Виды крестов

Автор: Грицевич Владимир (МинДС, 2 курс)

Во все времена крест был символом нашего спасения. На нем Господь принес Свою искупительную жертву за грехи всего человечества. Верующие всегда чтили то орудие, которым Господь спас нас от греха и смерти. Взирая на изображение креста, каждый христианин вспоминает и благодарит Христа за то, что Он открыл двери рая и теперь каждый может попасть туда.

Но в прошлом крест изображался по-разному. Да и сегодня мы можем встретить различное изображение креста: четырех-, шести-, семи-, восьмиконечные, равносторонние и многие другие. Такие различия в форме ничуть не умаляют креста, ведь жертва уже была принесена, и любое изображение креста освящено благодатью Духа.

C самых древних времен изображения креста помещали на гробницы, хлеб, применяли при росписи катакомб и т. д. Но было время, когда христиане использовали не сам крест, в привычном нам понимании, а заменяли его различными изображениями.

Среди них мы часто можем встретить изображение буквы «Т». Использование этой буквы не случайно, ведь в южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен Моисея «египетским» крестом и напоминающее букву «Т» в европейских языках.

Греческая буква «Т» встречается в надписи гробницы III века, открытой в катакомбах святого Каллиста в Риме. Также пример такого изображения находится на саркофаге III века. Согласно церковному Преданию, святой Антоний Великий носил на своих одеждах крест-«Т».

Вместо креста также часто изображали якорь. Основание использования якоря как символа мы находим в послании апостола Павла, где говорится, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду (т.е. Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий- «(Евр. 6:18-19).

Первоначально этот символ попался археологам на Солунской надписи III века, в Риме — в 230-м году, а в Галлии — в 474. В пещерах Претекстата были найдены плиты без всяких надписей, с одним изображением якоря.

Церковный корабль, образно говоря, по волнам бурной временной жизни доставляет всех желающих в тихую пристань жизни вечной. Поэтому «якорь», будучи крестообразным, сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова — Царство Небесное, хотя греки и римляне, тоже пользуясь этим знаком, усваивали ему значение «прочности» только дел земных.

С древних времен буква «X» греческого алфавита служила основанием для монограммных символов, но не только потому, что она скрыла имя Христа.

Древние писатели находят форму креста в букве X, который сейчас называется Андреевским. По преданию, именно на таком кресте был распят апостол Андрей.

В катакомбах чаще изображались монограммы, а не кресты, но мы можем встретить и там изображение четырехконечного креста. Этот образ креста особенно сделался важным для христиан с тех пор, как Бог показал императору Константину I на небе знамение такого креста. Об этом обстоятельно повествует житие святого Константина.

После святого Константина Великого крест, бывший у язычников орудием позорной казни, стал знамением победы — торжества христианства над язычеством и предметом самого глубокого почитания.

Вообще же такая форма креста наиболее часто употребляется в орнаментах для украшения храмов, икон, священнических облачений и иной церковной утвари.

Уже с начала прошлого тысячелетия встречается шестиконечный крест, который на Руси называли «патриаршим». Именно такая форма креста была изображена на печати наместника византийского императора в городе Корсуни. Этот же вид креста имел широкое распространение и на Западе под названием «лоренского».

На Руси крест преподобного Авраамия Ростовского XVIII века, отлитый по иконографическим образцам XI века, а также крест-мощевик святой Евфросинии Полоцкой (мастера Лазаря Богши) являются ярчайшими примерами шестиконечного креста. Также поклонный крест, устроенный в 1161 году Полоцкой княжной был шестиконечным.

Есть некоторые формы креста, которые более распространены на Западе, чем на Востоке, среди таковых — «папский» крест. Эта форма креста употреблялась в архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII-XV веках и поэтому получила название «папского креста.» Невзирая на это, святость орудия нашего искупления ничуть не умаляется, а отвечая на вопрос о том, как должно изображаться подножие креста ответим словами святителя Димитрия Ростовского, сказавшего: «Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обычай крестоделателей и крестописателей, как церкви непротиворечащий, не оспариваю, снисхожу».

Вопрос о причине начертания наклоненной нижней перекладины достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: «Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия». Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, весами его внутреннего состояния.

Восьмиконечие — наиболее соответствует исторически достоверной форме креста. Именно на нем был распят Христос. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным, потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте, и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе» — отмечал святой Дмитрий Ростовский. Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа.

Итак, четырехконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, именуется в Святом Евангелии «крестом Его», также, как и с табличкой, и подножием после распятия. На Руси крест этой формы употреблялся чаще других.

Изображение семиконечного креста встречается на иконах северного письма, например, псковской школы XV века: образ святой Параскевы Пятницы с житием, или образ святого Димитрия Солунского, или московской школы: «Распятие» работы Дионисия, датированное 1500 годом.

Изображение креста вместе с терновым венцом распространено среди многих народов, принявших христианство. Крест с терновым венцом, например, можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства, на иконе «Прославление Креста» XII-го века.

Венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: «венец правды», «венец славы», «венец жизни».

В Византии употреблялась форма так называемого «Греческого креста». Согласно преданию, такой же крест был привезен из Корсуни и установлен на берегу Днепра святым князем Владимиром, отчего и получил на Руси свое название Корсунский. Изображение подобного креста также сохранилось и на гробнице князя Ярослава Мудрого.

Часто, особенно в домонгольский период, этот вид креста венчал купола храмов. Сейчас их можно встретить преимущественно в Пскове.

Сегодня в каждом храме можно увидеть иконы с распятием Спасителя, или отдельно стоящие Распятия. Но таковые изображения появились не сразу. Одно из самых ранних изображений распятого Господа относится к V веку и находится оно в церкви святой Сабины в Риме.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Хри-ста.

С древнейших времен кресты-распятия как на Востоке, так и на Западе имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось как новшество на Западе во второй половине XIII века.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ό ών, означающие — «истинно Сущий».

Часто на изображении распятия Господа можно увидеть различные изображения, буквы и целые слова или словосочетания, каждые из них несут свою смысловую нагрузку и помогают нам легче понять смыл того, что изображено на иконе или распятии.

Так, с XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе, где и был распят Христос.

В связи с этим на Руси стали изображать около этого места буквы «М.Л.Р.Б.», которые расшифровываются как место лобное распят бысть, «Г.Г.» — гора Голгофа, «Г.А.» — глава Адамова; причем кости, лежащие перед головой, изображаются правая на левой, как при погребении или причащении.

Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» — Победитель; на титле или около нее может быть надпись «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий, но чаще «I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский (иногда может изображаться и первое, и второе); надписание же над титлой: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.

Такие кресты положено вышивать на облачении великой схимы. Изображение Голгофы также изображается на погребальном саване.

В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест. «Крест — хранитель всей вселенной.

Крест — красота Церкви, Крест царей держава, Крест — верным утверждение, Крест — ангелам слава, Крест — бесам язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Несмотря на все разнообразие форм креста, он по-прежнему остается изображением оружия нашего спасения, и как говорил святой Феодор Студит, «крест всякой формы есть истинный крест». Поэтому поклоняясь кресту, мы воздаем поклонение Тому, Кто пострадал на нем.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.