Один день из жизни семинариста

Быть студентом – это не просто прожить определённый этап своей жизни между 17 и 22 годами, в студенчестве человек формируется как полноценная личность. Бесспорно, основа современного обучения — это получение академических знаний, но это не всё, поступив в ВУЗ, ты становишься частью большого мира. Никто не поспорит с тем, что окружение, в котором формируется личность, накладывает огромный отпечаток. Здесь собраны люди из разных районов и городов, даже стран, и каждый из них – целый мир, столько разных мнений, уникальных и противоречащих характеров. Ты попадаешь в мир новых знакомств и впечатлений. Это настоящая школа жизни. Всё, что ты делаешь сейчас – основа твоего будущего. Так ли легко определиться с выбором будущей стези?

Мы предлагаем рассказы тех, для кого эти раздумья остались в прошлом, и каждый выбрал то, что он любит больше всего. Вы узнаете и откроете для себя удивительный мир духовной школы сердца Беларуси — Минской духовной семинарии.

Окончив школу, каждый молодой человек сталкивается с вопросом о том, куда ему дальше идти по жизни, и многие выбирают себе путь светского высшего образования, но есть и те, кто решаются ступить на путь служения Богу и Матери-Церкви и поступают в семинарию. После этого при встрече со своими родственниками, с друзьями, одноклассниками многие слышат один и тот же вопрос: «Ну как там у вас в семинарии, что это такое?». Многие не знают и не представляют, что такое жизнь семинариста, что такое семинария, и кто такой семинарист.

На территории Беларуси сегодня находится 2 семинарии, и о жизни одной из них я хотел бы рассказать. В тихом местечке, удалённом от всякой суеты и городского шума, окружённого красивыми лесами и полями, стоит старинный монастырь, при котором находится не менее древняя семинария. Уже не одно поколение вышло из этих стен, но несмотря на то, что одно поколение сменяется другим, сохраняется преемственность и передаются традиции.

День любого студента духовной школы начинается со звонка будильника, но время, когда он срабатывает у каждого разное: у кого-то будильник звенит, когда на улице ещё не погасли фонари, когда все ещё спят. Проснувшись, эти студенты идут на богослужение, где выполняют различные послушания: кто-то поёт и прославляет пением Господа, кто-то в это время читает за богослужением, а кто-то помогает священнику в алтаре. Те же, кто еще спал, когда их товарищи уходили на службу, идут на утренние молитвы в семинарский храм, который находится в здании семинарии. Молитвы читает очередной студент, чтение молитв периодически сменяется пением, на молитвах студенты все вместе исполняют некоторые богослужебные произведения.

После службы и молитв все студенты собираются в трапезной на завтрак. Вместе с принятием телесной пищи, они также насыщаются и пищей духовной, слушая жития, которые предлагает Церковь на этот день. Перед едой все студенты дружно поют «Отче наш».

После завтрака до занятий остаётся немного времени, и студенты вереницей отправляются в Успенский собор. По сложившейся традиции день начинается с молитвы и испрашивания благословения Небесной Заступницы Жировичской, Чей нерукотворный образ находится в стенах обители. В 9 часов звенит звонок, все уже находятся в аудиториях и готовы к слушанию лекций. У каждого студента семинарии есть не просто своя аудитория, но собственный письменный стол, где можно удобно обустроить рабочее место. Каждое занятие начинается и заканчивается молитвой. Занятие длится 70 минут. Обычно в день студенты слушают четыре или пять лекций. После второй пары все идут на полдник отведать вкусных булочек с чаем, приготовленных руками самих семинаристов. После полдника продолжаются занятия, по окончании 4-ой пары студентов ждет обед, дальше кто-то идет на 5-ю пару, кто-то — на послушания, а кто-то идет отдыхать перед вечерним богослужением.

В шесть часов вечера начинается вечернее богослужение. Кроме послушания на богослужении каждый студент несет еще и несколько обязательных послушаний. Те студенты, которые к 6 часам не заняты нигде на послушаниях, идут в аудитории, где готовятся к занятиям на следующий день.

В предпраздничные дни студенты все до одного вместо самоподготовки (СамПо) направляются в храм на вечернюю службу. Богослужение ставится выше всех занятий и послушаний. По средам в 19.00 в Трехсвятительском семинарском храме поется акафист перед Жировичской иконой Божией Матери.

В 20.30 начинается ужин, по окончании которого все студенты собираются в храм на вечернюю молитву. После молитв очередной студент произносит проповедь. С 21.00 — свободное время, и если на улице хорошая погода, можно погулять или доучить невыполненный урок.

В 23.00 в Минской духовной семинарии отбой. Гаснет свет в окнах и все ложатся отдыхать. Даже самое важное дело откладывается до утра и не может служить оправданием.

Так заканчивается один из многих дней в жизни семинариста, чтобы уступить место новому дню.

Грицевич Владимир (МинДС, 2 курс)

 

В семинарии свой режим, свой ритм жизни. Дни тут одинаковые, но они неповторимые. За внешним однообразием скрывается внутренняя полнота и разнообразие. Полнота исходит от того, что ты понимаешь, в каком святом месте находишься, и какие святыни тебя окружают. Разнообразие получается от общения с однокурсниками, старшекурсниками, преподавателями. В общении с ними видишь их неповторимость, иногда наружу выходят их переживания, иногда они делятся своими мыслями, мечтами. Думается мне, что человек, созданный по образу и по подобию Божию, до конца не познаваем. На память приходит стихотворение Евгения Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее…

Быковский Андрей (МинДС, Пропедевтический курс)

Жизнь и учёба в духовной семинарии – это постоянная пища для размышлений. Здесь есть много такого, чего, как мне кажется, не встретишь в светском учебном заведении. Но, тем не менее, будни семинариста – это будни студента и, только в теории, со своими специфическими особенностями.

Студенты духовной семинарии – это, прежде всего, христианская община. Она состоит из множества отдельных людей, которые одновременно являются выражением как целого единства, так и личной свободы. У каждого из нас есть свои хорошие качества и недостатки, большие и маленькие, но мы все стремимся к одной конкретной цели – служение Богу и людям. Это объединяющее начало проявляет себя в общей молитве и богослужении, которые есть неотъемлемая часть нашей студенческой жизни.

Моя повседневная жизнь зависит от трёх обязательных условий. Первое – желание учиться и получать знания. Второе – обязанности в семинарии, т.е. непосредственные послушания. Третье – естественное для каждого человека желание отдохнуть и привести себя в порядок. В зависимости от этих трёх категорий я, как и каждый в духовной школе, стараюсь планировать доступное мне время.

День, который обыкновенно начинается и заканчивается молитвенным обращением к Богу, содержит в себе множество событий как приятных, так и не очень. Учебный процесс протекает плавно: иногда не замечаешь, как быстро проходит время (зато замечаешь, как его впоследствии не хватает). За время лекций (в среднем, с 9:00 до 15:00) ты получаешь большое количество разнообразной информации: на лекциях обсуждаются вопросы, касающиеся не только церковной науки, но и окружающей действительности.

В общем и целом, качество получаемого образования зависит, в первую очередь, от самого студента и его желания получать знания. А это, естественно, вытекает из того, насколько хорошо ты осознаёшь, кем хочешь стать и ради чего учишься.

Очень важно находить во всём, что тебя окружает, что-то хорошее. Учёба в духовной семинарии – это не сухое, безжизненное восприятие информации. Учёба здесь – это формирование личности, более живой, чем какая-либо ещё. Это личность осознанного христианина. Все и всё, что тебя окружает здесь – возможность мыслить, находить что-то глубокое внутри себя, возможность более, чем где-либо ещё, ощутить на себе Божественную Заботу и Любовь.

Бурмистров Владимир (МинДС , 2 курс)

 

Говоря о таком предмете как «мой день в семинарии», легко дойти до некой банальности, как то: встал, умылся, сходил на молитвы (или даже помолился!), поел, пошел на занятия и так далее. Но такую историю можно рассказывать своему другу, который и так знает распорядок дня семинаристов. Однако если вспомнить, как когда-то 6 или 7 лет тому назад мне, ещё не знающему подробностей здешней жизни, говорили о том же предмете мои друзья (теперь уже батюшки), то может получиться интересный рассказ, не только повествующий о нас теперешних, но и воскрешающий память о них прежних.

Итак, утро, ты слышишь будильник, доброе утро! Ты ТАК хочешь спать! Конечно же, как любой человек, ты лежишь сколько-нибудь (если ты только не любитель поставить будильник за 10 минут до молитв) и встаёшь. Если бы ты жил дома или в общежитии колледжа, ВУЗа, то, можно утверждать наверняка, многие бы убегали, не застелив кровать. Однако, семинария — это место, где в тебе пытаются воспитать дисциплину и приучить к некоторым правилам. Разумеется, все заправляют постель, ибо никто не желает получить объяснительную от дежурного помощника. Прямо скажем – армейские порядки. Есть герои (или чудаки), которые встают пораньше, чтобы выпить кофе, принять душ или сделать зарядку (последнее, впрочем, весьма похвально). После же ты идёшь на уже упомянутое СамПо, и это ещё одно отличие семинарии от светского учебного заведения. Нигде нет такого, чтобы студент был обязан приходить в университет и готовить уроки там. И здесь всё опять же зависит только от тебя. Захочешь – пойдёшь в библиотеку, где, кстати, очень комфортно и приятно учить, или будешь учить в аудитории. А если ты ленив, или у тебя случился «творческий кризис», то станешь убивать своё время иным образом. В любом случае СамПо – это хорошее время. Сидишь себе спокойно, читаешь, получаешь информацию. Мне больше нравится сидеть в библиотеке, там спокойно и тихо, никто не трогает. Правда бывает это нечасто, ты или на службе, или ещё на другом послушании.

Семинария это место, где у нас, студентов, немного времени на себя. И это правильно, ведь по духовным законам падший человек склонен впадать в страсти и праздность, если появляется свободное время. И я не думаю, что мы должны жаловаться на такой уклад нашей жизни, ведь пастырь Церкви должен уметь управлять собою, держать себя в узде. Да и посмотрите на студентов медиков, которые учат день и ночь без выходных, вот им действительно тяжело! А нам Господь хоть и дал график плотный, но если не расслабляться и иметь правильную жизненную позицию, то всё получится.

Монид Павел (МинДС, 2 курс)

 

Удивительно! Нет, лучше сказать поразительно! Поразительно быстро все это пролетело. Прекрасно помню себя, стоявшего точно как китайский турист в центре Красной площади, по ту сторону семинарских стен, ту самую таинственную, долгожданную сторону. Ни один период адаптации к новому месту у меня еще не проходил так, и ни одно место не может похвастаться таким же умением присоединять к себе. Как будто божественная рука взяла меня как маленькую шестеренку и вставила в этот огромный механизм, и только ржавчина сыпется. Меня, как современный общественно-паразитирующий организм, взяли, встряхнули за плечи, посбивали всю налипшую светскую грязь и прокричали на ухо: «Очнись! Ты же человек!»

Человек, как говорил Горький, звучит гордо. От себя добавлю: здоровый человек. Сейчас выпускники школ ломают голову над тем, какую бы профессию им получить, кем стать в будущем. Интересно, какие ВУЗы готовят специалистов по профессии человек? Ведь эта профессия самая необходимая в жизни. Что уже говорить о здоровье, в первую очередь о внутреннем? Здоровая нравственность, здоровые моральные ценности, где их искать как не в Боге? Стою я и смотрю, как потихоньку пробиваются цветки здравого смысла через мусор современного СМИ пластом покрывшего мое сознание. Интересно, стал бы я таким же, если бы попал в другую компанию, к другим людям? Ведь каждый день, сталкиваясь с преподавателями, действительно знающими свое дело, волей-неволей начинаешь тянуться за ними. Люди, развитые не в узком профиле, а сразу в нескольких областях жизни, всегда вызывают уважение. А ведь когда-то они были такими же студентами этой самой семинарии.

Здоровье человека, конечно, не заканчивается на интеллектуальном развитии; необходима и хорошая физическая форма, но здесь возникают трудности. С такой кормежкой мой живот начинает расти ничуть не хуже познаний в богословии. Хорошо, что есть тренажерный зал, плохо, что меня в нем нет.

Удивительно! Как много впечатлений может вызывать студенческая жизнь? А прошло всего полгода учёбы. Чувство, что впечатлений накопилось на всю оставшуюся жизнь, а ведь еще столько всего впереди. Где же найти в себе место для новых событий? Действительно, удивительно!

Голамбовский Дмитрий (МинДС, Пропедевтический курс)

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.