Богоявление

Автор: Павел Лупиш, студент 1 курса МинДС

«Явися Спас, благодать и истина, во струях Иоарданских и сущия во тьме и сени спящия просветил есть, ибо прииде и явися Свет Непреступный». (Светилен Богоявления)

Православная Христианская церковь известна всем своим огромным количеством праздников. Каждый день в монастырях и храмах нашей Церкви совершаются богослужения в память тех или иных святых. Кто-то из них почитается больше, кто-то меньше. Но есть праздники, о которых известно всем и каждому. Один из них Крещение Господне или Богоявление. Праздник почитающийся всеми православными людьми. Несмотря на то, что Крещение – зимнее торжество, от него всегда веет приятным теплом. Богоявлением оканчивается цикл зимних праздников. Но с чего начиналась вся эта история?..

О детстве Иисуса Христа известно очень мало. Основная Евангельская история начинается с события, которое Церковь вспоминает 6/19 января – Крещения Господня. Когда Христу исполняется 30 лет, он приходит на реку Иордан к Великому Пророку Иоанну, для того, чтобы принять у него крещение. Пророк Иоанн почитается как Предтеча, т.е. Предшественник Господа. Он был тот, о котором говорится в Писании: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господа, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40:3). Иоанн Предтеча был призван подготовить сердца людей к принятию Божественной Тайны. Он проповедовал на Иордане. Здесь же, в водах Иорданских, он крестил людей, очищая людей от грехов их. Сам же он о себе говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). Так он указывает на своё недостоинство и на величие Христа.

И именно к нему приходит наш Господь Иисус Христос, чтобы принять крещение. Многие спросят: «Зачем? Он ведь Бог. Для чего Он должен принять крещение?» Подобным вопросом задаётся и пророк: «Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). Но Христос ему отвечает: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». (Мф. 3:15). Этими словами Господь указывает на то, что Ему надо креститься. Следует исполнить Закон, т.е. Волю Божественную. В этой фразе слышны слова и Великого Божественного Сына, и Смиренного Сына Человеческого. Тогда и только тогда Иоанн соглашается на такое таинство. Крестившись, Христос «тотчас» выходит из воды. Многие толкователи говорят, что Иоанн не просто крестил людей, но и принимал от них исповедь прямо здесь в Иордане. Человек опускался в воду до уровня головы и в таком положении исповедовал пред Богом грехи свои. После этого Предтеча крестил человека, и воды Иорданские смывали грехи с души человека. Словом «тотчас» евангелист выражает ту мысль, что Христос был безгрешен, поэтому не было нужды долго находиться Христу в водах Иордана. Толкователи говорят о том, что Христос, войдя в реку взял на себя все грехи, омытые в этой воде, которые и искупил позднее на кресте. Когда Господь выходил из Иордана, все, присутствующие при этом событии, увидели сходящим на Него Духа Божия в виде голубя, «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:22). До этого Христос был сокрыт от лица людей, как Сын Божий. В этот момент, момент Своего крещения, Господь являет Себя людям, как уже готового к проповеди и искуплению людей от вечных мук и смерти. И в подтверждение того, что Он есть истинный Сын Божий, получает благословение Своего Небесного Отца. С этого момента и начинается общественное служение Христа, Его проповедь и призыв к вечной славе и вечному блаженству.

Праздник этот носит и другие названия. Церковь именует его также Богоявлением. Богоявлением он именуется от того, что именно в этот день явились все три лица Пресвятой Троицы: Бог Отец говорил с небес, Бог Сын принимал крещение от Иоанна и Бог Дух Святой снисходил на Христа в виде Голубя. Другое название праздника – Просвещение. Такое название он носит потому что Бог — это Свет и явился просветить “сидящих в стране и тени смертной” (Мф. 4:16). Именно поэтому издревле был обычай в навечерие Богоявления крестить оглашенных. Это и было духовным просвещением людей. В воспоминание этого события в день праздника, на Божественной Литургии, поётся вместо «Трисвятой песни» песнопение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия». В древней Церкви в этот день вспоминалось ещё несколько событий. Это и поклонение волхвов, как явление Божественной благодати через чудесную звезду; и чудо в Кане Галилейской, как начало всем чудесам; и чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек.

Изначально Церковь знала единый праздник Богоявления. Память этого события приходилось на 6 января по юлианскому календарю. Его знали под названием «Явление». Вспоминалось скорее не Крещение Господне, но Рождество, как явление Бога Слова в наш мир. Но уже с IV – V веков в Православной Церкви происходит разделение двух праздников. Рождество переносится на двадцать пятое декабря, где и вспоминается само рождение Спасителя в Вифлееме. События же поклонения волхвов и Крещение Спасителя Церковь стала праздновать почти через две неделе после воспоминания Рождественских событий. Постепенно происходит всё большее и большее развитие праздника. Его название постепенно меняется на Богоявление. В праздник вкладывается уже совсем иной смысл. Происходит воспоминание явления всей Пресвятой Троицы на Иордане. И так постепенно праздник приобретает тот смысл, какой и мы вкладываем в него сейчас.

Люди Христианской Руси готовили к празднику Просвещения себя заранее. Весёлые рождественские святки заканчивались 4/17 января. И уже на следующий день, 5/18 января, наступал день особо строгого поста. Люди готовили постную пищу из риса, мёда и изюма – кутью. В навечерие совершалось особое богослужение, по своему составу чем-то напоминающее богослужение Великой Субботы. Соединение Божественной Литургии с Вечерней, чтение тринадцати паремий, пение особых тропарей и после заамвонной молитвы освящение воды, как в Страстную Субботу освящение пасхальной снеди. В этот вечер, вернувшись из церкви с молебна, люди ставили мелом или копотью свечи кресты над всеми окнами и дверями. Так люди с незапамятных времён готовили себя к Великому празднику Крещения Господня как духовно, так и телесно.

Богослужение праздника отлично указывает на его смысл и содержание: «Днесь всяка тварь просвещается, днесь всячeская веселятся, Небесная вкупе и земная, Ангели и человецы смешаются, идеже бо Царево пришествие, и чин приходит. Тецем убо на Иoрдан и видим вси Иоанна: како крещает Верх Нерукотворенный и Безгрешный? Темже, апостольский глас припевающе, согласно возопием: явися благодать Божия спасительная всем человеком, озаряющи и подающи верным велию милость». (Богородичен от стихир на литии). На протяжении всего богослужения вспоминается как само Крещение, так и то, для чего оно было необходимо.

С Крещением Господним связанно много традиций. Особенно много их на Руси. Главная традиция Крещения – это Великое освящение воды. Во всех православных храмах в навечерие Богоявления, после Литургии совершается то самое водосвятие, как его называют в народе.

Великое освящение воды проходит только на сам праздник Просвещения и накануне этого дня. По церковной традиции освящение в навечерие совершается в храме, а в сам день праздника духовенство вместе с народом торжественно исходит из храма и крестным ходов шествует к ближайшей реке или просто водоёму. Такое событие именуется «Хождением на Иордань». На реке, в ледяной корке, проделывается достаточно обширное отверстие крестообразной формы. Именно в этой проруби священник и освящает воду в воспоминание того, что Спаситель крестился вне стен храма на реке. Русский народ конечно же может найти и придумать множество других традиций. Одна из них – это купание в проруби. После того, как священник освятит воду в реке, собирается множество желающих окунуться в двадцатиградусный мороз в святой воде.

Сама же Великая Агиасма почитается в Православной Церкви как великая святыня. Вода на Богоявление освящается не по обычному чину, как в другие дни, но по особенному чинопоследованию «Великого освящения». Она имеет широкое литургическое употребление: эту воду пьют в том случае, когда человек не имеет возможности причаститься (по различным причинам в том числе и каноническим). На Руси существовал особый чин причащения Богоявленской водой. Из этого можно сделать вывод, что Агиасма – особо почитающаяся святыня в Православной Церкви.

О чудесных свойствах Крещенской воды говорит святой IV – V в. святитель Иоанн Златоуст: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников». Водой этой освящаются храмы, дома, автомобили и множество других вещей. И как гласит предание, если у человека заканчивается богоявленская вода, то следует этот остаток вылить в новый сосуд, наполненный чистой водой и вся вода будет обладать чудесными свойствами крещенской, ведь капля святой воды освящает целое море, если вливать её с верой. Как говорит Писание: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

Праздник обычно сопровождался обрядом выпускания голубей, символизирующим заканчивающиеся праздники.

Для многих людей любой праздник – это просто лишний выходной, повод для отдыха. Но что же праздник для христианина. Любой праздник Православной Церкви не установлен просто так, что называется «ай, пускай будет», но имеет позади себя событие, историю или человека, которых чтит православный люд. В воспоминание тех или иных событий Церковь и устанавливает особые дни памяти. В эти дни центральное место занимает Божественная литургия. Именно с неё начинается весь праздник. Люди издревле причащались во все праздники и тем самым чтили память Господа, Богородицы и святых. И только после этого начинались все молебны, другие чинопоследования и торжества. Совершая память святых и особенно Господа, нельзя забывать, какую цену заплатил на наши жизни Христос на Голгофе и как подтвердили свою преданность Ему святые угодники. Так будем помнить, ради чего была вся Евангельская история, с честью и благоговением относится к христианским праздникам, со страхом и любовью во все дни своей жизни молиться ко Христу…

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.