Аскетика в семье

Автор: Перевод Самуйловой Ирины, Заочное отделение МинДС , 2 курс Продолжение читайте в следующем номере.

Аскетика и семья кажутся несовместимыми вещами, но игумен Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон о.Ефрем (Куцу) в храме святого Пантелеимона Кипрской Православной Церкви в беседе с прихожанами показывает насколько легко это сочетается.

Огромную радость мне доставляет находиться рядом с Вами, дорогие братья и сестры, в этом храме святого Пантелеимона, где при попечении Отдела духовного просвещения Архиепископии Кипрской Православной Церкви мы собрались и по уставу совершили Вечерню.

После Вечерни хочется сказать несколько слов, слов спасительных, так как слово, по мнению святых отцов, играет огромную роль в деле спасения людей. А отец, говорящий поучения – мудрец.

Тема, которую я хотел бы раскрыть сегодня – аскетическая жизнь в семье. Выбрал я именно её, поскольку, к сожалению, преобладает убеждение, что аскетический образ жизни относится только к монашествующим.

Святой Василий по этому поводу в своих творениях указывает на то, что не существует отдельного Евангелия для мирян и отдельного Евангелия для монахов. Монашество или Таинство Брака всего лишь два различных образа жизни как мужчин, так и женщин. Всё остальное абсолютно одинаково касается всех. Всё, что говорится в Евангелии о воздержании, посте, молитве и обо всех сторонах духовной жизни, говорится для всех и относится равно ко всем.

Сейчас человека, регулярно посещающего храм, воцерковлённого называют фанатиком. Так и говорят – это фанатик! Какое заблуждение! Необходимо нам усвоить, братья и сестры, что сердцевина духовной жизни начинается и продолжается именно в церкви, на Божественной Литургии. Поэтому нужно научиться быть людьми литургическими, помнить, что именно на Литургии Божественная благодать сходит на нас даром. И если Господь сказал, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», то какую же пользу мы получаем, когда не только во множестве собираемся вместе для молитвы, но и причащаемся Святых Таин! От нас только требуется сделать посещение Божественной Литургии регулярным. К сожалению, часто приходится слышать, как многие люди говорят: «Пойдем к концу службы, детей не будем брать». Такого не должно быть. Дети обязательно должны присутствовать и причащаться на каждой Божественной Литургии. Мы очень вредим своим детям, когда не приводим их на службу и лишаем причастия Святых Тела и Крови Христовых.

Вы, должно быть, знаете, что многие дети с возрастом могут сбиться с пути, как мы говорим, «сойти с рельсов» духовной жизни. Однако, если в нежном детском возрасте родители своим влиянием мягко возделывали почву детского сердца, причащая его Святых Христовых Таин, будьте уверены, никакие невзгоды не смогут погубить посеянного ими живого ростка святости.

И мы на Святой Горе часто встречаем молодых людей, студентов, вы пускников, уже взрослых, которые приходят впервые на исповедь и говорят мне: «Геронда, у нас очень набожная мама и отец – святой человек, мы помним, как нас водили на службу и мы причащались Святых Таин, как мы вместе молились. Потом мы это забыли, а теперь вспомнили, когда душа наша пострадала».

Поэтому знайте, братья и сестры, что душа, с детства наполненная благодатью Святого Духа, уже во веки ни в чем другом в этом мире не найдет успокоения и отдыха. И не только не найдет успокоения, но будет страдать и чувствовать, что о чем-то или о Ком-то скучает, чего-то ей все время не хватает. И будет так страдать, пока не возвратится к жизни в Церкви.

По этой причине многие люди приходят на Святую Гору в поисках слов спасения, исповедуются за многие годы своей жизни, так как что-то их жжет. А обжигает их благодать Святого Духа, которую они забыли. Но душа – сущность духовная. По этому поводу я беседовал позавчера с врачом, хирургом, и спрашивал его: «Видел ли ты когда-нибудь душу в сердце или ум в голове?» Он мне ответил: «Отче, это духовные вещи». Хорошо мне ответил, правда?

Так вот, братья и сестры, Вы должны понимать, что человек успокоится, утешится только в Боге, только в общении с Богом в Духе Святом. Преподобный Силуан Афонский особенно подчеркивает это в своих творениях. Если нет у человека церковного общения с Богом в Духе Святом, такого человека невозможно ничем наполнить, ему невозможно утешиться, невозможно успокоиться, и он будет всё и всех обвинять, даже свою одежду.

И я еще раз прошу вас, бывайте на Божественной Литургии каждое воскресение и всегда, когда имеете время. Кстати, много раз слышал от кого-нибудь: сходил в воскресенье в церковь, следующий раз пойду только недели через две. Какое заблуждение… Каждый день в церкви празднуется память или ангелов, или святых, мы имеем возможность получать их сугубую помощь каждый день, каждый день приобщаться благодати и даров Духа Святого.

Отец Паисий говорил, что дети, будучи чистыми, видят сверхъестественные вещи на Божественной Литургии. Я встречал одного мальчика, который сейчас, вероятно, уже студент, когда он приезжал на Святую Гору, рассказывал: «Геронда, на престольном празднике в храме святого Антония в Никосии (столица Кипра) я был на Божественной Литургии и видел святого Антония в епископском кресле». И несмотря на то, что хорошо помнил об этом явлении в детстве, с возрастом забыл и много причинил себе страданий, отойдя от Церкви. Позже он все-таки вернулся и стал жить жизнью Церкви.

Так что, по словам отца Паисия, младенцы и дети, когда улыбаются в храме Божием, по своей чистоте видят то, что мы видеть уже не в состоянии.

И мне не нравится, когда некоторые священнослужители или церковнослужители просят матерей не приносить маленьких детей в церковь. Лучше установить какое-то верное правило или отвести специальное место для матерей с маленькими детьми, чтобы и они могли освящаться. Потому что на Божественной Литургии, дорогие братья и сестры, люди именно освящаются, и не следует этот дар ни у кого отнимать, а нужно следить, чтобы и нам самим не потерять этого молитвенного причастия жизни Небесного Сиона.

Тот, кто умеет молиться в храме, кто молится внимательно, тот совершает жертву молитвы. А на Божественной Литургии Сам Господь сугубо помогает и научает нас молитве. На Святой Горе многие монахи говорят мне: «Геронда, постоянно совершаю молитву, но как только начинается Божественная Литургия, молитва сама бежит гораздо быстрее». И святые отцы пишут, что на Литургии дается благодать, дар молитвы, и Иисусова молитва совершается особенно легко.

Хочется вспомнить старца Софрония (Сахарова), который как-то сказал мне при встрече, что сейчас люди, по причине своей слабой природы не могут подвизаться так же строго, как древние подвижники и аскеты, но вся наша скудость целиком восполняется на Божественной Литургии, если мы внимательно в ней участвуем. И Вы, дорогие братья и сестры, если научитесь молиться в храме, сможете потом молиться и вне стен его, и тем самым научитесь следовать заповеди апостола Павла – «Непрестанно молитесь».

Сегодня этого в мире очень не хватает. Я много путешествую, много вижу людей благочестивых, благоговейных, жаждущих спасения, но совсем не умеющих молиться.

Я помню, как старец Ефрем Катунакский, встретив одного судью, спросил его: «Ты молишься, дитя моё?» Судья ответил, что у него нет времени молиться. На что старец сказал: «Ты ошибаешься. Каждое утро, как только встаёшь с кровати и делаешь шаг, так говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». И до тех пор пока не снимешь перед сном обувь, говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

И тот выполнял это послушание, а через год приехал на Катунаки к старцу Ефрему и сказал: «Геронда, со мной произошёл странный случай – я стал молиться, как ты мне сказал, при любом деле, одеваясь, умываясь, расчесываясь, и через несколько дней внутри меня словно зажёгся свет. Я теперь могу часами заниматься этой молитвой и чувствую, как моё сердце горит от любви к Богу».

Видите, что Иисусова молитва, как и любая другая, когда мы в ней усердны, низводит на нас благодать Божию, Божественную энергию. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник, «имя Иисусово поражает врагов». А вот из-за своих страстей мы становимся проводниками демонической энергии. И когда человек дает свободу какой-то страсти в себе, он, таким образом, дает свободу демонической энергии. Молитва же эту демоническую энергию изгоняет, разносит в пух и прах. Это хорошо знает диавол, поэтому, как только видит кого-то подвизающимся, борющимся со страстями, начинает ему со всех сторон разными способами досаждать, даже может сам избить.

Так, на Святой Горе, когда некоторые монахи усиливают свою духовную борьбу, бывает, сталкиваются с тем, что диавол их и избить может. Часто пытается своим видом их напугать.

Но знайте, что Господь велит нам не бояться диавола, потому что у того нет власти над душой. И чтобы не было у нас страха перед ним, так как это наш злейший враг, мы должны постараться освободиться от демонической энергии. Освободиться же мы можем с помощью молитвы и поста, как и Христос нам сказал: «Сей род изгоняется только молитвой и постом».

Кстати, что касается поста. Сколько раз видел на Святой Горе паломников, которые по средам едят сырные пироги. Я им ничего не говорю. Но как много теряют паломники, которые приезжают на Афон помолиться, а пост по средам и пятницам не соблюдают! Ведь когда женщина соблюдает диету, как скрупулезно она ее соблюдает, как тщательно и внимательно следит за ее выполнением! И если она так старается, чтобы похудеть и улучшить фигуру, как же тогда должны мы, христиане, усердно стараться, чтобы соблюдая пост по средам и пятницам, улучшить свою душу!

Я исповедую одну семью, в которой ребенок с пяти лет соблюдает все посты Православной Церкви! И если бы Вы сейчас его увидели, сейчас ему 9 лет, Вы бы сказали, это ангел. А ведь есть верующие, которые запрещают ребенку поститься, говоря, что он ослабеет, заболеет… Чем заболеет? Бог даже самому слабому и хрупкому дает в изобилии крепость духовную и Свои небесные дары, если тот по силам постится, молится и славословит Его имя.

Мы очень печалимся, когда приезжают в Великий пост на Святую Гору паломники, которые на вопрос: «Поститесь?», отвечают: «Мы постимся только первую и последнюю неделю». 50 дней христианин обязан поститься перед Пасхой! Пост – это неотъемлемая часть аскетической жизни. И не только пост, но и исповедь.

Исповедоваться нужно регулярно, и исповедоваться обязаны все члены семьи. С пяти лет следует уже водить ребенка к духовнику. С пяти лет дитя уже начинает все понимать и способно определить, где согрешает, а где нет. А как больно слышать, когда некоторые говорят: «Мы не ходим на исповедь, у нас есть свой психолог!» Видите, что это? Антропоцентризм.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.