Душа перед Богом: размышление православного психотерапевта

Для справки: Анатолий Финский. Родился в 1956 г. в Кременчуге. В 1979 г. окончил Минский государственный медицинский институт. Врач-психотерапевт высшей категории. Председатель этического комитета Белорусской Ассоциации Психотерапевтов.

Праведный человек не бывает ни правым, ни левым, он же является существом, обращенным ввысь, к свету (сиянию), к Господу: он ни homo от humus (лат. — земля), но antropos как ανθος, antos (греч. — цветок). Епископ Бачский Ириней.

Побудительными мотивами написания статьи (скорее – заметок) являются длительные размышления, исходящие из собственной врачебной практики (более 37 лет) и опыта церковной жизни (12 лет назад – воцерковление, первая Исповедь и первое Причастие). Попытка жить в этом мире по-христиански, в Церкви. Постоянно задавать себе неудобные и нелицеприятные вопросы. В результате — ощущение, что живу как свой среди чужих (церковная жизнь: прихожане, священники) и чужой среди своих (профессиональное сообщество: коллеги психиатры, психотерапевты). С одной стороны, неприятие многими верующими (православными христианами) и священниками психологии и психотерапии. Можно сказать: «богословие без человека», не желающее отвечать на болезненные вопросы, переживаемые человеком в обыденности; когда не слышат его. С другой, – неприятие многими моими коллегами (психиатрами, психотерапевтами, психологами) религии, в частности, христианства. А здесь «психология и психотерапия без Бога и души», в крайнем варианте, восприятие религии как невроза, психопатологии, но чаще игнорирование (секуляризация). Анализируя проявление этих противоположных позиций, приходишь к неутешительному выводу: у одних –искаженные знания и предубеждения, а иногда просто невежество и предрассудки, у других – высокомерие, самомнение, ироничное пренебрежение просвещенных ученых. Это рождает взаимное недоверие, подозрительность, вплоть до враждебности и оскорблений в «бесовщине», в «религиозном фанатизме». При таких позициях диалога быть не может.

Около 85 % моих пациентов (чаще женщины) называют себя «верующими». Годами ходят в церковь, молятся (чаще читают молитвы), исповедуются (чаще жалуются), причащаются, но ничего не меняется, не происходит. И вот они пришли к психотерапевту. Растерянность, недоумение, тревога, страх, депрессия, многообразные болезненные ощущения, много переживаний, связанных с алкогольной, лекарственной, пищевой, любовной (сексуальной) зависимостями и дисфункциональными отношениями в семье. А ведь им часто даже трудно сформулировать запрос, описать ощущения, переживания, они не находят слов, живых слов. Это больше медицинские термины и названия. При встречах со священниками, обсуждая их трудности, слышишь, что часто священник в недоумении: «Кто перед ним: нормальный или ненормальный человек? Он исповедуется в грехах или называет симптомы болезни?» Возникают сомнения в его психической уравновешенности, здоровье. Часто годами на исповеди говорят одно и то же, никаких изменений. На деликатный совет священника обратиться к психиатрунаркологу-психотерапевту – обижаются! Не идут. Едут в далекие монастыри, ищут «старцев», «целителей» и т.п. Многие паломнические путешествия (странствования) превратились в «православный туризм», поклонения святыням — в «коллекционирование». На вопрос, что главное в христианстве, что принципиально отличает христианство от всех других религий, – молчание, недоразумение, путаница. Веру понимают потребительски, не представляют, что вера может быть фанатичной, лукавой, суеверной, бессильной. Не признают и не узнают «чудесной» веры: врачи – религиозной, священники – веры больных. Не умеют «пользоваться», «служить верой и правдой». Знаю я что-то, верю – кому-то. Знание – факт. Вера – процесс. Настоящая вера – это не когда верят в Бога, а когда верят Богу и сохраняют верность Богу. Вера – это когда видишь свои грехи.

Центральное место в христианской вере – это воплотившееся Слово Божие (Логос) – Иисус Христос. Сын Божий. Альфа и Омега. Святая Троица: Личность Бога Отца, Личность Бога Сына и Личность Духа Святого. Воплощение Сына Божия в плоти Девы Марии от Духа Святого. Рождение от Пресвятой Богородицы. Бог стал человеком, Сыном человеческим. Святая Семья: Божья Матерь, отчим, сводные братья, сестры, ученики, народ Божий. Проживание с людьми в тех данностях, настоящей, реальной, человеческой жизни. Крещение (Богоявление в трех Личностях). Искушение дьяволом. Служение людям. Исполнение воли Отца. Благовествование. Преображение. Предательство. Страдания и смерть на Кресте. Сошествие во ад (смертью смерть разрушил). Воскресение. Явления ученикам, народу Божиему во плоти. Люди осязают его. Вознесение. Жизнь не от рождения до смерти, а от Адама до Страшного Суда. Вот суть христианской антропологии. Это личные отношения с Живым Богом: живая встреча, живой диалог, живой разговор. Воссоединение Божественного и человеческого в любви, через Исповедь, Покаяние и Причастие. Восстановление полноценной личности человека как образа и подобия Божия. Возвращение к Отцу нашему небесному, в Его дом небесный (домой). Через Причастие Плоти и Крови Иисуса Христа — восстановление сыновства, возрождение Новозаветного человека.

Что мешает современному человеку прожить такую жизнь? Номинальному христианину стать истинным христианином? Можно образно выразить поэтическими строками Владимира Соколова: Я устал от двадцатого века, От его окровавленных рек. И не надо мне прав человека, Я давно уже не человек. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) от 30 до 60 % населения Земли нуждаются в той или иной психологической и (или) психиатрической помощи. И эта цифра растет!

Личность человека – это непрерывная душевно-духовная динамика. Душа соединяет все наши внутренние психофизиологические процессы во внутреннее единство, одушевляет нашу телесность, создает уникальную индивидуальность, неповторимое «Я», самость. Дух объединяет «Я» с «Ты», формирует «Мы», где «Мы» – часть «Я». Объединяет с отцом, матерью, детьми, другими людьми, с миром, с Богом. Святой Дух – Личность. Одно из лиц Божьих. И нам способствует стать личностями. Дух целит, исцеляет. Не следует забывать, что есть «нечистые, злые духи» (притча Спасителя о нечистом духе и семи злейших в Мф. 12, 43-45). Вот они разделяют, извращают, расщепляют «Я». Личность человека может развиваться, совершенствоваться, возрастать в меру своей психофизиологии и восходить к духовному «Я», а может регрессировать, деградировать, расчеловечиваться, терять свое духовное «Я», погружаться в небытие. Могут развиваться душевные и духовные болезни, но и они же могут стать отправной точкой, началом душевного исцеления и духовного возрождения, преображения. Если своевременно с приятием и пониманием помогут врач, священник и община (сообщество), например, сообщество «анонимные алкоголики» (АА). «А я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховное судилище); а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 22). Хуже, когда личность останавливается в развитии, находится в застое, в равно-душии. При этом душа начинает относиться к разным процессам равно, а не соответственно. Становится без-различной, без-душной, без-духовной. Так называемая «тепло-хладность». Удовлетворяется только плотским (материальным) благополучием. К сожалению, нередко психотерапевтически и лекарственно, с помощью психотехнологий, антидепрессантов, транквилизаторов, когда делается акцент только на отдельные психические процессы, «защитные механизмы», душевность подавляется, душа холодеет, утрачивает живость, она черствеет. Душевная жизнь человека сводится к психотехнологиям, нейропрограммированию, ментальному тренингу. Духовная жизнь подменяется секулярными смыслами и ценностями. Современный человек ежедневно стоит перед выбором: «потребляй и развлекайся, чтобы было весело, и ни о чем не думай» или «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5, 12). «Вы соль земли…» – призыв быть живыми. «Вы свет мира…» – призыв к мужеству жить. Человек, к сожалению, отворачивается от истинных радости, счастья, любви. Предпочитает суррогаты секулярного мира. Желает изобилия, богатства, власти (успех, карьера, слава) — того, от чего отказался Иисус Христос, когда Его искушал дьявол. К сожалению, современные искажённые демократические системы приучили нас (где-то еще приучают) настаивать, требовать, взыскивать, добиваться, утверждать, но только не смиряться. Хотим здесь, на земле, всё взять и в небе ничего не потерять.

Почему же современному верующему человеку трудно молиться, трудно даётся пост, не помогает исповедь, не происходит покаяние? Часто они подменяются внешним деланием, ритуальностью, обрядовостью, номинальностью, зависимостью от батюшки (нет душепопечения, нет настоящего духовного окормления), навязчивым желанием буквально на все получать благословение по поводу и без повода. Нет внутренней работы души. Душа закрыта для вхождения Духа Святого. Нет, внешне человек может быть даже очень чрезмерно открыт, до назойливости, многоречив и эмоционален, гиперактивен и деятелен. Очень часто препятствием для внутренней душевной работы являются психические и поведенческие расстройства: тревога, страх, депрессия, зависимое и созависимое поведение, психосоматические заболевания, в тяжелых случаях психозы, также страсти, которые развиваются в пороки, патологическое поведение и характер. Это формирует невротические порочные круги, расстройства личности (психопатии), дисфункциональные и патологические межличностные отношения. Нарушаются психические процессы: ощущения, восприятия, мышление (искажение понимания слов, их значений и смысла), чувства, воля, память, сознание, осознавание. Включаются механизмы психологической защиты: вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, регресс, сопротивление и другие, которые становятся патологическими. А если человек еще походил по «целителям», «старцам», экстрасенсам, парапсихологам, колдунам, астрологам, насмотрелся ТВ 3 (мистический), «Битву экстрасенсов», полазил по интернету, то окончательно запутался и ставит в тупик священника и психотерапевта, а иногда, даже самого «колдуна-целителя». И они ломают голову: «Кто перед ними: одержимый или психически больной? Или и то, и другое? А, может, еще кто-то третий, «виртуальный»?».

Как в таком состоянии человеку молиться, исповедаться? В таком состоянии душа теряет способность соединять отдельные психические процессы (восприятия, чувства, влечения, мышление, волю) в мозаику целого. Возникает фрагментарность, незавершенность, клиповость, отрыв от реальности. Душа теряет способность прозревать, слышать — приходится потерю восполнять воображением. Появляются иллюзии, галлюцинации. В мышлении – сверхценные идеи, навязчивые мысли (обсессии), страстные желания, влечения, фантазии, бредовые идеи и т.д. Чем больше греховен человек, тем менее он видит реальность, тем менее видит свою греховность, свою болезнь (из А. Е. Алексейчика «Психотерапия жизнью»). Для настоящей молитвы человек должен войти в молитвенное состояние (особое духовное состояние) непосредственного слушания и слышания. В настоящей молитве Бог – наш собеседник в живом диалоге и общении. Молиться – умолять, умоляться, просить милости, милостивой помощи живыми словами. Моление – процесс непосредственно живого, личного, со всей душой обращения к Богу как Личности. Творить молитву – находиться в сотворчестве с Богом. Бог у нас, людей, в послушании. Он нас слушает. Как родители в послушании у своих детей. Они их слушают, выслушивают, вслушиваются, слышат, по крайней мере, должны это уметь и хотеть делать. Это и есть воспитание. Общение с Живым Словом и насыщение, наполнение живым Словом.

Для этого нужно самому быть живым, способным слушать и слышать, выслушивать и вслушиваться, быть в послушании, научиться молчать. В современной жизни у современного человека мало жизни, он мало по-настоящему живёт, он убегает, избегает жизни, жизнь подменяется жизнедеятельностью. Оживляется кратковременно, когда болеет, страдает, горюет, печалится, тревожится, сопереживает, сострадает, сорадуется, любит. Молитва может оживлять, если не подменяется воображением, вымыслом, выдумкой, фантазией. Психическое здоровье и здоровые межличностные отношения – это способность воспринимать и воспроизводить события внешнего и внутреннего мира каждый раз по-новому, сейчас, в каждый момент жизни.

Чтобы помочь претерпевающему страдание человеку (значение слова «пациент») и молящемуся, кающемуся грешнику (значение слова «не попавший в цель, промахнувшийся», отпавший от Бога), нам, психологам, психотерапевтам и священникам, необходимо слушать, слышать человека, самим быть живыми, находиться в по-слушании, быть готовыми к совместному служению. Если мы через свое несовершенство позволим понять больному и грешному человеку свое несовершенство, тогда можем помочь. Бог говорит с нами шёпотом любви, голосом совести, а если мы не слышим – криком боли. Может, и голосом тревоги, страха, депрессии, психоза, если мы не слышим своего и Его голоса в молитве.

Современная психотерапия как самостоятельная дисциплина возникла в конце XIX-начале XX веков, как извечная, насущная потребность и нужда человеческой личности в заботе и помощи, когда безбожный мир стал лишать человека религиозной и духовной жизни в его поиске пути, истины, жизни, встречи с Богом. Настоящая психотерапия – уникальная практика лечения и заботы о личности человека и особая философия человеческого бытия (экзистенции) и бытия в настоящей данности (дазайне) на основе синергийного взаимодействия науки, искусства и религии. Человек ждет встречи психотерапии и религии. Греческая буква «пси» и слово «психе» – душа, символ свободной души, ассоциация с птицей, бабочкой (куколка – гусеница – бабочка).

Скептикам напомню слова из книги премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание…» (Сир. 38, 1-2). «Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 38, 4).

«Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце» (Сир. 38, 9-10). «…И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает перед Сотворившим его, да впадёт в руки врача!» (Сир. 38, 12-15).

Скептикам-коллегам, психологам, психотерапевтам, психиатрам напомню о жизни, врачебной практике и вере ушедших от нас и живущих: святителя Луки (В. Ф. Войно-Ясенецкого, хирурга, профессора), митрополита Антония Сурожского (Блюма, врачахирурга), Д. Е. Мелехова (психиатра, профессора), Владеты Еротича (психиатра, профессора), Ф. Е. Василюка (психолога, психотерапевта, профессора).

Вспомню наследие целой плеяды русских экзистенциально-религиозных философов. Список можно продолжать достаточно долго. С благодарностью особо отмечу моего учителя, ныне здравствующего Александра Ефимовича Алексейчика, психиатра-психотерапевта, основоположника уникального направления современной психотерапии «Интенсивная терапевтическая жизнь и вера», где в цельности и целостности оживает и живёт психологическое и религиозное бытие человеческой личности, мысли и опыт которого использовал в данной статье, переживая в себе и через себя, и делюсь с вами.

Хочется привести цитату из предисловия к книге Владеты Еротича «Психологическое и религиозное бытие человека», слова епископа Иринея: «…познавать, признавать и плодотворно использовать достижения человеческого научного психологического и психотерапевтического способа действия в процессе самопознания и самоопределения. Потому что такое поведение и использование плодов, приносимых человеческим даром, есть знаки божественного присутствия… И потому, что Христос есть воплотившийся Бог любви, Богочеловек….».

В заключение, как вызов нам, современным христианам – приглашение к плодотворному диалогу. Особенно – молодых священников, психологов, психотерапевтов, которые начинают свое служение Господу Богу и страдающему человеку в целительном единстве Богочеловечности. Из Нового Завета, где апостол Павел смело указал апостолу Петру на неискреннее отношение к истине благовестия, прямо при всех сказав ему в глаза: «Если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал. 2, 14). И когда Бог обращается к апостолу Петру: «И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян. 10, 13-15).

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.