Путешествия о нагорней проповеди

Автор: Иеромонах Евстафий (Халиманков), кандидат богословия

С этого номера «Ступеней» мы начинаем долгое (на несколько номеров) путешествие по Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа. Статьи, которые будут представлены читателю, — это не что иное, как переработанные (сокращенные и чуть упрощенные) лекции по Новому Завету (Четвероевангелию), которые были прочитаны иеромонахом Евстафием (Халиманковым) в Минской духовной семинарии. Надеемся, всем нам будет полезно еще раз напомнить себе сердцевину Христова учения, сосредоточенного в трех главах Евангелия от Матфея (Мф. 5-7).

Мне хотелось бы начать разбор Нагорной проповеди с небольшого вступления. Если мы внимательно посмотрим на окружающий нас мир, то сразу увидим, насколько далек он от того, каким его задумал Господь. Не зря в Евангелии «князем мира сего» назван дьявол. Причина всех бед мира в злоупотреблении свободой, которую даровал людям Бог. Люди много говорят о свободе и, как правило, выбирают жизнь по своей воле, но в том-то и дело, что эта свобода – величайшая иллюзия! Величайшей иллюзией является то, что человек может быть автономным как от Бога, так и от дьявола. Отказываясь от жизни по заповедям Божиим, человек попадает под власть дьявола. Собственно, основная задача дьявола и состоит в том, чтобы убедить человека не подчиняться Богу, а жить как бы самостоятельно, автономно от Бога – жить своим «Я», своим «Эго». Еще в раю дьявол искушал первых людей этой лже-свободой, внушая им: «Будете, как боги» (Быт. 3: 5), – только откажитесь от Бога. Удивительно, но с тех пор ничего не изменилось: дьявол таким же образом, предлагая лже-свободу, искушает каждого человека, искушает весь мир. Люди, не замечая это, поддаются на искушение лже-свободой и порабощают себя дьяволу, который с помощью страстей владеет как каждым отдельным человеком, так и всем миром. Страсти – это те ниточки, за которые дьявол дергает человека, словно марионетку, и следит за тем, чтобы человек не увидел этого своего состояния. Прекрасно это состояние грешника описал свт. Феофан Затворник в своей книге «Путь ко спасению». Подлинная же свобода – в Боге, в заповедях Божиих, которые дал нам Господь. Заповеди Божии для нас, христиан, даны, прежде всего, в Евангелии, а Нагорная проповедь – это сердцевина Евангелия. Нагорная проповедь – это своеобразная конституция небесного гражданина. Надо помнить, что мы как христиане имеем это небесное гражданство. По слову апостола Павла: «Наше жительство –– на небесах» (Флп. 3:20). Мы, прежде всего, граждане Неба, а уже потом белорусы, русские, поляки, американцы и т.д. Все это последнее (земное гражданство) второстепенно.

Мир задыхается от несправедливости. И, если люди не страдают от каких-то социальных, экономических бедствий, катастроф, войн, то все равно они живут в какой-то неудовлетворенности от той пустоты, пошлости, в которой существует мир. Любой мыслящий человек, человек с живой душой, чувствует эту неудовлетворенность настоящим миром. Так вот Евангелие, жизнь по Евангелию, как раз и представляет собой ту альтернативу пошлости, банальности и пустоты, в которой живет большинство людей. Христианство, и конкретно Нагорная проповедь – это, как сказал один современный библеист, христианская контр-культура. Контр – т.е. противокультура современной культуре мира сего, культуре в самом широком смысле этого слова. Многие люди, будучи молодыми, как-то интуитивно пытались выйти из этой культуры, этого заколдованного круга, в который их заключает мир: работа, семья, гонка по кругу от зарплаты до зарплаты, праздники, после которых остается только похмелье: физическое или душевное, а то и все вместе… В молодости некоторые люди пытаются как-то вырваться из этого замкнутого круга, пытаются найти какую-то альтернативу. Именно поэтому они увлекаются искусством (многие искренне считают подлинной духовностью именно искусство), некоторые открыто и очень эмоционально бунтуют против этого пошлого мира, становясь «неформалами», некоторые увлекаются нетрадиционными религиозными течениями… В общем, все искренние ищущие люди пытаются как-то вырваться из этой матрицы, которую представляет из себя мир. Все это выглядит довольно безнадежным, потому что никому еще не удалось вырваться из этих цепких объятий мира самому. Тут нужна сверхъестественная помощь. Господь нам именно такую помощь и предлагает: в Евангелии. Теперь зададимся еще таким вопросом. Почему люди, ищущие смысла жизни, ищут его не в Церкви? Если же и доходят до храма, то часто не находят его там, разочаровываются?.. Мы, конечно, можем себя оправдывать: мол, они сами виноваты, плохо искали… А называя различные пороки священников, да и простых верующих людей, многие люди оправдывают свое нежелание понести труд по воцерковлению… Но, положа руку на сердце, разве не есть в их словах и правда? Та правда, что слишком часто люди видят в храме не альтернативу этому пошлому, насквозь материальному миру, не христианскую контркультуру, о которой мы говорили, а видят они, к сожалению, полный конформизм, желание приспособиться к миру, жить, так сказать, в мейстриме с миром, жить «как все», «не хуже всех»… В общем, по меткому выражению А.И. Осипова, люди видят, что православные, как и все, ищут прежде всего «чего бы попить, поесть, во что одеться, а все остальное (т.е. духовная жизнь) как бы приложится»… (Ср. Мф. 6:31) В том-то и дело, что не приложится! Нельзя совместить несовместимые вещи: служение Богу и маммоне (ср. Мф. 6:24). Люди видели в первых христианах нечто совершенно иное, неотмирное, когда говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга». Теперь же люди с полным правом могут сказать: посмотрите, как они ненавидят друг друга, как спорят, судятся, клевещут и т.д. В общем, в нас, современных христианах, очень часто видят наоборот образ старого общества – не зря же безбожники в XX столетии убивали христиан под такую песню: «Отречемся от старого мира, отряхнем его пыль с наших ног…».

Научил ли нас чему-нибудь XX-й век? Пусть каждый христианин ответит на этот вопрос самостоятельно. Важно, чтобы мы не только видели, но и понимали всю глубину этой трагедии: чем больше Церковь уподобляется миру, тем дальше уходит она от своего предназначения в этом мире. Ибо сказал Христос: «Если же соль потеряет силу…» (Мф. 5:13)

Что же значит быть по-настоящему христианином. Или, хотя бы, пытаться им быть (не говорю «стать»)? Это, во-первых, следовать Евангелию, Нагорной проповеди. Что же из себя представляет Нагорная проповедь?

Некоторые библеисты давно заметили удивительную параллель между Евангелием от Матфея (далее – Мф.) и Пятикнижием Моисея (Быт., Исх., Втор. Лев., Числ.). Евангелист Матфей писал для евреев и сознательно подражал Закону Моисея, т.к. его целью было представить новый Закон: Евангелие.

Пятикнижие делится на пять частей, также и Мф. делится на пять частей. Сердцевина Пятикнижия – дарование Закона Израилю (Моисей восходит на гору Синайскую и получает от Бога скрижали Завета). Сердцевина Мф. – дарование нового За кона «Новому Израилю», христианской Церкви (Иисус восходит на гору и произносит Сам, как Бог, основные принципы Нового Завета).

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

Практически все современные библеисты согласны в том, что три главы Нагорной проповеди (Мф. 5-7) представляют собой не стенографическую запись одной большой речи, сказанной Спасителем в один день. На самом деле эти три главы – своеобразный сборник нескольких речей, сказанных в разное время и, наверное, по разному поводу. Это подтверждает хотя бы пример из Лк., где некоторые части Нагорной проповеди по Мф. помещены в разных местах (в разное время и в разных контекстах).

Увидев народ (τοὺς ὄχλους – в оригинале во множ. числе: «народы», а точнее – «толпы»). Слово «ὄχλοι» много раз употребляется во всех четырех Евангелиях и обозначает сборище простых людей, народную толпу (ср.: известное латинское слово «plebs»).

Взошел на гору (ἀνέβη εἰς τὸ ὄρος); у Лк. 6, 17 – «стал Он на ровном месте». На какой именно горе (а точнее: на каком плоскогорье) произнес Спаситель Нагорную проповедь не так важно. Важнее другое: «гора» на богословском языке означает место Божественного откровения (многие важнейшие события священной истории так или иначе связаны с горами).

И когда сел (καὶ καθίσαντος αὐτοῦ). У евреев проповедники обычно проповедовали сидя – это была традиционная для учащего раввина поза.

Приступили к Нему ученики Его (προσῆλθαν αὐτῷ οἱ μαθηταὶ αὐτοῦ) – это выражение указывает не на то, что только ученики Христа приступили к Нему, а что они вышли из толпы и подошли к Спасителю ближе, чем другие люди. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: отверзши уста Свои (ἀνοίξας τὸ στόμα αὐτοῦ) – в греческом языке это выражение имеет особое значение: с одной стороны, оно может означать, что человек собирается произнести какую-то торжественную и важную для всех речь (так, например, начинались описания изречений оракула). А с другой стороны (и это гораздо важнее для нас!), это выражение говорило о том, что начинающий говорить человек собирается поделиться с нами чем-то сокровенным; собирается, так сказать, «излить свою душу», показывая тем самым, что между учителем и учениками не должно быть никаких барьеров. Одна эта фраза указывает на то, что предметом Нагорной Проповеди будет не какое-то случайное учение, а торжественное и важное изложение центральных тем всей проповеди Спасителя.

Учил их, говоря (ἐδίδασκεν αὐτοὺς λέγων) – характерный семитизм (ср.: «встав, пошел», «ответив, сказал»), который, опять же, подчеркивает значимость происходящего, его постоянство. То есть Иисус учил их не один раз, находясь на какой-то горе, а проповедовал народу постоянно. И далее – с 3-го стиха – начинаются так называемые «Заповеди блаженства», о которых мы с вами поговорим уже в следующем номере.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.