Говорить с детьми о Боге

Автор: Альберт Росси, доктор философии, преподаватель Свято-Владимирской духовной семинарии в Крествуде Американской Православной Церкви. www.oca.org Перевод с английского – протодиакон Павел Бубнов

В рубрике о семье хотим познакомить вас со статьей преподавателя православной семинарии в Америке, посвященной детям.

Как говорить с детьми о Боге

В прошлом году, в 5 часов утра на Пасху, наша семилетняя Лиза произнесла с волнением: «Сегодня я впервые увидела восход солнца. И, только подумайте, это случилось на Пасху!». Хотя она и не осознала до конца смысл своих слов, но тем не менее, этими словами она выразила глубокое значение Пасхи для Православия. Все наши разговоры о Боге с детьми, как и многое другое в нашей жизни, имеет своим основанием Пасхальную Литургию. Все начинается и заканчивается Пасхой.

Иисус сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14). Разговаривать с детьми о Боге – это задача, которая должна нас вдохновлять.

В попытках понять, как это делать, София Куломзина (известный православный педагог и писатель (1903-2000) – прим. перев.) говорит, что наша задача – «помочь детям знать Бога, а не знать о Боге». Мы делаем это всем своим поведением даже больше чем словами. Мы говорим детям о Боге ласковым взглядом, мягким голосом, нежным прикосновением. Дети слушают не ушами, а сердцами.

Во-первых, дети

Мы позволяем детям приходить к Богу в той степени, в какой мы сами стали Божьими детьми и слушаем голос Божий в наших сердцах. Легко сказать. Святой пророк Илия преподал нам прекрасный урок о Божием голосе. Для Илии, Божий голос открылся не в сильном ветре, ни в землетрясении, ни в огне. Божий голос не открывается в этих чрезвычайных событиях. Напротив, Илия услышал Божий голос «в веянии тихого ветра» (3 Цар. 19:12). Малость и мягкость детей помогает нам понять видение Илии. Детский голос, конечно, тоже тихий и маленький, и мы знаем, что голос ребенка может включать в себя голос Божий, говорящий с нами.

Бог живет с нами и говорит с нами, но особенно ясно через чистые души наших детей. Наши дети берут от нас самое лучшее.

Один священник святой жизни сказал: «Иногда я думаю, что мое спасение – это мои дети». Ошеломленный, я понял, что это утверждение полностью подтверждает мое давнее внутреннее видение. Вероятно, оно выглядит богословски некорректным. Но многих из нас оно берет за живое. Наверное, наши дети помещены в нашу жизнь для того, чтобы мы серьезнее относились к Богу и жизни.

«Стать ребенком» – еще более сложное понятие. Евангелие преподносит нам кажущийся парадокс. Христос говорит: «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18:2). У нас также есть слова святого апостола Павла: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор. 13:11).

Мне кажется, что цель этого кажущегося парадокса в том, чтобы помочь нам проверить наше взрослое поведение с большим вниманием и рассуждением. Христос велит нам быть простыми, беззащитными и доверчивыми, как дети. Апостол Павел говорит нам о необходимости перерасти самооправдание, самолюбование и нездоровую самозащиту, являющиеся признаком «детскости». Мы растем до взрослости, сохраняя совершенную красоту ребенка внутри нас. Один богослов отметил, что мы всегда должны различать между уподоблением божественной красоте ребенка и греховной детскостью. Священное Писание велит нам оставить в себе часть ребенка, чтобы быть «чадом Божиим».

Прекрасные возможности

Часть задачи для взрослых – создать возможности для настоящего разговора с детьми о Боге. Иногда в семье мы смущаемся серьезно говорить об участии Бога в нашей жизни. Это особенно касается старших детей.

Однажды я услышал историю, которая может пояснить эту идею. Один отец молился в беспокойстве о своей жене, «перехаживающей» беременность. Вся семья была поглощена мыслями об этом. Отец начинал день с вопроса: не это ли день, который сотворил Господь? Каждый понимал, что он имеет в виду. Затем супруга рассказала о своем состоянии и дала прогноз по дате родов.

Интересно, что даже когда кто-нибудь спрашивал детей, не родился ли уже малыш, они отвечали: «Нет, день, который сотворил Господь, еще не наступил». Это было удивительно, радостно, и, по правде говоря, это было явление освященной жизни. И это явно было дело рук Божиих в этой семье.

Другая восхитительная история связана с семейным садом. Одна семья сделала свой сад поводом к разговору о Боге. Когда пришла пора весеннего сева, эта семья обсуждала какие символы и знаки поместить в саду. Шестилетняя Анна предложила посадить овощи в виде надписи: «Бог наблюдает за нами». Затем, наблюдая за ростом посадок, они встречались взглядом с этой надписью и разговаривали о роли Бога в природе. Для них было существенно, что это их собственные морковка, салат, помидоры и кукуруза. Они сделали знак, который стал напоминанием о Боге в их жизни.

Таинство отхода ко сну

Одна из регулярных возможностей приводить детей к Богу – это время перед сном. Часто рассказы и молитвы перед сном бывают расслабляющими, успокаивающими для детей. Если все в порядке, время перед сном может быть моментом, когда безусловная любовь родителей к детям особенно ощутима. Дети обычно уставшие и менее возбужденные. Конечно, бывают и ночи хаоса. Но, к счастью, большинство ночей – спокойные.

Отход ко сну получается спокойным только в рамках выработанного ритуала. Это настоящее таинство отхода ко сну, и оно отнюдь не непохоже на другие таинства. Дети ложатся спать после замысловатой церемонии. Она обычно включает водные процедуры, одевание пижам, чистку зубов, объятия и лобызания со всеми членами семьи, чтение сказки, молитву, укладывание в постель, и, для самых маленьких, дополнительный плед и мишку для большей безопасности. Это таинство отхода ко сну. Это время ласки и любви. Это редкое и драгоценное время. Это время для того, чтобы быть рядом друг с другом и с Богом.

Есть множество способов как говорить с детьми о Боге перед сном. Как было уже сказано, мы можем это делать уже тем, как мы укладываем их спать. Мы делаем это своим долготерпением в конце своего тяжелого дня. Мы делаем это нежным поцелуем и фразой «я люблю тебя» прежде чем уйти из детской. Но мы можем делать это и с помощью сказок.

Дети любят сказки, сказки, сказки. В нашей семье есть один тип сказок, которые всегда востребованы. Это истории «Папа, (или мама), расскажи мне, как ты был маленьким». Это продолжается так долго, что мне уже нечего рассказывать (или мне так кажется). Лиза предпочитает слушать старые сказки, чем не слушать вообще. Я случайно услышал, как она рассказывала эти сказки своим маленьким подружкам, когда они играли в комнате. С возрастом, мне все больше нравится этот тип сказок. Они повествуют о наследии, о происхождении, о корнях. Эти истории неизбежно говорят о предках, о добродетелях, о юморе, о Церкви. Все это – память о Божьем участии в чьей-то жизни, и при случае это можно так и преподнести. Предки могут оказать неоценимую помощь в укреплении веры ребенка с помощью историй вроде «Когда бабушка была маленькой девочкой».

Максимальные усилия

Детство быстро проходит. Кто-то сказал однажды: «Детство – как снежинка на варежке», поразительно красива и быстро исчезает. Взрослые часто говорят: «Когда она успела, я не могу поверить, что она уже такая большая».

Наша главная забота в это время – привести детей к Богу. Мы делаем это, приводя их на богослужение в храм, и приводя их к Богу в повседневной жизни. По словам святителя Иоанна Златоуста, «для нас все должно быть второстепенным по сравнению с нашей заботой о детях в наставлении и научении Господнем».

Как взрослые мы обязаны отвечать на высказанные и невысказанные вопросы детей. Нужно особое внимание и силы, чтобы быть особенно чуткими к этим вопросам. Суета и запросы повседневной жизни могут притуплять наше понимание духовных нужд наших детей, подталкивая нас к тому, чтобы полностью избегать этой темы вообще.

Один из наиболее популярных героев современности, Чарли Браун, сказал: «Нет проблемы настолько большой, чтобы от нее нельзя было сбежать». Те из нас, кто поддерживает контакт с детьми, знают, что разговоры о Боге – одна из таких больших проблем. Мы не хотим ее избегать, ни упрощать, ни превращать ее в обыденность. Как и во всем остальном, мы можем это делать только потому, что в нас – Святой Дух, который «свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:16)

Мы помогаем детским сердцам стать тем, чем они уже являются – Божиими живыми жертвенниками. Бог желает «вселиться обильно» в сердца наших детей. Они же, со своей стороны, хотят «жить обильно» в Нем. Наша роль – помочь Духу в нас возрастить эту «обильную жизнь» через наши усилия.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.