«Истинный молящийся псалом — это Христос»

Для справки: Артем Кирко Родился в 1994 г. В 2011 г. окончил СШ г.п. Красносельский Волковысского района Гродненской области и поступил в Минскую духовную семинарию. В 2016 году окончил cеминарию со степенью бакалавра богословия. Студент I курса магистратуры Минской духовной академии. Женат.

Большая часть православного богослужения состоит из пения, но при этом музыкальных инструментов у нас в Церкви нет. Почему? Потому что Бог так премудро создал человека, что в нас, людях, есть все музыкальные инструменты.

Давайте посмотрим, например, наши голосовые связки – это струны, гортань – труба, легкие похожи на органные мехи, а язык, непрестанно ударяющийся то о нёбо, то о зубы – это подобие кимвала. Так в каждом человеке совмещены и духовые, и ударные, и струнные инструменты. Если люди молятся Богу и поют, то использовать при этом другие музыкальные инструменты, рукотворные, нет никакого смысла. Мы подтверждаем, что похожи на музыкальный инструмент тогда, когда говорим в печали: «Я расстроен», или же в радости: «Все струны души моей поют». Интересно замечает протоиерей Андрей Ткачев: «Любой самый сладкозвучный инструмент не играет сам по себе, для того, чтобы он зазвучал, необходим музыкант, который искусными прикосновениями пальцев заставляет клавиши издавать божественные звуки. Чтобы человек ожил и зазвучал как музыкальный инструмент, тоже нужен Мастер, этим Мастером является Бог. Человек может не иметь особенных вокальных данных или абсолютного музыкального слуха (не в этом или не только в этом его песня), если все силы души и все струны души человеческой направлены на угождение Богу, вся жизнь человеческая превращается в божественную мелодию».

Был такой инструмент псалтирион, или псалтирь, похожий на знакомую нам арфу. Был такой человек Давид, он пел на своем псалтири и изливал перед Богом душу, он, то ликовал и радовался, то печалился и скорбел. Эти песни мы поем до сегодняшнего дня. Собранные вместе числом 150 они составили целую библейскую книгу. У евреев это Тегелим (книга хвалений), а нам она более известна под названием «Псалтирь».

Псалтирь – единственная ветхозаветная книга, целиком вошедшая в христианское богослужение. Там есть все, что есть в божественном писании: и пророки, и закон, и история, и поучения в нравственности. Вдохновенно и ярко пишет о Псалтири и псалмах известный русский библеист, игумен Арсений (Соколов). Он восклицает: «Псалтирь – главный молитвенник Церкви, ветхозаветной и новозаветной. Псалмы – это молитва, ставшая словом Божьим. И это слово Божье, ставшее молитвой. Псалмы объединяют слово человека, обращенное к Богу, и слово Бога, обращенное к человеку. Псалмы – это молитва словом Божьим. Где еще за пределами Псалтири Бог и человек общаются с такой интенсивностью на одном языке, словами одного текста? Что может быть дороже этого? Разве лишь одно – то, что Псалтирь – молитвенник самого Христа. Голос Мессии звучит со многих строк Псалтири. Вот почему блаженный Августин сказал: «Истинный молящийся Псалмов – это Христос».

Давайте рассмотрим 1 псалом и порассуждаем над его содержанием. Псалмом 1 начинается первая кафизма Псалтири. Она поётся на вечерне воскресенья (т.е. в субботу вечером). На вечернях, предваряющих Господские праздники, поётся так называемая «первая слава» первой кафизмы (то есть псалмы 1-3). В приходской практике из положенной первой кафизмы после великой ектении обычно поётся либо только псалом 1, либо избранные стихи 1-го, 2-го и 3-го псалмов (Пс. 1:1, Пс. 1:6, Пс. 2:11, Пс. 2:12; Пс. 3:8, Пс. 3:9) с обязательным «Аллилуйя».

Первым словам псалма предшествует надпись: псалом Давида. Это означает, что написание псалма приписывалось царю и пророку Давиду. Речь в псалме идет о благословенном человеке, ведущем непорочную и праведную жизнь и о нечестивых, которых ждет погибель.

«Дорога в тысячу миль начинается с первого шага», – говорит китайская мудрость. Доброе начало это уже половина доброго дела. Царь и пророк Давид начинает свое псаломское пение со слов о блаженном муже. Есть библейские переводы, в которых слово блаженный переводится как благословенный или счастливый. Хотя не первое и не второе слово не передают всей глубины, которая содержится в библейском термине. Блаженный (греч. μακάριος) – это человек, носящий в себе истинные смыслы бытия. Еще на земле он приобщен к жизни будущей, небесной. Не случайно Господь Иисус Христос, сын Давидов, начал свою нагорную проповедь учением о блаженстве, говоря: блажени нищии духом, блажени плачущии, блажени кроткие и проч.(см. Мф. 5:3-12) Блаженствами как жемчугом пересыпана вся псалтирь. А вот как звучит первая жемчужина:

1:1. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей.

Пророк Давид говоря о блаженстве мужа, как бы умалчивает о жене. Протоиерей Григорий Разумовский замечает, «что это выражение псалмопевца не следует понимать так, что здесь говорится только об одной половине человеческого рода, о мужской; а нужно слово «муж» принимать за слово «человек», потому что блаженство праведных, равно как и погибель нечестивых, в слове Божием одинаково усвояется и той и другой половине человеческого рода». Советом нечестивых, по учению св. Афанасия Великого, «можно назвать собрание, или сходбище, людей лукавых»; а по словам св. Василия Великого, «совет нечестивых — нечестивые помыслы, от которых начинается нечестивое дело». «Итак, блаженным называется тот, кто не разделяет мыслей и чувств нечестивых и соблюдает чистоту помыслов, а если увлечен во зло, то не закосневает в нем; блажен кто не участвует в собраниях губителей веры и нравственности, кто удаляется от согласия и соучастия с нечистивыми», — отмечает протоиерей Григорий.

1:2. Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

1:3. И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

Здесь воля понимается как «влечение». Слово Божие влечет добродетельного человека. Стараясь изо всех сил проникнуть в его глубины и сохранить его в памяти, он упорно и терпеливо размышляет о нем, согласовывает с ним всю свою повседневную жизнь. По Давиду блаженный муж должен постоянно заниматься тем, чтобы сочетать свою волю с волей Бога и изучать закон Божий день и ночь, тогда он будет похож на дерево, посаженное при потоках воды, листья его не отпадают, а ветви отличаются плодами.

Протоиерей Андрей Ткачев замечает: «Нам, детям суетного и торопливого века, известна общая проблема, мы ничего не успеваем, мчатся часы, пролетают дни, проходят годы, а наши планы так и остаются планами и так их мы и не реализовываем. Почему так? Давид убежден, что потому, что мы мало думаем о Боге и его законе. Если бы человек думал о Боге чаще и изучал его заповеди, он был бы во всем успешен».

1:4. Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

1:5. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.

Совсем иная участь ожидает нечестивых. Под нечестивыми здесь подразумеваются те люди, которые не живут по заповедям Божиим, а руководствуются лишь своими заблуждениями и страстями. Нечестивые, грешники уподобляются в псалме пыли или сухому песку пред лицом сильного ветра. Ветер разметает пыль и она беспомощна пред его лицом, ее нельзя собрать, она разлетается повсюду, вот почему нечестивые не устоят на суде и грешники в собрании праведных.

1:6. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Эти слова означают, что Всеведущему и Праведному Судии все известно. Господь знает все до суда и не имеет нужды ни в доказательствах, ни в обличениях. Прот. Григорий Разумовский объясняет этот стих так: «Под путем обыкновенно разумеется не дорога, по которой хо дим, а все дела, мысли и намерения наши, а потому и заключительные слова псалма: путь нечестивых погибнет означают, что дела, замыслы, козни нечестивых, а с ними вместе и сами они погибнут».

Есть интересная история о двух монахах, из которых один учил другого читать псалмы. Когда они выучили первый псалом, второй ученик ушел, отказавшись учиться дальше. Через много лет они встретились.

«Читаешь ли ты псалмы дальше?» – спросил первый у второго.

«Нет», – отвечал тот.

«Почему?» – спросил первый монах.

«Потому что я еще не научился на практике исполнять то, что понял из первого», – отвечал бывший ученик.

Если бы мы с вами ничего больше не читали и не учили, но хорошо усвоили бы смысл первого предначинательного псалма, мы бы очень много знали полезного и важного для жизни. Но мы будем учиться дальше – читать псалмы, размышлять над их содержанием, вдохновляться ими, чтобы благодарным и радостным сердцем воспевать Господа, живя и дыша Словом Божиим.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.