Семья как сад

Автор: Альберт Росси, доктор философии, преподаватель Свято-Владимирской духовной семинарии в Крествуде, Американской Православной Церкви. www.oca.org Перевод с английского – протодиакон Павел Бубнов

Наша Богом данная семья – большой источник радости и удовлетворения. Но одновременно она – источник разочарования и страданий. В этом смысле семья – наш сад, дающий как прекрасные плоды в пищу, так и тяжелый труд и заботы.

Христос и Его Крест – ось семейной жизни. Что, как православный христианин, могу я ожидать от своей семейной жизни? Мы можем ожидать смерть и воскресение, крест и венец. И в семье наших родителей, и в своей собственной семье – которая может включать близких друзей, родственников, – мы можем ожидать сильную радость, смешанную с сильным страданием.

Все это может идти от мужа, жены, сына, дочери, матери, отца, дяди или двоюродной сестры, друга. Одно это точно: некоторые члены семьи как будто предназначены разбивать наше сердце снова и снова. Нам нужно внимательно взглянуть на жизнь Авраама, Исаака, Иакова, Давида и Господа Иисуса. Братья Господа были среди тех, кто не принимал Его (Ин. 7:3-5). Мы превращаем наши страдания в радость, когда принимаем и работаем с реальностью, прощая друг друга семьдесят раз по семь, что значит – без числа. Члены нашей семьи – слабые грешные люди как и мы. Мы все живем в падшем состоянии. Наше призвание – жить в иногда разделенной, иногда единой семье, любить всех членов нашей семьи, и стараться поддерживать в себе дар Святого Духа, дар радости. СЕМЬЯ КАК САД Наша семейная жизнь, как и любой сад, требует постоянной заботы. В нашей семье первая забота – забота о нас самих. Если мы не заботимся о себе самих, у нас ничего не останется для других. Когда Адам жил со своей семьей в райском саду, он получил серьезную задачу – возделывать весь Эдемский сад. «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Одна из интерпретаций этой заповеди состоит в том, что Адам должен был заботиться в первую очередь о себе, своем теле, душе и духе. Адам должен был заботиться о своем сердце, как о саде. Что же, очевидно, это касается и нас.

Эту идею мы находим в самых разных жизненных обстоятельствах. Обычно перед полетом, экипаж инструктирует пассажиров на случай возникновения чрезвычайной ситуации. Стюардессы показывают, как кислородные маски «выпадают» из потолка. Пассажиры с детьми, согласно инструкции, должны во-первых одеть кислородную маску себе, а только потом – ребенку. Указание «во-первых себе» звучит странно и вызывает внутреннее несогласие. Каждый любящий родитель готов отдать свою жизнь, чтобы спасти своего малыша. Однако, в этом-то все и дело. Любящий родитель должен остановить инстинктивный импульс сделать что-нибудь героическое. Родитель должен во-первых позаботиться о себе, иначе и взрослый, и ребенок могут погибнуть.

Забота о себе.

Мы призваны заботиться о себе самих в первую очередь, о своем физическом, эмоционально, социальном, интеллектуальном и духовном развитии. Мы заботимся о нашем физическом состоянии посредством полноценного сна, сытной пищи, физических упражнений, воздержанием от курения и контролем за употреблением алкоголя. Мы заботимся о своем интеллектуальном развитии побуждая себя читать, слушать музыку и другими способами умственной активности.

Мы заботимся о нашем эмоциональном и социальном благополучии через развитие и поддержание настоящей дружбы, раскрывая наши мысли и поведение в таинстве Исповеди, стремясь к контролю за нашими мыслями и чувствами. Мы заботимся о нашем духовном развитии через общение с Господом Иисусом Христом. Как и любые человеческие отношения, общение с Господом предполагает ежедневное выделение спокойного времени на молитву, обдумывание Его слов из дневных чтений Священного Писания, и стремления исполнить Его волю о нас. Мы всеми силами стремимся исполнять Его заповеди о любви и посещать службы в Его Святой Церкви.

Мы возделываем сад – самих себя – через любящее внимание к его почве – нашему сердцу. Внутренние пространства нашей человеческой личности особенно широки; каждый из нас знает очень мало о своем внутреннем мире. «Внутри сердца – непостижимые глубины» – подтверждает преподобный Макарий Великий. – «Само сердце – малый сосуд, но там есть львы, там есть ядоносные звери, там есть змеи, пути непрямые и стропотные, там пропасти, но там также и Бог, там Ангелы, там жизнь и Царство, там сокровища благодати».

Богословие дает нам инструмент для достижения личного внутреннего мира, который мы затем можем привнести в нашу семью. «Мир сердечный – одновременно и цель духовной брани и самое сильное средство для достижения победы в ней. Поэтому когда страстное смятение прокрадется в сердце, не бросайся на страсть, чтоб побороть ее, а сойди поскорее в сердце и напрягись умирить его. Как только умирится сердце, и борьбе конец» – пишет преподобный Никодим Святогорец в «Невидимой брани». Мы входим в наше сердце и остаемся там, пока оно не успокоится. Просто, но тяжко сделать так.

Аскетизм в семье

Наш Бог – Бог удивляющий. В семейной жизни мы ожидаем неожиданного. Так, наш аскетизм – самоотречение – есть, в основном, контроль над мыслями и ожида ниями. Мы возделываем наш внутренний мир и дарим его другим.

В семье мы учимся перерастать свои греховные привычки, привитые нам родителями. Мы созданы по образу Божию, не по образу родителей. Становиться новой личностью во Христе – это высшая степень аскетизма, поскольку мы имеем склонность скатываться в привычки, приобретенные в детстве, включающие в себя и греховые привычки членов нашей семьи. В саду нашей семьи мы учимся на ошибках. Члены нашей семьи часто помогают нам осознать наши проступки и ошибки.

 Аскетизм в семье значит смотреть сквозь очевидное и быть способным чувствовать Божью руку в семейной жизни, воспринимать Божьи чудеса, случающиеся с нами и с нашими родными. Святость состоит в том, чтобы делать простое необычным, воспринимать семейную повседневность как Богом данную гармонию, прославляющую Бога и данную нам для нашего спасения.

Аскетизм в семье опирается на молитву. Предположим, что мы согласны с утверждением, что семейная жизнь трудна. Что же мы делаем? Господь Иисус Христос дает нам ответ в Евангелии от Луки: «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18:1). Забота о членах семьи

Мы возделываем сад нашей семьи всеми возможными способами, какие можно только найти. Любовь есть единственное разумное действие в семье. Мы прощаем каждого члена семьи, прощаем полностью, без исключений. Мы знаем, что каждый член семьи – это я сам, и Христос с нами.

Многие из нас живут в совсем не идеальных, не образцовых семьях. По самым разным причинам, многие из нас, наверное большинство, живут в разбитых, разделенных или проблемных семьях. Такова жизнь сегодня. Но евангельский призыв к семейной жизни одинаков ко всем семьям. Мы никогда не соглашаемся с насилием, но помимо всего этого, мы призваны любить членов нашей Богом данной семьи и в разводе, и во всех проблемных ситуациях.

Меньшее, что мы можем сделать – это ежедневно молиться о всех членах нашей семьи. И, кроме того, мы стараемся делать все что возможно для нашей семьи любовью и служением.

Мы возделываем сад нашей семьи через разрушающее наше эго внимание к каждой высказанной и не высказанной нужде членов семьи. Мы умываем им ноги, в переносном смысле, в тысяче возможностей, которые дает нам жизнь, и тем самым умываем ноги Христу, невидимо принимающему все, что мы делаем по отношению к своим ближним.

По правде говоря, или мы будем любить членов нашей семьи, или мы умрем. Это утверждение одновременно простое, и очень трудное.

Когда мы сознательно возделываем сад нашей семьи, неизбежно каждый член семьи становится для нас тем, кому мы можем сделать маленькое дело любви. Прямо сейчас нужно двигаться в этом направлении.

Мы возделываем сад нашей души уделяя внимание даже самым неприятным, на наш взгляд, членам нашей семьи. Это может быть случайный визит, особый знак приятия, осмысленная улыбка.

Могу ли я что-то изменить

Жизнь подобна мишени, с жирной черной точкой в середине. Наши отношения с Христом, с самим собой и с нашей семьей – это та самая «десятка». Маленькие жесты любви к членам нашей семьи могут быть как доказательством того, что наша стрела попала в «десятку», так и того, что она ушла «в молоко».

И только живя в семье так, как делал Господь, мы будем всегда попадать в цель. В конечном итоге, это значит жить с новой семьей, новым Израилем – Церковью. Только живя в моей Богом данной семье, я знаю, что я могу серьезно изменить жизнь этих нескольких человек, которых Бог доверил мне.

Да помилует Господь нас и наши семьи!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.