Открыться радости: продолжение

Автор: Беседовали иеромонах Евстафий (Халиманков) и иерей Геннадий Белых

Продолжаем нашу беседу с помощником благочинного Жировичского Успенского монастыря, ответственным за работу с наркозависимыми иеромонахом Агапием (Голубом).

Обязательно ли духовная жизнь должна быть радостной? Господь говорил, что мы в мире будем иметь скорбь. Возьмем, к примеру, царя и пророка Давида. Он был всегда счастливым, радостным человеком?

Мы знаем, что он был святым. Но почитаем его псалмы – сколько там боли, сколько тревоги: «Где ты, Господи? Почему удалился? Господи, почему допустил?»

Может мне бы и хотелось быть постоянно радостным и счастливым, но как без креста? Вот какие-то скорби, ведущие к исцелению от самолюбия и обучающие доверию к Богу, и требуются.

Важно не пытаться нести эти испытания только своими силами, а дать действовать в нас укрепляющей благодати Божией. Духовную жизнь можно сравнить с обучением ребенка ходить. Когда маленький ребёнок учится ходить, его мама поддерживает или папа. Отпустят – упадет. Но если он не будет двигать ногами, то тоже ничего не получится.

Вот так и христианин: от него ожидается проявление воли к спасению, чтобы «ногами перебирал», но реально – поддерживает и спасает Господь.

Что же нужно делать, чтобы духовная жизнь приносила радость?

Ну… это самый сложный вопрос из сегодняшних, наверное. Не думаю, что ответ может быть для всех одинаков. У каждого свои искушения, свои проблемы, свое понимание радости, а еще разная степень воцерковлённости, и, думаю, всё это надо решать с духовником. Один и тот же совет одному человеку поможет, а другому навредит.

А о какой радости говорит апостол Павел словами «всегда радуйтесь»? Возможна ли она?

Думаю, возможна. Это о той радости, о которой мы говорили в начале беседы: когда человек освободился от привязанностей мира сего и живет на другом, как сейчас говорят, уровне – не душевном, а духовном. Когда, исполняя свои домашние, служебные, рабочие обязанности, все свое сознание и сердце человек устремляет к ожиданию наступления Царства Христова. То есть, он живет и дышит небом.

У кого-то из преподобных отцов есть выражение, что человек должен жить, подобно положению своего тела, когда только подошвы ног касаются земли, а все тело устремлено вверх. Когда человек созреет, подобно апостолу Павлу, до такого «вертикального положения», тогда будет и радость.

Почему даже мучители первых веков, видя, как претерпевали муки христиане, сами объявляли себя христианами, чтобы быть со Христом? Потому что все средства пыток на христиан не действовали – их переполняла благодать и радость Христова, каких не даст никакая психотерапия. Не фанатизм, а именно радость. Эта радость заражала и находящихся рядом с ними людей. Я так не могу. Очень далек от такого уровня.

А что Вы скажете о радости в сектах?

У меня опыта работы с сектантами нет. Были какие-то 2-3 встречи мимоходом, но не более того. И я ни разу не был на их собраниях, поэтому мне трудно о них говорить. Могу говорить, исходя из того, что я читал о них, из видеосъемок их собраний.

Не знаю, насколько это искренняя радость, не является ли она «саморекламой» для новичков? Или создается в результате психотехник, приводящих к измененному состоянию подобно наркотикам? Человек не может быть всё время радостным в этом мире. Потому что этот больной грехом, лежащий во зле (выражение, кстати, свтяого Иоанна Богослова, которого называют апостолом любви) – не наш мир, не наш дом. Это – только школа, а наша задача, по выражению старца Паисия Святогорца, «сдать проходной бал» в Вечность.

На духовную жизнь влияет также наша психологическая, эмоциональная зрелость, об этом уже упоминалось в начале интервью. Раскрою мысль более подробно.

Бог – это Отец. А где мы получаем, на практике, образ отца? Из собственной родительской семьи, из детства. А если отец у ребенка был в постоянных разъездах (дальнобойщик, к примеру), чтобы обеспечить семью? А сколько есть семей, где присутствуют пьянство, измены, конфликты, насилие, авторитарное воспитание, завышенные к детям требования, когда отношение к ребенку определяется его соответствием ожиданиям родителей («мы тебя любим, если…»)!?

И когда такие, уже повзрослевшие, дети воцерковляются, образ родителей неосознанно переносится на Бога. И Бог представляется как Кто-то очень далекий. Или Бог – это прокурор, судья, который требует исполнения всех заповедей, и Его любовь нужно заслужить. А если я не могу выполнить все церковные дисциплинарные правила и предписания – буду чувствовать себя перед Богом хронически виновным, что я – «плохой христианин», и меня нельзя любить.

Надо очистить образ Бога от этих негативных наслоений, оставшихся от прошлого. А как раз подлинное христианское общение этому способствует. И нам стоит обратить большее внимание на эту сторону жизни общины, прихода.

Кстати, это одна из причин, почему я сотрудничаю с обществами взаимопомощи, работающими по 12-шаговой программе, в особенности «Взрослые Дети Алкоголиков». Благодаря получаемому там исцелению от детских психотравм, человек, приходя в Церковь, уже и к Богу относится по-другому.

Если понятия о Боге сформировались из семьи, из окружения, то, как человеку отличить в своей душе подлинную радость христианской жизни от радости прелестной, которую святитель Игнатий Брянчанинов назвал «кровяным разгорячением»?

Для этого нужен опять-таки духовник. Когда человек приходит в церковь, нужно, чтобы его встретили и с самого начала дали здоровую пищу, чтобы человек мог научиться самокритичности, отделять «зерна от плевел», обучение «вкусу Православия» надо дать. Если нет такого духовника, то поможет чтение соответствующей литературы. Ведь когда человек впадает в какую-то прелесть, то он уже не замечает её. Он думает, что делает всё правильно и ошибок в себе не ищет. Поэтому, как я уже говорил, мне легче работать с новичками, так как у них нет ложно сформированных убеждений, нет этой прелести, как вы сказали. А как помочь такому человеку, я не знаю. Нужно усиленно молиться за него, чтобы Господь Сам как-то «разрулил» ситуацию, чтобы направил ему тех людей, которые смогут помочь.

Вы несколько раз повторили, что человек должен иметь духовника и идти к духовнику. А где и как он должен выбирать этого духовника?

Болевой вопрос. Рекомендация святителя Игнатия Брянчанинова: жить по совету. То есть я слушаю, что мне советует кто-то более опытный, чем я, но при этом сам выбираю, в какой мере принимать и выполнять данный совет, не снимая с себя ответственности за свою жизнь. На самом деле, любой приходской священник, может быть таким советчиком, надо только научиться доверять, а не искать «старцев» по монастырям.

Я некоторым даже говорю: «Почему бы вам не пригласить Вашего священника вместе с его матушкой домой на семейный ужин познакомиться?» И обычный батюшка, видя семью внутри, сможет как-то помогать, я думаю. Кроме того, есть сейчас интернет. Батюшка-онлайн (batyushka-online.ru), например. Есть, на мой взгляд, прекрасный сайт священника Павла Гумерова (pavel-gumerov.ru), где священник делится своим опытом. Можно начать с этого, потом подобрать что-то ещё – копить такую духовную пищу. Важно только захотеть – и можно быть счастливым.

Из своего опыта, опыта мирянина и опыта монаха можете рассказать, чем отличается радость монашествующих от радости мирян?

До монашеской радости я еще не дорос. Из человеческой земной радости, может, уже вырастаю, хотя не вполне. А вообще, не вижу смысла противопоставлять монахов, священников и мирян.

По-гречески мирянин – «лаик», воцерковлённый христианин. А духовные законы для всех христиан одинаковы, независимо от чина.

Но вообще, на практике я пришёл к выводу, что некоторым выгодно быть нерадостными и несчастными. Ведь тогда можно себя пожалеть, поплакаться кому-то («ах, зачем меня мать родила»), обвинять других и снять с себя всякую ответственность за свою жизнь. Есть лица, которые упиваются своими обидами, своими страданиями. Это практически неисцелимо.

Часто мы видим Вас, батюшка, радостным. В чём вы находите источник радости для себя?

Мне трудно себя оценивать. Может быть, я лучше понимаю невротическую подоплеку многих проблем и стараюсь над собой работать. Учусь взрослеть, брать за свою жизнь ответственность на себя, а не перекладывать на кого-то….

Во мне самом много лет жила саможалость. Но в какой-то момент стало душно от нее. Мне захотелось выбраться. Я над этим работал. Конечно, у меня были учителя. Кроме моего духовника была работа и в психотерапевтических группах. Чтото дало изучение соответствующей литературы. Появился навык отслеживания состояния души, чувств. Есть и другие факторы, которые помогают…. Как-то вот так…. Но я могу быть и злым, и жёстким тоже (смеется).

Вы как-то говорили, что дневник пишете. То есть вы сами работаете по какой-то программе?

Мне попали слова преподобного аввы Дорофея, что в то время (VI век), когда даже не было современной бумаги и ручек – каждый из братии при поясе носил с собой книжицу, в которой записывал свои помыслы и открывал их затем старцу. То есть то, что сейчас в психологии встречаем – самоанализ, дневник чувств – всё это давно было в монастырях, оказывается, только на более высоком уровне. И я понимаю необходимость этого.

Второй момент. В свое время я в семинарии получил много полезного и важного. Но есть вопросы, которые в семинарии, в ту пору, по крайней мере, не озвучивались. Сейчас – не знаю. Это касается работы с людьми в первую очередь.

Как работать с алкоголиками? Как отличить человека, который в унынии, от человека, который в депрессии? Когда человеку нужна помощь психиатра, а не священника? Что стоит за обращениями по поводу «снятия порч» — потому что ребенок болеет, а у родителей самих проблемы какие-то непроработанные?

Так же и по исповеди много вопросов. Например, приезжает както женщина из Москвы: «Я живу в гражданском браке и не хочу ничего менять». Могу ли я допустить её до Причастия, и что мне делать? Как мне не повредить ей и себе? Или в чем смысл освящения автомобиля? Ведь, наверное, важно не просто освятить. Надо хоть что-то и о вере донести, использовать хоть какую-то возможность.

Подобных вопросов много. Я понял, став священником, что у меня большая лакуна, информационная пустота. Поэтому вскоре, точнее с 2013 года, и стал вести дневник, где записывал, что получилось или не получилось, и как получилось; ситуации жизненные, встречи; что я прочувствовал, как это отражалось на мне, старался, скажем так, внимать себе. А также – как результаты моих действий сказывались на людях, ведь многие потом повторно приезжают и делятся. В результате, и стал вырисовываться какой-то опыт. В том числе, опыт работы над эмоциями и чувствами. Почему это важно? Потому что, если я не буду слышать себя, своего внутреннего состояния, то, как я смогу открываться духовнику? И, тем более, слышать других?

А бывает ли радости много?

Не могу говорить за кого-то. И не могу ответить полностью, потому что радость может оказаться банальной эйфорией от восторга, от приятного известия. А эйфория – это всегда нетрезвость. Нетрезвость же к добру не ведёт.

Когда я вижу в себе резкие эмоциональные всплески вниз или вверх, то в это время стараюсь ничего не предпринимать и в поступках, и в разговорах с людьми, пока всё не остынет. Уединяюсь где-то или молюсь.

Эйфория – всего лишь эйфория, не более того. А подлинная и устойчивая радость – тихая, не бурная. Это – не выброс большой дозы дофамина или других гормонов в мозгу. Так и в семье: подлинная любовь между супругами тихая и спокойная.

Может ли радость принести вред? Например, человек настолько пресытился радостью, что он теряет её, словно у него какая-то аллергия на радость?

Это больше на наркотик какой-то похоже, если человек пресыщается. И что значит – «радость»? Например, вор тоже «радуется», когда много украл. Но назовем ли мы его состояние подлинной радостью? Скорее, эйфорией от удовлетворенной страсти к наживе и удовольствием от выброса адреналина.

Если радость подлинная, пусть даже радость человеческая, которую Господь, например, благословил в Кане Галилейской, она будет тихая, спокойная, скромная. Это будет чувство, а не эмоция. А это разные вещи.

Поясню. Например, если у меня будет чувство тревожности, но я услышу анекдот какой-то или весёлую историю, то на какой-то момент у меня возникнет весёлость, но в целом я остаюсь тревожен. И наоборот: я могу быть весёлым, радостным, счастливым, но при этом способен кому-то сопережить и погрустить. То есть чувство – это что-то более устойчивое и долгосрочное, а эмоции изменяются.

Стремящимся к внимательной духовной жизни, думаю, стоит научиться разбираться в этих отличиях, чтобы понимать, что внутри них происходит. Скажем, у меня сейчас температура, ломота в суставах, но от того, что я общаюсь, меня слушают, мне становится приятно. А когда уйду – наверняка, с новой силой почувствую болезненность.

Как Вы думаете, что христианину должно приносить радость?

Трудно отвечать за кого-то. Но можно обратить внимание на следующее. Первое чудо, совершенное Христом – благословение Божие человеческой радости в Кане Галилейской! А какое чудо было последним при жизни Христа? – Распятие, Голгофа. Бог, на кресте распятый – это величайшее чудо!

Наша беда, что подчас мы пытаемся сделать всё, лишь бы только не страдать, лишь бы только было хорошо. Или, наоборот, только страдать – с запретом на любую радость. А надо уметь принимать всё, что Господь пошлёт.

Допускаете ли вы искусственное внедрение в организм человека дополнительной радости?

Таблетка такая, которая будет давать тебе мир и спокойствие? В фильме «Спортлото 82», помнится из детства, был такой диалог: – Эти ягоды есть можно? – Можно. Но отравишься…. Так и здесь: можно. Но к чему это приведёт? Подумайте о последствиях. А какие последствия могут быть? Привыкание.

Почему у алкоголиков бывает так называемый «синдром отмены»? Они вечером попьянствовали, получили большую дозу гормона удовольствия, были радостные и весёлые. Но потом организм не может вырабатывать этот гормон, его содержание резко падает, и человек чувствует себя плохо, у него депрессия.

Он снова должен принять дозу спиртного, чтобы повысить содержание в мозгу этого гормона и тем самым поправить своё настроение. Так начинается запой. И, в конечном итоге, приходится пить не для получения удовольствия, а чтобы от глубокого «минуса» прийти хоть ближе к «нулю» самочувствия. А затем – уже и не к «нулю», а к меньшему «минусу». И с каждым приемом алкоголя – этот «минус» все больше. Вот такая расплата…

Наркологи, конечно, улыбнутся такому описанию, но, думаю, оно понятно для читателя, не изучавшего природу алкоголизма… Да, бывает какая-то депрессия из-за нарушения биохимии мозга, и тогда нужна помощь врачей-специалистов, лекарства. Но постоянно искусственно поднимать себе настроение – я не рискую точно.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.