Как научиться прощать?

Автор: Протодиакон Павел Бубнов

Как жить в мире со всеми окружающими? Как научиться прощать ближним их недостатки? Где набраться терпения, чтобы жить дальше? На эти вопросы отвечает нам святой апостол Павел в отрывке из послания к Ефесянам, который предлагает нам Святая Церковь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице (Еф.4, 1-6).

Молю убо вас аз юзник о Господe, достойно ходити звания, в неже звани бысте / Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны

Послание к Ефесянам было написано апостолом Павлом из заключения в Риме, в начале 60-х гг. Этим призывом апостол предполагает, что внимание к словам заключенного за проповедь Евангелия, будет значительно выше, чем к словам обычного человека. Высокое звание христианина, которое носит каждый из нас, есть, с одной стороны, результат Божьего призыва к нам, а с другой стороны, — великая ответственность. Мы отвечаем на Божий призыв к спасению своей жизнью, достойной христианина. По гречески достойно – aksios – этот возглас произносит епископ, а за ним и весь храм при совершении таинства Священства – рукоположения в каждую из трех степеней священства, подтверждая соответствие рукополагаемого высоким идеалам христианской жизни. Так и каждый христианин должен постоянно задавать себе этот вопрос: достойно ли я живу своего христианского имени?

Со всяким смиреномудрием и кротостию, с долготерпeнием, терпяще друг другу любовию / со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью.

Смиренномудрие – противоположность гордо-мудрию – гордости – страсти, которая не меньше других преграждает человеку путь к Богу.

Кротость – противоположность дикости, необузданности, резкости. Евангелисты сообщают нам, что Господь Иисус Христос был кроток, а Ветхий Завет – что Моисей был кротчайший из людей.

Долготерпение – для того, чтобы понять, что это такое, вспомним, как часто мы говорим в себе: «не могу больше этого терпеть, не могу терпеть его/ее поведения, поступков и т.д.».

Снисходя друг ко другу любовью – апостол подсказывает нам путь разрешения любого человеческого конфликта – снисхождение, источник которого – любовь.

Тщащеся блюсти единение духа в союзe мира / стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

Христиане должны не просто прощать друг другу снисхождением и любовью, но должны хранить единство духа, или, выражаясь современным понятием, быть единодушными. А единодушие нужно скреплять союзом, или узами мира – т.е. стараться хранить мир друг с другом, избегать конфликтов и обид.

Едино тeло, един дух, якоже и звани бысте во единeм уповании звания вашего / Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания.

Здесь апостол объясняет нам, почему же христиане должны заботится о единстве: телом апостол Павел называет Церковь, частями которой являются христиане, движимые Одним Духом Святым, и все мы призваны к одной надежде на спасение и вечную жизнь с Богом.

Един Господь, едина вeра, едино крещение / один Господь, одна вера, одно крещение.

Мы верим в Одного Господа, исповедуем одну веру, крещены одним Крещением.

Един Бог и Отец всeх, иже над всeми и чрез всeх и во всeх нас / один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас

Бог для всех нас есть Творец, Промыслитель, Спаситель и Податель всех Благ. Этот факт служит источником и основанием единства и единодушия христиан.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.