Радуйтесь, но будьте бдительны

Автор: Материалы из книги Арх. Иоаникия Коцониса «Трезвение и молитва» (темы из Добротолюбия) Перевод с английского преподавателя МинДС Мазуркевич И.С.

«…наступил уже час пробудиться нам от сна…» (Рим. 13:11). Это время раскаяния и радостной скорби, время трезвения и молитвы.

«Трезвение» в экклезиологической терминологии означает «бодрствование и непрестанную бдительность ума и сердца». Существительное «трезвение» произошло от «пребываю в трезвении», что значит: «Я осторожен, бодрствую, наготове, здраво мыслю».

Трезвение и бдительность в помыслах, в чувствах и в нашем сердце – это работа для всех христиан. Священное Писание стало первоисточником вдохновения и смысла трезвения. Но Священное Писание адресовано не только монашествующим, а всем христианам. Если трезвение является деланием монахов-аскетов, благодаря условиям их физического и духовного окружения, в котором они живут, то точно так же и миряне (в пределах своих способностей) не могут быть отделены от бдительной жизни и ее плодов, потому что бдительная жизнь – это не что иное, как жизнь в непрестанной борьбе, жизнь в покаянии и радостной печали. Трезвенная жизнь – это борьба со страстями, очищение, любовь и обожение.

Существуют много мест в Священном Писании, которые рассказывают нам о трезвении. Обратимся к некоторым из них. В Ветхом Завете есть отрывок, который является настоящим сокровищем примера трезвения: «Внемли себе: да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония» (Втор. 15:9). Внимание к себе, проникновение всей бездной своего сердца в крайние пределы своей сознательной и бессознательной личности – это проявление, практика и измерение трезвения: «Внимай себе».

Боговдохновенный автор пишет в книге Притч: «Больше всего хранимого храни сердце твоё; потому что из него источники жизни» (Притч. 4:23).

В 25 главе Евангелия от Матфея Господь повествует восхитительную, но также и непростую притчу о десяти девах. Кто сомневается, что эта притча является притчей духовного трезвения и всеготовности души-невесты? Может быть, этой историей Христос хотел подчеркнуть нам готовность ума, непрерывного и неспящего сердца; то есть что это есть то самое трезвение внутри ужасной ночи страстей и внезапной темноты мира как вне, так и внутри нас. А может, Христос, Божественный Жених, хотел сказать, что хранение трезвения и есть настоящая мудрость, а его утрата – это глупость?

Пять мудрых дев имели масло в своих лампах, масло любви, и они имели свет, свет трезвения и молитвы. Пять неразумных дев не имели ни того, ни другого. Действительно, любовь и трезвенная молитва составляют подготовку к встрече с Женихом. Без настоящей, горячей и совершенной любви со «всей душой, сердцем и силой», в отношении ко Христу, нельзя иметь света трезвения и молитвы. А без этого Света ты не знаешь, кто ты, куда ты идешь; ты не можешь видеть ни сам себя, ни своего брата, ни врага, ни даже Самого Жениха, Который придет «на брачный пир». Когда любовь уменьшается, трезвение и молитва разделяются. И без трезвения и молитвы ты не можешь поддерживать свою лампу, наполненной маслом любви.

Посмотрите на сладчайший плод делания трезвения и любви: «Жених пришел, и те, кто были готовы, вошли с ним на брачный пир». И ужасный конец нерадения: «Позже пришли и другие девы, говоря: «Господи, Господи, открой нам», но Он отвечал: «Истинно говорю вам, Я не знаю вас» (см.: Мф. 25:11-12).

Давайте посмотрим толкования этой притчи, сделанные прп. Марком Подвижником в Добротолюбии.

«..Неразумные девы истинно хранили свою внешнюю девственность, но несмотря на это, не были допущены на брачный пир, они также имели немного масла в своих сосудах, т.е. они обладали некоторыми добродетелями, внешними достижениями и дарами милосердия, поэтому их лампы оставались горящими какое-то время. Но из-за небрежности, невежества и лени они не были предусмотрительны, не обратили внимания на спрятанный рой страстей, подпитывающийся злыми духами. Их мысли были испорчены, искажены действием и соучастием в действиях лукавого. Они были тайно похищены и побеждены злобной зависливостью, которая ненавидит все доброе, спорами и ссорами, ненавистью, злобой, горечью, затаенной враждой, лицемерием, гневом, гордостью, самолюбием, любовью к славе, самодовольством, жадностью, безразличием, чувственным желанием, которое провоцирует образы потворства своим желаниям, неверием, непочтительностью, малодушием, унынием, придирчивостью, вялостью, сонливостью, самонадеянностью, самооправданием, напыщенностью, хвастливостью, ненасытностью, расточительностью, жадностью и отчаянием, что опаснее всего…».

Таким образом, они были лишены радости встречи с Женихом и изгнаны из небесного брачного пира. Размышляя над всем этим, давайте представим нашу ситуацию и исправим наш образ жизни… Поэтому тот, кто желает взять крест свой и следовать за Христом, должен сначала приобрести духовные знания и понимание, посредством которых должны постоянно проверяться его мысли, показывая величайшую заботу о своем спасении. И таким образом христианин со всей силой просит Бога, чтобы не путешествовать ему во тьме, не ведая, как и куда идти.

В заключение притчи не скажу ничего более, кроме слов самого Господа: «Бодрствуйте, ибо не знаете ни дня, ни часа, когда Сын Человеческий приидет» (Мф.25:13).

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.