Радуйтесь, но будьте бдительны
Автор: Материалы из книги Арх. Иоаникия Коцониса «Трезвение и молитва» (темы из Добротолюбия) Перевод с английского преподавателя МинДС Мазуркевич И.С.
«…наступил уже час пробудиться нам от сна…» (Рим. 13:11). Это время раскаяния и радостной скорби, время трезвения и молитвы.
«Трезвение» в экклезиологической терминологии означает «бодрствование и непрестанную бдительность ума и сердца». Существительное «трезвение» произошло от «пребываю в трезвении», что значит: «Я осторожен, бодрствую, наготове, здраво мыслю».
Трезвение и бдительность в помыслах, в чувствах и в нашем сердце – это работа для всех христиан. Священное Писание стало первоисточником вдохновения и смысла трезвения. Но Священное Писание адресовано не только монашествующим, а всем христианам. Если трезвение является деланием монахов-аскетов, благодаря условиям их физического и духовного окружения, в котором они живут, то точно так же и миряне (в пределах своих способностей) не могут быть отделены от бдительной жизни и ее плодов, потому что бдительная жизнь – это не что иное, как жизнь в непрестанной борьбе, жизнь в покаянии и радостной печали. Трезвенная жизнь – это борьба со страстями, очищение, любовь и обожение.
Существуют много мест в Священном Писании, которые рассказывают нам о трезвении. Обратимся к некоторым из них. В Ветхом Завете есть отрывок, который является настоящим сокровищем примера трезвения: «Внемли себе: да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония» (Втор. 15:9). Внимание к себе, проникновение всей бездной своего сердца в крайние пределы своей сознательной и бессознательной личности – это проявление, практика и измерение трезвения: «Внимай себе».
Боговдохновенный автор пишет в книге Притч: «Больше всего хранимого храни сердце твоё; потому что из него источники жизни» (Притч. 4:23).
В 25 главе Евангелия от Матфея Господь повествует восхитительную, но также и непростую притчу о десяти девах. Кто сомневается, что эта притча является притчей духовного трезвения и всеготовности души-невесты? Может быть, этой историей Христос хотел подчеркнуть нам готовность ума, непрерывного и неспящего сердца; то есть что это есть то самое трезвение внутри ужасной ночи страстей и внезапной темноты мира как вне, так и внутри нас. А может, Христос, Божественный Жених, хотел сказать, что хранение трезвения и есть настоящая мудрость, а его утрата – это глупость?
Пять мудрых дев имели масло в своих лампах, масло любви, и они имели свет, свет трезвения и молитвы. Пять неразумных дев не имели ни того, ни другого. Действительно, любовь и трезвенная молитва составляют подготовку к встрече с Женихом. Без настоящей, горячей и совершенной любви со «всей душой, сердцем и силой», в отношении ко Христу, нельзя иметь света трезвения и молитвы. А без этого Света ты не знаешь, кто ты, куда ты идешь; ты не можешь видеть ни сам себя, ни своего брата, ни врага, ни даже Самого Жениха, Который придет «на брачный пир». Когда любовь уменьшается, трезвение и молитва разделяются. И без трезвения и молитвы ты не можешь поддерживать свою лампу, наполненной маслом любви.
Посмотрите на сладчайший плод делания трезвения и любви: «Жених пришел, и те, кто были готовы, вошли с ним на брачный пир». И ужасный конец нерадения: «Позже пришли и другие девы, говоря: «Господи, Господи, открой нам», но Он отвечал: «Истинно говорю вам, Я не знаю вас» (см.: Мф. 25:11-12).
Давайте посмотрим толкования этой притчи, сделанные прп. Марком Подвижником в Добротолюбии.
«..Неразумные девы истинно хранили свою внешнюю девственность, но несмотря на это, не были допущены на брачный пир, они также имели немного масла в своих сосудах, т.е. они обладали некоторыми добродетелями, внешними достижениями и дарами милосердия, поэтому их лампы оставались горящими какое-то время. Но из-за небрежности, невежества и лени они не были предусмотрительны, не обратили внимания на спрятанный рой страстей, подпитывающийся злыми духами. Их мысли были испорчены, искажены действием и соучастием в действиях лукавого. Они были тайно похищены и побеждены злобной зависливостью, которая ненавидит все доброе, спорами и ссорами, ненавистью, злобой, горечью, затаенной враждой, лицемерием, гневом, гордостью, самолюбием, любовью к славе, самодовольством, жадностью, безразличием, чувственным желанием, которое провоцирует образы потворства своим желаниям, неверием, непочтительностью, малодушием, унынием, придирчивостью, вялостью, сонливостью, самонадеянностью, самооправданием, напыщенностью, хвастливостью, ненасытностью, расточительностью, жадностью и отчаянием, что опаснее всего…».
Таким образом, они были лишены радости встречи с Женихом и изгнаны из небесного брачного пира. Размышляя над всем этим, давайте представим нашу ситуацию и исправим наш образ жизни… Поэтому тот, кто желает взять крест свой и следовать за Христом, должен сначала приобрести духовные знания и понимание, посредством которых должны постоянно проверяться его мысли, показывая величайшую заботу о своем спасении. И таким образом христианин со всей силой просит Бога, чтобы не путешествовать ему во тьме, не ведая, как и куда идти.
В заключение притчи не скажу ничего более, кроме слов самого Господа: «Бодрствуйте, ибо не знаете ни дня, ни часа, когда Сын Человеческий приидет» (Мф.25:13).