки к храму. Откуда берет своё начало его история? Как же сложились обстоятельства в пользу православных на территории, где давление со стороны национально настроенных поляков было, мягко говоря, ощутимым?

Действительно, как и Версальский договор, Рижский также гарантировал поддержку национальным культурам и языку. Но на практике поляки закрыли почти все белорусские школы. Из четырехсот, существовавших до 1921 года, в 1938 году на территории Западной Беларуси остались всего лишь 4 польско-белорусские школы и одна гимназия.

С 1934 года поляки ввели преподавание Закона Божия на польском языке в белорусских школах.

Польские власти закрыли все православные церкви в учебных заведениях и госпиталях. Больше 100 приходских храмов было отнято у православных. Часть из них передали католикам.

А в это время, уже с 1933 года, строилась в деревне Заостровечье новая деревянная православная церковь, закладка которой пришлась как раз на празднование памяти святого Дионисия Ареопагита. Меценатом постройки храма выступил предпоследний ординат Несвижский Альбрехт Антонио Радзивилл, князь Абба, получивший Несвижскую и Клецкую ординацию в наследство в 1914 году после смерти отца. Необходимо сказать, что князь много сделал для развития культуры и образования в своих фамильных владениях. При помощи Б. Таврогинского привел в порядок архивы Радзивиллов и многие семейные коллекции. В 1930 году, предчувствуя наступление советской власти, всё наиболее ценное он вывез в Варшаву.

Альбрехт Антонио Радзивилл распорядился отпустить 60 кубических метров лесоматериала и денежные средства для строительства церкви в Заостровечье. Старожилы деревни вспоминают, что князь посещал церковь во время её строительства. Его, уже очень больного и не имеющего возможности передвигаться самостоятельно, приносили из брички на специальной рогоже. Однако окончание возведения храма князю увидеть не было суждено, он скончался почти за год до освящения церкви в 1935 году.

Возвели церковь священномученика Дионисия довольно бысто, и уже 28 августа 1936 года она была освящена епископом Антонием (Марценко). Первыми священниками были Иоанн Лопатинский и Иоанн Гахович.

После присоединения в 1939 году Западной Белоруссии к БССР советские власти, конечно же, предпринимали попытки оставить жителей Заостровечья без православного храма. Но церковь, слава Богу, выстояла и сохранилась.

С 2001 года настоятелем храма является священник Евгений Вечорко. После его назначения была начата реконструкция обветшавшей колокольни. Стараниями отца Евгения деревянная церковь приобрела и новый вид снаружи. Настоятель при существенной помощи местных властей и активном участии прихожан также занимается благоустройством прилегающей к храму территории.

С праздника Рождества Христова 2011 года богослужебные песнопения в храме звучат в исполнении обновлённого певческого хора. Молиться на клирос пришли люди разных профессий и прошедшие разный жизненный путь. Большинство уже умело петь. Кто-то научился. Конечно, чтобы петь и читать на клиросе, нужно учиться. Эти люди не просто профессионально поют, они молятся и причащаются за Божественной литургией.

Храму священномученика Дионисия Ареопагита в агрогородке Заостровечье в этом году исполнилось 80 лет. Немало радостных и горестных событий повидали его стены за это время. Одной из отрадных страниц его истории, несомненно, стало в этот год посещение церкви на престольный праздник правящим архиерем Преосвященнейшим епископом Слуцким и Солигорским Антонием. Торжество было ознаменовано принесением в этот храм честной стопы праведной Софии, княгини Слуцкой.

Пусть по молитвам небесного покровителя Господь ниспошлёт Свою благодать на добрых делателей на ниве Христовой, трудящихся и молящихся в Заостровечском храме. Они являются добрым примером и для подрастающего поколения. К счастью, чаще и чаще можно видеть молодых людей, приходящих в церковь Дионисия Ареопагита А дорога к храму – это прямой путь к достижению высшей цели нашей христианской жизни – стяжанию Духа Святого, потому что Духом Святым нам даруется Царство Божие, которое, по слову Спасителя, внутрь нас есть (Лк. 17, 21).

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.