Минской духовной академии 20 лет

Автор: Беседовал Александр Валерьевич Слесарев, проректор по научно-богословской работе МинДС

Современный мир требует от нас отчёта по многим философским, научным и социальным вопросам. Координация этих вопросов, касающихся как внутрицерковной просветительской деятельности, так и взаимоотношений со светской системой образования, сегодня осуществляется ведущими богословскими вузами Православной Церкви Беларуси. Наряду с Минской духовной семинарией в Жировичах и Институтом теологии БГУ в Минске уже 20 лет успешно ведёт своё развитие и Минская духовная академия. О пути становления МинДА в истории белорусской богословской науки мы поговорим сегодня с Ректором академии архимандритом Сергием (Акимовым).

Помните ли Вы открытие Минской духовной академии и ее первые шаги?

В 1996 году, когда начала свою работу академия в Жировичах, я обучался на 2 курсе Санкт-Петербургской духовной академии, поэтому очевидцем начала академии меня назвать нельзя. Однако я помню, что эта новость вызвала у меня большое воодушевление. Первая реакция была очень эмоциональной. В те годы все общество Беларуси, России было полно надежд на духовное обновление. Тогда казалось, что все возможно и все легко. Сейчас, имея определенный опыт административной и научно-педагогической работы я понимаю, каким чрезвычайно сложным делом было организовать начало работы академии. Тем более, что основатель академии, митрополит Филарет, с самого начала хотел держать планку требований к причастным к академии людям достаточно высоко, как это было, между прочим, и в случае с минским факультетом теологии Европейского гуманитарного университета, который в последствии стал Институтом теологии Белорусского государственного университета. Непосредственно с новой академией в Жировичах я соприкоснулся уже в 1999 году, когда стал преподавать в ней Библейскую археологию.

Уже сейчас, став ректором, я поближе познакомился с архивными документами, рассказывающими о первых шагах нашей духовной школы. Мне представляется, что эти первые шаги академии, как это и характерно для начала пути, были достаточно осторожными и зачастую робкими. Когда читаешь документы, отражающие историю первых лет, то понимаешь, что многое делалось, что называется, наощупь. Первый набор был осуществлен Указом митрополита Филарета 30 ноября 1996 года. Первый ректор, а им стал архимандрит Леонид (Филь), был назначен только спустя год, в декабре 1997 года. Первые протоколы заседания Ученого совета появились только в январе 1998 года. Учебный план формировался на ходу. В том же январе 1998 года решался вопрос о продолжительности обучения. В самом начале непосредственное руководство академией осуществлял Митрополит Филарет, проявляя к своему детищу большое внимание, особую заботу и любовь.

К моменту открытия академии, в Жировичах уже 7 лет существовала семинария, которая отчасти подготовила появление духовного учебного заведения более высокого уровня, предложение об открытии которого прозвучало на заседании Синода Белорусской Православной Церкви еще в 1990 году. Наверное, главной проблемой того времени были преподавательские кадры. Даже семинария на первых порах была обеспечена преподавательскими кадрами с большими усилиями. В ней преподавали выпускники Московских и Санкт-Петербургских духовных школ. За образец в организации внутренней жизни были взяты традиции Московской духовной академии. Далеко не все преподаватели проживали в Жировичах, некоторые регулярно приезжали из Минска, Слуцка, Пинска и других городов. Однако академия требовала особые научно-педагогические кадры. Понимание этого присутствовало у митрополита Филарета, который старался привлечь в Жировичи лучшие богословские силы Русской Православной Церкви. Листая академические журналы посещения лекций, удивляешься присутствию там большого количества знаменитых имен. Как ректор, я сейчас осознаю, что все это требовало не только много организационных усилий, но и немалых финансовых затрат. Перечень привлекаемых специалистов действительно впечатляет. В Жировичах побывал весь цвет церковной науки 1990-2000-х годов: митрополит Иларион (Алфеев), митрополит Пантелеимон (Радопулос) (Фессалоники, Греция), протопресвитер Виталий Боровой (МДА), Д. В. Поспеловский (Онтарио, Канада), протоиерей Владислав Цыпин (МДА), протоиерей Валентин Асмус (МДА), Н. К. Гаврюшин (МДА), архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) (СПбДА), протоиерей Василий Строганов (МДА), М. М. Дунаев (МДА), А. А. Алексеев (СПбГУ), архимандрит Августин (Никитин) (СПбДА), протоиерей Олег Давыденков (ПСТГУ), протоиерей Михаил Фортунато (Лондон, Великобритания), архимандрит Платон (Игумнов), профессор А. К. Светозарский (МДА), протоиерей Александр Сорокин (СПбДА), А. И. Сидоров, протоиерей Владимир Мустафин (СПбДА), В. М. Кириллин, протоиерей Максим Козлов. Ну и особое умиление вызывает тот факт, что записи в журналах посещения занятий в графе о темах иногда вместо приезжей знаменитости заполнял сам митрополит Филарет. С течением времени преподавательская корпорация стала пополняться выпускниками Минской семинарии, окончивших центральные духовные академии или зарубежные университеты. Поэтому постепенно количество визитеров началось сокращаться. Я сам вернулся после обучения в Санкт-Петербурге в 1999 году, начав свою преподавательскую работу и в духовных школах, и на факультете теологии Европейского гуманитарного университета, деканом которого являлся митрополит Филарет. После обучения в Европе в Жировичах преподавали протоиерей Николай Болоховский, епископ Серафим (Белоножко), архимандрит Иоасаф (Морза), архимандрит Никодим (Генералов), протоиерей Георгий Рой, иерей Виктор Кулага, протоиерей Александр Железный и другие. Однако кадровая проблема академии до конца пребывания в Жировичах так и не была решена. Академия сильно зависела от внешних преподавателей, проживающих на удаленном расстоянии в других городах, например, в Минске, Гродно. После появления кафедр и специализаций данная проблема обострилась еще больше.

Какие проблемы существовали в начале истории академии кроме недостатка собственных кадров?

Тогда еще все были полны оптимизма и жили надеждами на расцвет богословского образования и науки в Беларуси. Поначалу были непростыми бытовые условия. Но данный вопрос, благодаря немалой помощи со стороны белорусского государства, заинтересованного в подготовке собственных специалистов высокого уровня, постепенно решался. Время основных тягот, связанных с продолжительным ремонтом зданий, пришлось на годы первого ректора академии архимандрита Леонида, нынешнего епископа Туровского и Мозырского.

Полагаю, что существовала определенная проблема с информационным обеспечением образовательного процесса и научной работы. В Жировичах была собрана очень хорошая богословская библиотека. Много усилий на ее формирование потратил митрополит Филарет. Большую заботу о библиотеке, пополнении ее фондов современными изданиями проявлял архимандрит Леонид (Филь), который в настоящее время является епископом Туровским и Мозырским. Можно сказать, что библиотека в полной мере отвечала потребностям семинарии. Однако она была недостаточна для научной работы академистов, которым приходилось ездить в библиотеки других духовных школ. Для исторических исследований важны архивы, которые расположены в центральных городах на существенном расстоянии.

Академия была открыта в 1996 году. Однако двумя годами ранее в Минске в Европейском гуманитарном университете при непосредственном участии Белорусской Православной Церкви был открыт факультет теологии. Уже в то время существовал существенный разрыв между организацией учебной работы на факультете теологии, где в полной мере были реализованы все государственные требования, и в духовных школах, где практически отсутствовала нормативная документация, регламентирующая образовательный процесс. Нас, молодых преподавателей, уже в начале 2000-х годов очень волновали не очень высокие требования, которые предъявлялись к кандидатским диссертациям в то время. Были вопросы и к методике преподавания в духовной школе. Инициативы по реформированию духовного образования, повышению качества подготовки специалистов на академическом уровне, которые предпринимались в Русской Православной Церкви, почти не затрагивали духовные школы в Жировичах. Когда академия вышла, что называется, на полную мощность, количество визитеров сократилось, появились преподаватели из ее выпускников, учебный план академии мало чем отличался от учебного плана семинарии, студенты были перегружены аудиторными занятиями. Были проблемы, связанные с научно-исследовательской работой студентов и преподавателей. Не существовало кафедр и даже специализаций. Все преподаватели работали в академии фактически на условиях почасовой оплаты труда. Поэтому требовать от них что-то другое, кроме проведения аудиторных занятий, было невозможно. После синодальных решений 2011 года, затрагивающих систему богословского образования, стало ясно, что требуются кардинальные перемены.

Какие связи существовали у академии с факультетом теологии ЕГУ и Институтом теологии БГУ?

Духовные школы и факультет теологии ЕГУ (который в дальнейшем стал Институтом теологии БГУ) объединяла в первую очередь личность митрополита Филарета, который стремился внимать в мельчайшие тонкости жизни всех этих учебных заведений. Ряд преподавателей из факультета регулярно приезжали в Жировичи для проведения занятий. Эти поездки, которые традиционно происходили по средам, нередко курировал сам митрополит. В духовную академию поступали выпускники факультета теологии, преподавателями академии стали и выпускники факультета, продолжившие обучение в Европе. Некоторые из них потом стали достаточно успешными преподавателями – иерей Святослав Рогальский, Сергей Иосифович Шатравский, иерей Михаил Самков. На факультете и в институте я приобрел опыт учебно-методической работы, создав и наладив работу магистратуры факультета в качестве руководителя образовательных программ, а после возглавляя учебно-методический отдел Института теологии. Этот опыт потом пригодился при реформировании нашей академии. Сейчас, когда академия переехала в Минск, мы видим реальные плоды развития теологического образования в Республике Беларусь. Значительная часть наших преподавателей была сформирована факультетом (а затем и Институтом) теологии. Кто-то из них обучался там, кто-то получил ценный преподавательский и административный опыт, который нельзя было получить в духовных школах. Без этого опыта невозможно было бы начать реформирование академии так, как это было сделано в 2012 году. Иными словами, в современной академии произошло слияние двух традиций, которые были заложены в Беларуси митрополитом Филаретом – традиции духовного богословского и традиции светского теологического образования.

Думали ли Вы, что станете ректором? Что изменилось после проведенных реформ и переезда академии в Минск?

К моменту реформирования академии я работал доцентом Института теологии, завершил написание докторской диссертации, которую успешно защитил в Общецерковной аспирантуре и докторантуре в 2013 году, занимался научной работой, издавал альманах «Скрижали», мечтал о создании в академии кафедры библеистики и о развитии у нас исследований Священного Писания. В 2012 году ректором академии был назначен архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий. На тот момент в академии отсутствовали специалисты, которые были бы знакомы с современной организацией образовательного процесса, с учебно-методической работой высшей школы. Поскольку я имел определенный опыт в данной сфере, мне было предложено стать проректором по учебной работе и возглавить процесс реформирования. Это было удивительное время, когда мне и некоторым моим коллегам приходилось очень много работать, создавая новые учебные планы по трем профилям подготовки магистров, нормативные документы, соответствующие современным на тот момент требованиям. Было очень сложно, нередко мы встречали непонимание и сопротивление, но наша работа имела успех вследствие своего системного характера и во многом благодаря поддержке священноначалия. Архиепископ Гурий, который был назначен ректором в 2012 году, и которому было поручено организовать реформирование духовных школ и постепенный перевод академии в Минск, проявил глубокое понимание проблем, стоящих перед богословским образованием. Ему удалось решить поставленные Священным Синодом задачи в области реформирования системы духовного образования. Под его руководством нам удалось кардинальным образом перестроить образовательный процесс, заложить основу научной работы в академии. Немалую поддержку в то время оказывал и архимандрит Антоний (Доронин), в настоящее время – епископ Слуцкий и Солигорский. Переезд академии растянулся на два года. Два года образовательный процесс проходил одновременно и в Жировичах, где студенты проживали на постоянной основе, и в Минске, куда их привозили на два дня в неделю. Было непросто и преподавателям, и студентам. Но это были годы всеобщего воодушевления. В Минске у академии имеется очень хорошая материально-техническая база. Благодаря поддержке государства и лично Президента Республики Беларусь академия обрела прекрасные помещения в историческом центре города Минска, студенты и преподаватели получают стипендии и зарплаты из государственного бюджета. Многие вопросы по регулярному финансированию были решены митрополитом Минским и Заславским Павлом, по благословению которого, помимо прочего, ежемесячно выделяются достаточные средства для формирования академической библиотеки. После реформирования в академии была начата подготовка магистров. Мы уже сделали два выпуска магистров богословия. После проверки со стороны Учебного комитета была открыта аспирантура и осуществлено два набора на аспирантские программы. Сейчас, когда академия полностью разместилась в Минске, можно видеть плоды всей предшествующей работы. И меня, например, эти плоды радуют. Образовательный процесс в академии построен на уровне высших учебных заведений, требуются еще определенные усилия для совершенствования научно-исследовательской работы студентов. Главное – у нас собран очень хороший преподавательский состав, об уровне которого свидетельствуют обширные отчеты о реальных результатах научной работы. Академия издает четыре научных журнала, кроме них – два журнала, отражающих результаты научно-исследовательской работы студентов. Для меня самого научно-исследовательская работа всегда стояла на первом месте. Становиться ректором я не планировал. Меня интересовало развитие в академии кафедры библеистики и создание школы научных библейских исследований. Однако пришлось заняться административной работой.

Не знаю, каким будет дальнейшее развитие нашей академии, но та академия, которая сформировалась к 20-летнему юбилею, как образовательное и научно-исследовательское учреждение, выглядит, по моему убеждению, вполне состоявшейся. Надеюсь только, что сложности, которые порой возникают на ее пути в настоящем, не помешают раскрыться ее потенциалу в полной мере уже в ближайшем будущем.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.