Катакомбы — окно в мир веры

Автор: иерей Евгений Солонков, кандидат богословия.

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в Недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).

Современные ученые установили, что около 90% информации человек получает через зрение. Поэтому не случайно Православная Церковь широко использует эту важную функцию человеческого организма для помощи верующим в духовной жизни и научения основам веры. Церковные символы и образы в храме помогают человеку сосредоточиться на молитве, сближают Церковь земную и небесную, являя ее единство.

Однако людей часто интересуют вопросы: «Какими были христианские священные изображения в древности? Когда они появились? Как понимали первые христиане имеющиеся у них священные изображения?»

Первые века христианской истории… Как много и, одновременно, мало мы о них знаем. В это время христианству приходилось развиваться во враждебном окружении внешнего мира, испытывая иногда открытые гонения. В таких сложных условиях происходило становление христианского богословия и искусства.

Наиболее ранние памятники христианской иконографии сохранились в основном в катакомбах, которые были вырыты древними христианами для погребения мертвых, а также использовались для совершения богослужений во время гонений. Таких катакомб много в разных местах: до 60 в Риме и его окрестностях, а также в Милане, Неаполе, Мессине, Эфесе, в Испании, во Франции, в Центральной Азии, в Африке, на островах Кипр и Сицилия, в Сирии, Палестине и Египте.

В римских катакомбах избежало уничтожения и сохранилось наибольшее количество первохристианских памятников. Самыми древнейшими являются катакомбы святого Каллиста, святой Домициллы, святой Прискиллы, святого Претекстата. Обычно исследователи относят их возникновение ко второй половине II века. А первыми катакомбами, известными по письменным источникам, являются катакомбы святого Каллиста — знаменитое «кладбище пап», управление которым папа Зеферин уже около 210 года доверил диакону Каллисту, будущему папе.

Катакомбы представляют собой обширную сеть подземных коридоров. Первоначально они состояли из небольших участков, которыми владел тот или другой из христиан. Постепенно катакомбы перешли в собственность Церкви. Появление церковного владения землей на рубеже II-III веков особенно способствовало быстрому развитию подземных кладбищ. Для примера можно привести катакомбы святых Петра и Маркеллина: к концу III века здесь было уже около 11 тысяч могил и километры галерей. Общая же длина римских катакомб — 150-170 километров (около 750 тыс. погребений!).

Стены галерей катакомб покрыты в несколько рядов продолговатыми углублениями-локулами, куда вкладывались тела умерших. Отверстие закрывалось плитой, на которой писалась эпитафия. Часто вырубались и аркообразные ниши для гробов и саркофагов — аркосолии. Лучшая часть памятников раннехристианской иконографии открыта в более или менее обширных помещениях.

Во второй половине II века в катакомбах появились и первые, преимущественно символические, священные изображения. Данное наименование происходит от греческого слова «σύμβολον», которым в древности назывались таблички, служившие видимыми знаками союза или договора между двумя лицами.

Первые христиане использовали, прежде всего, библейские образы, однако были заимствованы и некоторые сюжеты из греко-римской мифологии, способные передать определенные стороны христианского учения. Но, принимая эти образы, Церковь очищала их от языческого содержания и использовала для выражения совершившегося дела спасения подобно тому, как для богословия был использован понятийный аппарат античной философии.

Самым распространенным и очень важным символом Спасителя в первоначальном христианском искусстве являлся крест-монограмма, представляющий собой буквенный символ имени Иисуса Христа. В то время, как другие христианские символы обозначали то или другое положение христианского вероучения, монограмма символически изображала главное содержание жизни и дела Искупителя и совершенное Им дело спасения человеческого рода. Вероятно, она появилась уже во времена апостольские.

«Х» — начальная буква имени Христос — считается первоначальной формой монограммы (монограмма — вязь из двух или нескольких букв, прим. ред.). Затем в III веке к данному символу, или, как его еще называют – хрисме, присоединили букву «I» в середине, а в III-IV веках появилось дальнейшее видоизменение монограммы в виде соединенных букв «Х» и «Р».

Хрисма стала излюбленным христианским символом. Она встречается многократно в римских и неаполитанских катакомбах: на стенах, надгробных камнях, саркофагах, глиняных и стеклянных сосудах, лампах, кольцах, одеждах, монетах. Она была также изображена и на знамени-лабаруме императора Константина Великого.

Одним из древнейших изображений креста является монограмма в виде буквы «Т». Она встречается в известных надписях с III века. Символическое значение этого знака объясняется уже в послании святого апостола Варнавы.

Прямое изображение креста в течение первых трех веков практически не появлялось открыто, так как крест был, по словам апостола Павла, «для иудеев соблазн, а для еллинов безумие» (1 Кор. 1:23), и смерть на кресте была позорной казнью рабов и злодеев.

Одним из самых распространенных и самых важных символических изображений Спасителя является символ рыбы. Рыба играет большую роль в евангельском повествовании. Царствие Божие уподобляется Спасителем сети, наполненной разного рода рыбами (Мф. 13:47-49), а апостолы названы Им «ловцами человеков» (Мф. 4:19; Мк. 1:17).

Однако широкое распространение этого символа в христианстве имело и другое основание, а именно: значение пяти букв, из которых состоит греческое слово рыба — Ίχθύς, в котором, при разложении на буквы, находятся начальные буквы полного имени Богочеловека: Ίησοΰς Χριστός, Θεοΰ Υιός, Σωτίρ (Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель).

Первое и основное значение символа рыбы — это Сам Христос. Некоторые древние авторы называли Его «Небесной Рыбой». Христос посреди христиан иногда изображался аллегорически в виде большой рыбы, окруженной маленькими.

Такой образ является прямым изображением слов Тертуллиана: «Мы маленькие рыбки (pisciculi), ведомые нашим ΊΧΘΥΣ (Piscis), мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде». Так символика рыбы тесно связана и с таинством Крещения.

В графических и в письменных памятниках подчеркивается также евхаристическое значение этого символа. Для изображения таинства Евхаристии в виде трапезы рядом с хлебом могла быть рыба, которая никогда не употреблялась при совершении этого таинства, а лишь указывала на значение хлеба и вина.

Распространение рыбы, как символа Спасителя, было таково, что маленьких рыбок из металла, камня, перламутра или стекла христиане носили на шее подобно тому, как мы носим нательный крест. На этих рыбках встречались слова «спаси» или «да спасешь».

Другим распространенным символическим изображением Спасителя был Его ветхозаветный прообраз — агнец. Агнец уже в ветхозаветной религии служил символом примирения человека с Богом.

Авель первый принес Богу жертву от первородных из стада, и с тех пор агнец широко использовался в ветхозаветном культе, жертвы которого имели прообразовательное значение. Агнец жертвенный и, особенно, агнец пасхальный символически изображали Христа. Еще ветхозаветные пророки представляли Искупителя под видом агнца, а Иоанн Предтеча уже прямо называл Иисуса Христа Агнцем, вземлющим грехи мира (Ин. 1:29). Люди, по словам святого апостола Петра, спасаются «кровью непорочного Агнца» (1 Пет. 1:19). Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в Апокалипсисе называет несколько раз Иисуса Христа Агнцем (Апок. 13:8; 14:10).

Из символов Христа, которые прибегают к человеческому образу, на первом месте стоит изображение Доброго Пастыря. Этот образ тесно связан с символом агнца и основан на библейских текстах. Так пророки Иезекииль (гл.34) и Давид (Пс.22) представляют Израиль как стадо овец, пастырем которого является Бог. И Христос применяет этот образ к самому Себе: «Аз есмь пастырь добрый» (Ин.10:14). Согласно с Библией о Спасителе как о Добром Пастыре говорили отцы и учители Церкви.

Некоторые изображения Доброго Пастыря относятся ко II веку, что подтверждается свидетельством Тертуллиана, который говорит об обычае своего времени украшать ими священные сосуды и домашнюю утварь.

Обычными атрибутами Доброго Пастыря служат: сосуд для молока, символизирующий Евхаристию, пастушеский посох (символ силы и власти) и овца на плечах.

Встречается изображение Иисуса Христа в виде мифического героя Орфея с лирой в руках. Как Орфей своей лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим учением при — влекал к Себе людей.

Виноградная лоза, являясь, на первый взгляд, чисто декоративным элементом, имеет глубокий смысл. Изображение лозы и ее ветвей ука — зывает нам на Христа и Его Церковь: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин.15:5) и напоминает нам слова Спасите — ля: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот при — несет много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:4-5).

Часто использовался христианами и образ голубя. Это символ Святого Духа при крещении Иисуса Христа. В других случаях изображение голубя служило символом христианской души, а иногда как как символ мира с масличной веткой в клюве.

В катакомбах часто встречаются фигуры с поднятыми в молитвенном жесте руками. Это так называемые Оранты (от латинского слова orans — «молящийся»). Они были олицетворением христианской молитвы, образами умерших, а некоторые символизировали собой Церковь. Всего в катакомбах насчитывается более полутора сотен Орант.

Как символы воскресения тела и бессмертия души использовались изображения феникса и павлина, а изображение пеликана являлось символом Христа, так как считалось, что эта птица кормит своих детей своей плотью, разрывая себе грудь.

Продолжение в следующем номера.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.