Мощи — символ Воскресения

Автор: Быковский Андрей (МинДС, Пропедевтичесикй курс)

Слово «мощи» на греческом «λεψανα», на латинском «reliquiae» дословно переводится как «реликвия», а в буквальном смысле означает «останки». Этим словом обозначают всякие останки умершего, все, что осталось от человеческого тела после его смерти.

С ранних веков христиане с большим благоговением относились к телам умерших. Последние заботы о покойном считались столь святым делом, что христиане стремились заботиться даже о телах умерших от заразных болезней.

Но особое значение христиане придавали останкам святых людей, которые называются мощами. Русское слово «мощи» происходит от слова «мощь», «сила». Этот корень есть во многих индоевропейских языках: немецкое «macht»- «сила», власть»; греческое «μαγος»- «маг», дословно «могущественный».

Большое значение мощи святых имеют в литургической жизни православных христиан.

В наши дни ни одна Божественная Литургия не может совершаться без «антиминса» — освященного епископом плата, в который вшита частичка мощей святого. Эта практика восходит к раннехристианской традиции, когда Литургии совершались в катакомбах на гробах христианских мучеников. Позже частицы святых мощей полагались под престолом в особо устроенном ящике. Существует мнение, будто святые мощи должны представлять собой совершенно целые неповрежденные тела, и что само нетление тел служит основанием для святости. Подобные утверждения можно встретить с древних времен, но они не являются правильными.

В Ветхом Завете под мощами понимались исключительно кости, но не тела. Так, Иосиф Прекрасный завещал перенести его кости из Египта в Палестину: «Посещением посетил вас Бог: и вознесите кости моя» (Быт. 50:24-25). В Четвертой книге Царств описывается случай воскрешения мертвеца, брошенного на кости святого пророка Елисея (4 Цар. 13:21). Такого же мнения придерживается новозаветная церковь. Под словом «мощи» понимаются преимущественно кости святых. Имеется множество свидетельств, что в эпоху царствования Константина Великого мощи святых были хранимы и переносимы в небольших ящиках. О мощах сорока мучеников и Симеона Столпника греческие историки Созомен и Евагрий говорят как о костях. В похвале святому мученику Юлиану Иоанн Златоуст говорит: «…теперь, спустя столь долгое время, когда мученик стал прахом и пеплом, бесы не смеют взглянуть на памятник и обнаженные кости святого…»

Однако воззрение на святые мощи как на кости святых, не отрицает и наличия святых мощей как целых тел или их частей. Василий Великий в беседе на память мученицы Иулиты говорит о ней, что «честное тело ея сохранилось неповрежденным». Пресвитер Павлин в 411 г. был очевидцем обретения останков мученика Назария: «Мы видели во гробе мученика, о времени кончины коего до сего времени ничего не знаем; кровь его столь свежа, как будто она вытекла в сей день. Глава его была цела и не повреждена с волосами и брадою так, будто он теперь омыт и положен». В гробницах Дальних и Ближних пещер Киево-Печерской лавры находятся нетленные мощи 120 святых. При обретении мощей преподобного Сергия Радонежского было обнаружено, что сохранилось не только тело, но и к одежде его не прикоснулось тление.

Но нетленные тела сами по себе не имеют достоинства святыни. Встречались и встречаются тела некоторых усопших, сохранившихся в нетленном виде, но эти тела не признаются святыми мощами. Так, например, тело Галического князя Дмитрия Юрьевича, скончавшегося в Галиче в 1441 г., привезено было в Москву на 23 день и найдено, вопреки ожиданиям, совершенно невредимым. В других регионах и культурах мы тоже можем видеть примеры нетленных, вследствие «естественной мумификации», тел.

Отдельно стоит упомянуть о традиции отношения к останкам умерших братий на Святой Горе Афон. Здесь хоронят без гроба, тело зашивают в рясу и предают земле в день смерти монаха. Три года усопший поминается на проскомидии ежедневно. По прошествии трех лет, а в иных монастырях — пяти лет, могилу раскапывают и вынимают череп и кости. Если же тело усопшего истлело полностью, кости чисты и имеют желтоватый цвет, считается, что это признак особой духовности и праведности почившего.

После извлечения останков череп и кости обмывают в воде с вином и насухо вытирают. Затем они переносятся в костницу. В костнице установлены длинные деревянные полки, где в иерархическом порядке стоят черепа с надписью имени, даты рождения и смерти, а иногда только с указанием года смерти.

Бывает и так, что труп полностью не разлагается. «Тело не принято землей». Считается, что усопший вел не вполне праведную жизнь и основная причина – греховность, и посмертная участь такого монаха печальна. В таком случае могилу зарывают снова и усугубляют молитву за брата.

Двери костниц всегда открыты, и здесь часто можно встретить молодых и старых монахов, приходящих сюда помолиться о своих усопших братиях. На видном месте во многих костницах можно встретить проникновенные строки: «Мы были такими, как вы. Вы будите такими, как мы».

В христианском понимании тела являются храмами Духа Святого. В святых Благодать Божия проникает во все их тело. Тело одухотворяется и становится способным принимать и сохранять в себе отпечатки и следы внутренних благодатных движений. Благодатная сила Христова нетленна и всемогуща, вселяясь в человека, сообщает телу нетление и через него чудодействует.

Очень интересной представляется мысль святителя Филарета (Дроздова), который смотрит на святые мощи как на дивную награду за благочестие, но эта награда даруется святым не столько лично, сколько для других, а именно для возбуждения к благочестию, для укрепления в подвигах против греха, для научения, что мы должны хранить не только чистоту души, но и тела, уготовляя его в живой храм Святого Духа.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.