Первое блаженство

Автор: Иеромонах Евстафий (Халиманков), кандидат богословия.

Продолжаем наше путешествие по Нагорной проповеди Господа вместе с преподавателем Минской духовной семинарии иеромонахом Евстафием (Халиманковым).

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Μακάριοι οἱ πτωχοὶ τῷ πνεύματι, ὅτι αὐτῶν ἐστιν ἡ βασιλεία τῶν οὐρανῶν.

Проповедь начинается у обоих евангелистов, у Матфея и Луки, так называемыми «блаженствами», которых всего девять. Во-первых, посмотрим, что означает само слово «блаженный» (греч. μακάριος) – это слово можно перевести с греческого и как счастливый, безмятежный, благополучный, беззаботный. В античной мифологии такими считали олимпийских богов. Μακάριος ַא ְֽשֵר еврейскому соответствует «ашэирэй». Мы должны не забывать, что Иисус Христос произносил эти слова не на греческом, а на арамейском языке, своего рода разговорном варианте древнееврейского языка того времени.

В арамейском (как и в древнееврейском) есть очень похожее выражение, которое представляет собой восклицание со значением «О блаженство… О счастье того, кто…». Причем, слово «ашэирэй» стоит в двойственном числе, так что буквально эту фразу можно перевести как «дважды блажен…» или «сугубо блажен тот, кто…». Так что выражение «ашэирэй» на древнееврейском типично для Ветхого Завета. Например, первый псалом начинается буквально на древнееврейском языке так: «Блаженство человека (или – как счастлив тот человек…), который не ходит на совет нечестивых» (Пс. 1:1).

Вот так Господь Иисус Христос впервые говорит о блаженстве. Его слова — это не просто какая-то информация, это обетование: «О блаженство нищих духом!» Эти блаженства не какие-то отдаленные благочестивые надежды на то, что будет неизвестно когда (может быть, только после смерти) – на самом деле эти блаженства даны нам уже здесь и сейчас. Господь дарует их нам и выбор теперь только за нами: принять этот Божий дар, усвоить его, т.е. сделать своим, либо же потерять, отказаться от него, проигнорировать его. Кстати, именно это происходит и с Крещением, и со спасением вообще – если мы не работаем над своим спасением, которое Господь нам даровал уже, если мы его всю жизнь не усваиваем себе (а это очень трудно, учитывая греховную поврежденность человека) – так вот, если мы ничего не делаем со спасением, то это наш выбор, и он – отрицательный; мы выбираем НЕ-спасение.

Итак, Заповеди блаженства – это то, во что человек уже вступил, вернее, вступит, как только захочет этого: это реальность Царства Божия, спасение, заключенное в Личности Господа Иисуса Христа. Он, Спаситель, находился уже среди них, этих людей, которым Он проповедовал, поэтому они и блаженны. Именно это означают и слова Спасителя «приблизилось к вам Царство Небесное», которые Он не раз повторял иудеям. Необходимо только принять это спасение – реализовать в своей жизни, актуализировать его. И здесь мы встречаемся с обычным христианским подходом, когда Господь нам дает то, что мы сами должны усвоить.

Словом μακάριος часто характеризуют затаенную радость, радость безмятежную, интимную, на которую не оказывают никакого влияния все перипетии жизни. Это радость духовная, глубокий мир души. По сути дела, когда апостол Павел призывает к радости («И паки реку: радуйтеся!» Флп. 4:1), он имеет в виду именно такую радость. По сути дела, это полнота всех благ, аналог еврейского וםֹלָש» ׁшалом», — на языке современного европейского человека это состояние можно назвать «счастьем».

Однако это не совсем то счастье, которого желают люди мира сего. Русское слово счастье – однокоренное со словами «часть», «участь» – имеет по словарю В. Даля значение «рок», «судьба». Человеческое счастье зависит от случайности, от разных жизненных перипетий; жизнь и случай могут дать человеку счастье, но могут его и отнять. Христианское же блаженство (христианский аналог счастья) – это то, что нельзя уже отнять. И тут вспоминаются следующие слова Спасителя: «Радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).

Теперь посмотрим, что значит «нищие духом» — οἱ πτωχοὶ τῷ πνεύματι. אֶבְיֹון

еврейском на» – Нищий« («эвэйон») – согбенный, угнетенный, убогий. Надо отметить, что богатство рассматривалось евреями в контексте Священного Писания (Ветхого Завета) как благословение Божие. Не только, кстати, богатство, но и всеобщее уважение у народа, благосостояние, многочисленная, счастливая семья и т.п. Такими ветхозаветными праведниками – счастливыми и богатыми – были Иов, Товит, а также праотцы Авраам, Исаак, Иаков и др. Однако уже у пророков бедняк часто выступает как жертва богача. Бедняку не на кого больше уповать, кроме как на Бога, но именно поэтому бедняк находится под особой защитой Бога. Так, например, называется израильтятин, находящийся в вавилонском плену и оставшийся верным Богу (Ис. 25:4). А богач надеется на свое богатство, на связи и т.п. Притесняя бедного, богач, таким образом, становится врагом Бога, поскольку бедняк находится непосредственно под защитой Бога.

Таким образом, слово «эвэйон» – нищий или «бедняк, бедный» приобрело религиозный смысл и стало почти синонимом таких понятий как благочестивый, надеющийся на Бога, смиренный. Материальная бедность стала пониматься как духовное богатство и наоборот.

В Псалтири слово «нищий» употреблялось для характеристики скромного и беспомощного человека, полностью доверившегося Богу. Именно в таком смысле употребляет это слово Псалмопевец, когда говорит: «Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его» (Пс. 33:7). А великие пророки (Исайя, Иеремия, Иезекииль) постепенно стали понимать под бедняками «святой остаток» Израиля, который останется верным Богу. Бедняки Божии – на еврейском הוהי к именно») – Яхве анавийм («םיִוָנֲע ним обращена благая весть пророка Исайи: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его»(Ис. 61:1-3).

Да и Сам Господь Иисус Христос был похож на такого бедняка, нищего, Который не имел где главы преклонить. Такими были и Его ученики, такой была первая христианская Церковь. Иерусалимскую Церковь, христиан в Иерусалиме, часто называли бедными, нищими (см, напр., Гал. 2:10; Рим. 15:26). Понятно, что нищета внешняя тут совершенно ни при чем, и бомжи – это еще не блаженные люди. Бомжи бывают гордыми, развращенными, ленивыми. В то же время, богатый человек может обладать нищетой духовной, если все свое богатство использует во славу Божию. Впрочем, такие богатые – исключительная редкость. В то же время, в Евангелии Господь Иисус Христос не раз осуждал богатство: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24); «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие…» (Мф. 19:24) и т.д.

Даже если богатство нажито праведными трудами (как у ветхозаветных праведников), все равно оно недолговечно и эфемерно (см., напр., притчу Спасителя о безумном богаче – Лк. 12:16-21). В любой момент человек может его лишиться, он не заберет его с собой в Царство Небесное – «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут» «Мф. 6:19).

Теперь давайте посмотрим, что значит слово «духом» («нищие духом»)? Существует три основных варианта понимания слова «дух». Если под «духом» понимать Святой Дух (в оригинале с маленькой, но в древних греческих текстах не было разницы между прописными и строчными буквами), то смысл такой: «бедные, которыми их сделал Святой Дух; бедные по велению Святого Духа» (это мнение блаженного Иеронима).

Если это человеческий дух, то в этом случае слово «дух» аналогично библейскому понятию «сердце», «внутренний человек». Таким образом, это духовно бессильные люди: сознающие свою греховность, полную беспомощность без Бога, духовную слепоту, смиренные. Это точка зрения большинства восточных святых отцов (свт. Иоанн Златоуст, Григорий Великий и др.).

«Нищие духом» – люди, добровольно отказавшиеся ради Бога как от материального имущества, так и (расширительно) от любого имущества вообще (напр., интеллектуального и т.п. – впрочем, это уже несколько аллегорическое, символическое толкование). О такого рода нищете и богатстве говорит свт. Григорий Нисский в своем труде «О блаженствах»: «…Как есть два богатства, так есть и две нищеты: отвергаемая нищета – та, в которую человек попадает вследствие трудных жизненных обстоятельств или собственных грехов. Эта нищета мира сего – такой человек сам виноват в ней. Но есть и ублажаемая нищета, ее и называют нищетой духовной – эта нищета тех, кто добровольно обнищал от всего, представляемого порочным, и не отлагает в тайники своей души ни одной диавольской драгоценности, но горит духом».

Таким образом, нищие духом, по толкованию святых отцов, – это люди, смиренные умом и сокрушенные сердцем; люди, сознающие, познавшие свою полную беспомощность без Бога, без Божественной благодати. Эта беспомощность познается только путем борьбы со грехом. Пока человек не начал бороться со своими страстями ему практически невозможно понять свою греховность, свое рабство страстям, сове бессилие перед грехом. Увидев свое бессилие перед грехом, испробовав самые разные способы борьбы с грехом и, тем не менее, увидев свое бессилие перед ним, человек смиряется умом, у него сокрушается сердце, и он всем своим существом познает, что только Бог может избавить его от греха.

Прп. Исаак Сирин говорил: «Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни». Свт. Иоанн Златоуст: «Как гордость есть начало всякого нечестия, так и смирение есть начало всякого благочестия», поэтому Спаситель и начинает Нагорную проповедь с блаженства нищеты духовной.

И последнее, о чем нужно сказать хотя бы пару слов, – это «Царство Небесное» (ἡ βασιλεία τῶν οὐρανῶν) или Царство Божие. Апостол Матфей был, как мы знаем, иудеем, поэтому он старался не произносить слово «Бог». Вначале иудеи просто выполняли заповедь Декалога (Исх. 20:7): «Не произноси Имя Господа Бога твоего» (всуе, кстати, в еврейском тексте нет; оно вставлено для пояснения). Имя Божие — הוהי) Яхве) – не произносилось никогда (только один раз в год первосвященником). И до сих пор не произносится евреями. Везде в Священном Писании это слово заменялось словом אֲדֹנָי) Адонай), что значит «наш Господин». В греч. Κύριος – везде, где в Ветхом Завете стоит «Кириос» (Господь), в оригинале – Имя Божие, священная Тетраграмма.

Иудеи того времени (да, в общем, и нашего времени тоже) воспринимали Царство Небесное совсем не так, как мы, христиане. Завоевание земли Израиля римлянами было тяжким испытанием для иудеев. Ведь они считали себя избранным народом Божиим, которому Бог должен покорить все прочие народы. И, кстати, Моисей им фактически обещал это перед своей смертью (см. Втор. 28:1, 12). Конечно, если они будут исполнять заповеди Божии.

Но в том-то и дело, что иудеи понимали под исполнением заповедей внешнее формальное исполнение ритуалов Моисеева закона. Они верили, что подчинение Израиля временное и ждали обетованного Мессию, который освободит их от ненавистного римского владычества. Однако Господь Иисус Христос проповедовал совершенно иное Царство – «Царство Мое не от мира сего…» (Ин. 18:36). Это внутренне, духовное Царство, которое начинается здесь, в земной жизни, и простирается в вечность. Об этом Царстве так пишут святые отцы. «Царство Христово приходит только к тем, кто понимает, в чем оно состоит… Когда же оно придет и воцарится в них, делает их равноангельными» (прп. Симеон Новый Богослов). «Там, в великий день обновления, каждый пойдет и вселится в чертог, какой уготовал себе здесь» (прп. Ефрем Сирин).

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.