Символы и символика в церкви

Автор: Главный редактор иерей Геннадий Белых

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1) – в этих словах источник православного восприятия мира. Мы верим, что мир, разделенный на вещественный и духовный, един в Создателе.

Небесное и земное, видимое и невидимое гармонично сочетаются – и то и другое – разные образы тварного бытия, которые предназначены к единению с Богом и друг с другом. И во всем присутствует Господь.

Область небесного вечна – в ней нет времени и пространства. Область земного – это окружающий человека мир, подчиненный законам пространства и времени.

Небесное и земное сосуществуют, проникая одно в другое, восполняя друг друга, но не сливаясь, не переставая быть отличными друг от друга областями бытия.

Человек как венец творения занимает особое место в созданной Вселенной. Сотворенный по образу и подобию Божию (Быт. 1, 26), он являет собой гармоничное единство всех трех областей сущего: Божественного, небесного и земного, только в его природе заключено присутствие всех этих областей бытия. И благодаря этому в сознании человека возможно целостное восприятие окружающего мира.

Но, обладая такой уникальностью и свободной волей, человек способен все, что его окружает, использовать или во вред себе, или во спасение. Поэтому, для поддержания себя в правильном устроении, для укрепления сил человеку дано богослужение, где Господь каждый раз дарит Себя не за заслуги, а по Своей любви. И чтобы это великое таинство как-то выразить мы используем символы (богослужебные предметы, облачения, архитектуру, убранство, живопись и т.д.), которые являются не чем иным, как проповедью в образах и красках, отражением того, что совершается на богослужении – молитвах, песнопениях, возгласах, ритуальных действиях.

Символика не заменяет собой то, к чему возносит наш ум, а только напоминает о том, что иногда даже не поддается описанию. Она раскрывает духовные истины, содержащиеся в Евангелии и учении Церкви, сообщает догматическое знание Церкви о мире небесном и земном, о Боге, Его отношении к миру и человеку. То есть в земных, вещественных знаках и образах церковная символика являет догматическую картину мира, содержащуюся в православном вероучении.

Предание Церкви, православная традиция всегда хранила знание как, в каком виде и в каких формах следует изображать небесное и Божественное, давая человеку верное представление об истине.

Господь явил эту истину Церкви Христовой в учении святых апостолов, семи Вселенских Соборов и святоотеческих наставлениях.

Давайте в этом номере журнала вместе прикоснемся к необъятной теме символов в нашей Церкви и не будем позволять нашему человеческому воображению прибегать к произвольному символотворчеству.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.