Святые отцы о радости

Автор: Дмитрий Голамбовский, студент пропедевтического курса МинДС

Каждый человек любит испытывать радость. Радуемся мы, когда нам дарят подарки, или же улыбаемся, видя восторг людей, принимающих подарки от нас, радуемся от встречи со старыми хорошими друзьями или утешительно вздыхаем, узнавая о благополучии родных. Радость всегда сопутствует нам в повседневной жизни: просмотр любимых фильмов, посещение праздничных ярмарок, общение с любимым человеком и, вероятно, получение заработной платы.

А испытывает ли кто-нибудь радость от выслушивания оскорблений? Или же от несчастных случаев? Способен ли кто-нибудь порадоваться успеху абсолютно незнакомого человека или же еще больше, нашего врага? В конце концов, какая может быть радость при воспоминании о смерти?

Для нас, людей поглощенных житейскими заботами, может показаться безумием слышать такие слова. Ну, если не безумием, то все же глубоко внутри тихий голосочек скажет возмущенным тоном: «Это еще что такое?!» А это, дорогие братья и сестры, радость святых отцов. Вот как говорят о ней Святители:

Истинная радость должна состоять в том, чтобы пребывать в одном Христе Иисусе для истинной жизни.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Радование о совершившемся по заповеди Господней во славу Божию есть радость о Господе. Потому, когда исполняем заповеди Господни или терпим что-либо за имя Господне, тогда должны мы радоваться и сорадоваться друг другу.

Кого не возмущает ни один порок, сопровождает же всякая добродетель и все, что есть прекрасного, тот справедливо может веселиться непоколебимым веселием, потому что веселие – спутник добродетели и благости.

Святитель Василий Великий

Подобно тому, как бесконечен Бог, так и радость, которая исходит от Бога, бесконечна. Она всегда течет, всегда цветет и никогда не иссякает. Нечестивые же лишены такой радости.

Мы (христиане) не падаем духом, испытывая скорби и бедствия, но, как бы более и более преуспевая в чести и славе, особенно хвалимся среди приключившихся бедствий.

Радуйся успехам брата, и Бог прославится и через тебя, и все скажут: благословен Бог, имеющий таковых рабов, свободных от всякой зависти, взаимно радующихся счастью друг друга.

Тщательно подвизающиеся в добродетели, переселяясь от здешней жизни, поистине, как бы отпускаются на свободу от страданий и уз.

Если желаешь радости, не ищи ни денег, ни телесного здоровья, ни славы, ни власти, ни веселия, ни роскошных трапез, ни шелковых одежд, ни многоценных полей, ни блистательных домов и ничего другого тому подобного, но устремись к любомудрию по Богу и держись добродетели; тогда ничто ни из настоящего, ни из ожидаемого не сможет опечалить тебя.

Радость… духовную и разумную производит не что иное, как сознание добрых дел, — посему, кто имеет добрую совесть и такие же дела, тот может постоянно праздновать.

Святитель Иоанн Златоуст

Для того чтобы возвратить нам себе радость жизни, надобно умертвить в себе греховного и прошлого человека.

Святитель Феофан Затворник

С радостью взираю на Господа, даже когда Он посылает мне скорби: радуюсь, что печалями Он делает меня легче, как золото, которое было смешано с прахом и потом очищено.

Святитель Григорий Богослов

Преподобные отцы, в своих размышлениях о радости приходят к таким выводам:

Бывает иногда, что неумеренная радость больше печалит и вредит душе, потому что радость делает душу неблагоразумной, приводит ее в забвение всего естества, а печаль смиряет самомнение, низлагает надменность, напоминает о нашем естестве и побуждает к добродетели. Потому надлежит быть выше и радости, и печали, и нашествие и той и другой переносить умеренно и разумно.

Людей переменчивых и нетвердых и радость, и печаль выводят из надлежащего состояния, одна окрыляя и возбуждая к буйству, а другая унижая и делая робкими. Людей же твердых, непоколебимых, стоящих на прочном основании благоразумия, ни радость, ни печаль не выводят из должного состояния; потому что усмиряют скакания одной как бы уздою какою, сдерживая помыслом, и оказываются победителями другой, ограничивая ее неумеренность.

Преподобный Исидор Пелусиот

Почему радость на небесах бывает больше о грешниках, приносящих покаяние, чем о праведниках, которые не согрешили? Потому, что радость обыкновенно бывает после печали. Итак, поскольку печаль бывает у тех, которые согрешили, то пусть будет и радость им, когда они раскаются.

Радуйся в скорбях, потому что венцы сплетаются из различных цветов; и праведники многими скорбями входят в радость Господа.

Преподобный Ефрем Сирин

С самого начала, когда младенец начнет познавать отца своего, он весь бывает исполнен радости и печали; радости, потому что опять зрит вожделенного; а печали, потому что столь долгое время лишен был видения любезнейшей ему красоты. Матерь также иногда скрывает себя от младенца и, видя, с какою скорбию он ищет ее, веселится; и таким образом учит его всегда прилепляться к ней и сильнее воспламеняет любовь его к себе. «Имеяй уши слышати да слышит» (Мф. 13: 9), глаголет Господь.

Преподобный Иоанн Лествичник

Особенно стоит обратить внимание на святоотеческую радость о смерти:

Праведные и святые радуются в час смерти и разлучения, имея перед очами своими великий труд своего подвижничества – бдения, молитвы, посты и слезы.

Душа праведного при смерти ликует, потому что после разлучения с телом желает войти в покой. Если был тружеником, то не скорби о приближении этого доброго переселения, потому что не печалится возвращающийся домой с богатством.

Смерть, которая страшна всякому и ужасает смертных, богобоязненному представляется пиршеством.

Смерть боится приближаться к боящемуся Бога и только тогда приходит к нему, когда ей повелено разлучить душу с телом.

Смерть праведных — конец борьбы со страстями плоти; после смерти борцы прославляются и приемлют победные венцы.

Смерть – святым блаженство, праведным – радость, а грешникам – скорбь, нечестивым – отчаяние.

По Твоему, Господи, повелению душа разлучается с телом, чтобы ей вознестись в ту житницу жизни, где все святые ожидают Великого Дня Твоего, надеясь в тот день облечься славою и воздать Тебе благодарение.

Преподобный Ефрем Сирин

Тщательно подвизающиеся в добродетели, переселяясь от здешней жизни, поистине, как бы отпускаются на свободу от страданий и уз.

Святитель Иоанн Златоуст

Ангел Хранитель должен поставить душу праведника перед Богом.

Блаженный Августин

Поскольку христиане после Креста и Воскресения Христова удостоверены в том, что, умирая (во Христе), переходят от смерти в Жизнь и в радость сопребывания со Христом, они желают смерти. Ибо если Дух Христов есть жизнь души, то какая польза получившим Его жить в этом мире и тем самым быть устраненными от той радости, которая подается сопребыванием со Христом.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Этот ручеек радости, берущий свое начало в Боге, можно найти в каждом человеке. У кого-то он скрыт в глубоком карьере накопившихся эмоций, у кого-то он лежит на поверхности, питая всех встречающихся на пути. Благодаря святоотеческому опыту мы можем постоянно совершенствовать и расширять свое умение радоваться и радовать других. Благодаря общению с Богом, мы можем находить все больше и больше поводов для радости. Дай Бог, чтобы этот источник радости никогда не заканчивался, а только протекал вперед, растворяясь в океане Божественной любви.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.