Нечистота в библии

Автор: Голамбовский Дмитрий (МинДС, Пропедевтический курс)

«Так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их, чтоб они не умерли в нечистоте своей, оскверняя жилище Мое, которое среди них» (Лев 15:31)

В этом и множестве других мест Священного Писания мы встречаем понятие чистоты – состояния, требуемого для приближения ко всему священному. Если же человек находился в состоянии обратном чистоте, то ему запрещалось присутствовать на богослужении, совершать жертвоприношения. Так же под осквернение попадало все, к чему человек прикасается. Чистоту можно было потерять при физическом контакте, независимо от внутренней моральной ответственности. Этот факт делает понятие трудным для осмысления. Для более подробного представления окунемся в историю:

Предписания соблюдения чистоты очень подробно даны Господом Моисею и Аарону и описаны в книге Левит в 11-16 главах. Здесь дается перечисление чистых и нечистых животных, указания к больным проказой, гнойными истечениями, патологическими и регулярными кровотечениям, излияниями семени, описыватся период восстановления после рождения ребенка.

Чистота соблюдалась людьми в абсолютном доверии Богу и обеспечивала благополучную повседневную жизнь общины. Одной из ее целей было ограждение избранного народа от язычества. Это частично объясняет деление животных на чистых и нечистых. Использовавшиеся в языческих обрядах животные не могли употребляться в пищу избранным народом. Кроме того нечистыми животными считались те, которые выглядели для человека отвратительными. Они не могли быть угодны Богу, т.к. человек не может приносить в жертву Богу то, что не ценит сам. Вся завоеванная на языческих землях добыча уничтожалась, а на тех территориях даже запрещалось собирать урожай в течение 3-х лет.

Помимо защиты от язычества закон предусматривал банальное соблюдение гигиены (удаление от всего нечистого, больного или разложившегося). Нечистота была олицетворением греха и смерти – противоположность дарующему жизнь Богу. Все, что связанно с рождением новой жизни (рождение ребенка, менструация, истечение семени) считалось уменьшением жизненной силы, которую человек должен восстановить путем исполнения обрядов, тем самым приближаясь к Богу. Половая жизнь рассматривалась как священное таинство, источник благословения, и поэтому неполноценное его совершение считалось оскверняющим.

Благодаря закону о чистоте воспитывалась нравственная дисциплина и благоговейное отношение к Богу. Все, что связано со святынями должно быть безупречно чистым, и приближаться к ним стоило строго определенным образом. «В общине, посвященной Богу и желающей стать выше своего естественного состояния, не едят без разбора, не прикасаются к чему попало и не расходуют как вздумается силы деторождения» (Словарь библейского богословия. Бельгия. 1990 г.)

Нельзя забывать, что составляющие человека душа и тело крепко связанны между собой. Внешнее соблюдение обрядов призвано в первую очередь пробудить внутреннее расположение человека к духовной чистоте, чистоте от греха: «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» (Пс 50:4). Чем ближе человеческая история подходила к пришествию Спасителя, тем больше выдвигалось на передний план требование очищения от внутренней скверны. Пророки постоянно напоминают о подлинной нечистоте, оскверняющей сердце человека. Внешняя нечистота – это только образ внутреннего греха. У псалмопевцев особенно заметна забота о нравственной чистоте: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс 50:12). Духовность этой молитвы подходит и для верующего Нового Завета. К пришествию Иисуса Христа в жизни иудейской общины начинает преобладать формализм. Исполнение внешних предписаний, абсолютно игнорируя внутреннее расположение, становиться обыденностью. Наибольшего расцвета это достигает именно в сословиях-аналогах современного священства (фарисеи, саддукеи, ессеи). Притча о мытаре и фарисее наглядно показывает ситуацию, процветавшую в то время в еврейских партиях. «Книжники и фарисеи заняли место Моисея и учат вас. Всё, что они вам велят соблюдать – соблюдайте, но не следуйте их примеру, потому что они говорят, а сами не делают. Они навьючивают на людей тяжелое и неудобоносимое бремя, а сами и пальцем до него не дотронутся. Все дела свои делают напоказ… » (Мф 23:2-5)

Пришедший в мир Господь четко и ясно показывает Свое отношение к такому образу жизни. Из Его уст мы то и дело слышим обличения в адрес книжников и фарисеев: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Вы чистите чашу и блюдо снаружи, а внутри они наполнены жадностью и неправдой. Слепой фарисей! Сперва очисти то, что внутри, в чаше, тогда и снаружи она будет чиста» (Мф 23:25-26). Христос ни в коем случае не отменяет Моисеев закон, но учит, что внешняя чистота отодвигается на второй план после чистоты внутренней: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы» (Мк 7:21). Это учение было абсолютно новым, первым в своем роде, так что даже ученики не сразу смогли его понять и усвоить. Если пророки в своих учениях делали акцент на моральной чистоте поверх внешней, то Христос ведет человека еще дальше и показывает, что для истинной чистоты и святости нужно жить в Боге. Никакое творение Божие теперь не может считаться нечистым само по себе. Для человека с чистой совестью все чисто: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин 15:3), «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин 13:10). Христос освобождает нас от соблюдения обрядовой чистоты, которая становиться «немощным вещественным началом». Воскресением Господним начинается новая эра.

Данное Иисусом Христом учение смогли распространить его ближайшие ученики – апостолы. Апостолу Петру дается откровение о том, что нет больше нечистой пищи, даже необрезанные не являются больше нечистыми, отныне верой Бог очищает сердца язычников. В каждом новозаветном обряде очищения задействовано покаяние. Крещение омывает нас не только внешне, но и внутренне очищает от греха вплоть до прародительского. Принимая Кровь и Тело Спасителя, мы очищаемся от грехов. Своей крестной жертвой Христос заменил обряды, которые бессильны очистить душу.

«Христианин может вести себя безупречно с нравственной точки зрения именно потому, что он посвящен Богу новым поклонением в Духе: то, что противостоит нечистоте – это святость. Нравственная чистота, уже восхваляемая в Ветхом Завете, по-прежнему остается в силе, но ее ценность лишь в том, что она ведет к встрече со Христом в последний День Его Пришествия» (Словарь библейского богословия. Бельгия. 1990 г.)

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.