Обратная сторона символа

Автор: Павел Лупиш, МинДС 1 курс.

Духовная жизнь трудна и сложна, к тому же враг рода человеческого использует все возможности если не совратить на свою сторону, то хотя бы оттолкнуть от Бога. Так произошло и в истории Русской Церкви. Видимая сторона в Церкви, символы, то есть то, что нас укрепляет и объединяет, стало трагическим разделением людей.

Православная Церковь… Пожалуй, ни одна религиозная организация не может похвалиться такой тяжёлой, интересной историей, таким обилием святых, богатым убранством своих храмов, мощью хоров, великолепием богослужений.

Люди, заходя в храм впервые, поражаются великолепию того, куда они попали, но многого не знают и поэтому не понимают, что вокруг происходит. А вокруг происходит жизнь Церкви, где каждое действие, каждое движение и слово имеет глубокий смысл, наполненный символизмом. Этими действиями и словами наша духовная жизнь проявляется в вещественном мире.

Но надо уметь отличать важное от второстепенного. Нельзя ставить символы превыше молитвы и самого богослужения, иначе может случиться катастрофа. И такое уже однажды произошло в Русской Православной Церкви — старообрядческий раскол. События разворачивались во второй половине XVII века. В 1652 г. на патриарший престол взошел Никон. Ещё будучи настоятелем Новоспасского монастыря, он присоединился к сторонникам оживления церковной жизни (так называемым «боголюбцам»), которые стремились к повышению религиозности и нравственности народа, оживлению религиозной жизни в России, исправлению накопившихся при ручном переписывании ошибок в богослужебных книгах, опираясь на греческие тексты. Также, исправление книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, служило укреплению церковно-политических связей России с этими странами, находившимися под турецким игом.

Будущий патриарх Никон долго собирал образцы греческих книг и, заняв патриарший престол, решил реализовать эти идеи. Но воплощение в жизнь такого решения не считалось с установившейся в сознании русского народа мысли, что Москва является третьим Римом.

С начала XVI ст. на Руси греков воспринимали как духовно падших («второй Рим (Византия) пал», ) по причине заключения Ферраро-Флорентийской унии.

После их падения возник Третий Рим – Москва, то есть Российское государство. Никон же предлагал проводить книжную справу (обновление переводов богослужебных книг), ориентируясь на современные ему греческие книги, изданные в униатских типографиях Западной Европы.

В 1666-1667 гг. состоялся Большой Московский собор, который утвердил исправления в книгах и обрядах. Восточные патриархи, которые также присутствовали и участвовали в заседаниях, навязали Собору осуждение сторонников старого обряда как еретиков.

До этого события были возмущения, но раскола не было. Решением же Собора противников исправления книг по униатским образцам изгнали из Церкви. (Это была ошибка, которую впоследствии осудил Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1971 г.)

После Собора в употребление уже официально входили исправленные по греческим образцам богослужебные книги, а старые изымались.

Причина, по которой восточные представители так поступили была в непризнании доктрины Москва-Третий Рим. Они утверждали, что Второй Рим не пал, а еретиками являются сторонники Третьего Рима.

К сожалению, к рины не решили проблему. Так  исправлению церковного нестроения подключилось всей своей мощью государство. В 1681-1682 гг. состоялся Поместный Собор Русской Церкви, который одним из решений постановил предавать раскольников гражданскому суду.

В 1685 г. издается закон «Двенадцать статей», в котором определены различные степени наказания для старообрядцев и их пособников.

Позднее, при императоре Петре I, этот закон был отменен, но вводился двойной налог для тех, кто не желал признавать новые обряды. Уклонение от налога облагалось еще большим штрафом. Совращение к старым обрядам каралось смертью.

Но гонения на приверженцев стакак старообрядцы мало где могли найти работу, то некоторые из них начали заниматься предпринимательством, и это у них неплохо получалось. Со временем они стали представителями богатого класса купцов и фабрикантов и играли значимую роль в этой сфере.

Именно этот факт стал основополагающим для введение компромиссного положения старообрядческой среды в обществе. Их стали называть уже не еретиками, а раскольниками.

Постепенно происходило принятие старообрядцев в России, а сами старообрядцы становились ближе к Церкви. Но такое неявное сближение порождало некоторые сложности, поэтому в постановлении Святейшего Синода 1722 г. мы читаем:

«Те, которые, хотя Церкви и повинуются и все церковные таинства приемлют, а крест на себе изображают «двема персты…» писать в раскол, не взирая ни на что». Но стремления к единству уже нельзя было заглушить.

В XVIII веке в некоторых епархиях получила распространение практика совершения богослужений православными священнослужителями по дореформенным старопечатным книгам.

При Екатерине II Святейшим Синодом был разработан проект, который уже официально подтверждал и делал возможной такую практику.

Официально началом единения можно назвать заявление Святейшего Синода 1763 г., где говорилось, что «обычай креститься двумя перстами не есть доказательство принадлежности к расколу и запрещать его не следует».

В 1800 г. издаётся документ, подписанный императором Павлом об установлении единоверия, как формы воссоединения старообрядцев с Православной Церковью. Единоверие сохраняло старые обряды и признавало юрисдикцию Московского Патриархата. Но решение это не поставило точку в вопросе, т.к. клятвы и анафемы, наложенные на старые обряды в прошлом, сняты не были.

В 1905 г. императором Николаем II издаётся указ «Об укреплении начал веротерпимости». Этот документ полностью снимал законодательные ограничения со всех вероисповеданий, в том числе со старообрядцев.

В 1906-1907 гг. на Всероссийских миссионерских съездах было официально заявлено о равенстве старого и нового обрядов.

В 1929 г. Патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

— «О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им»;

— «Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию»;

— «Об упразднении клятв Московского Собора 1656 г. и Большого Московского Собора 1667 г., наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие».

Поместный Собор 1971 г. утвердил три постановления Синода от 1929 г.

12 января 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском соборе Московского Кремля была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

В нашем коротком экскурсе видна одна из самых больших трагедий в истории Русской Православной Церкви. Из-за привязанности к обрядам и символам одна часть населения Московского Царства отказалась принимать нечто новое, другая уступить древнему, что явилось причиной многовековой вражды братьев друг на друга.

В то же время видна опасность любых революционных изменений в обществе вместо постепенного развития и поиска Божественной Воли, которая всех нас ведет ко спасению.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.