Аскетика в семье: продолжение

В продолжение своей проповеди для прихожан храма святого Пантелеимона Кипрской Православной Церкви игумен Ватопедского монастыря откроет простоту духовного совершенствования, доступную каждому в миру.

Исповедоваться нужно регулярно, и исповедоваться обязаны все члены семьи. С пяти лет следует уже водить ребенка к духовнику. С пяти лет дитя уже начинает все понимать и способно определить, где согрешает, а где нет. А как больно слышать, когда некоторые говорят: «Мы не ходим на исповедь, у нас есть свой психолог!» Видите, что это? Антропоцентризм.

Духовник – это тот, кто на нас низводит дары Святого Духа, нас исповедует, нас духовно питает. А как всё изменил мир своим антропоцентризмом! Психолог же практически всегда нас духовно запутывает, меняет курс нашей жизни по своему собственному усмотрению.

Конечно, не следует пренебрегать врачами, бывают случаи, когда нужна помощь и невролога, но, пожалуйста, не нужно отождествлять духовника с психологом! Некоторые еще и гордятся – у нас свой семейный психолог! Но как трагично, когда психолог – душевед – не верит в существование души (прим. пер. игра слов – ψυχή душа, ψυχολογία – наука о душе)! И называется психологом! А если еще он и безбожник, который не верит в бессмертие души?! И тоже называется психологом – душеведом!

Поэтому, дорогие братья и сестры, первым делом необходимо иметь всей семье общего духовника. Неправильно (старец Паисий обращал на это особое внимание), большое заблуждение, когда у мужа — свой духовник, а у жены — свой. Духовник обязательно должен быть общим, общий духовник хранит единство в семье. Бывает случаются какие-то разногласия между супругами, и серьезные разногласия! Тогда говорят: «Пойдем к духовнику, пусть нас успокоит». И когда приходят к духовнику, исповедуются, то с Божией помощью все разногласия уходят, исчезают все ссоры и недомолвки, а в семью приходит мир и единство.

Как мало сейчас в семьях настоящего единения! Это просто катастрофа! К сожалению, настоящее единение в семье сейчас редкость. Происходит это потому, что люди больше не воспринимают Таинство Брака как совместное общение во Христе. Многие воспринимают Брак как простое сожительство вместе, как совместное препровождение времени. Поэтому потом легко разводятся, бросают детей.

Знайте, только Сам Иисус Христос через духовника, хорошего или плохого, исправляет Своих чад. И все, кто близки к Богу, кто во всём «держится» Его, приводят к Богу и далеких от Него людей.

Таким образом, центром брака и семьи должен быть Христос. Именно во Христе Иисусе нам следует общаться, действовать и вести себя. В противном случае, браку не выжить! Это просто невозможно.

Идя за Христом, мы превратим свой дом в жилой храм! Это и будет истинное наше поклонение, истинная наша молитва. Кроме того, и дети наши, видя верный пример такого поклонения и такой молитвы, в будущем смогут ему следовать.

Приезжал недавно один парень к нам в монастырь Ватопед, он впервые пришёл на исповедь. Я видел, каких тысячекратных усилий стоила ему эта поездка. Его мама предварительно позвонила мне и сказала: «Геронда, пожалуйста, уделите ему внимание, вы моя последняя надежда». Я много уделил ему времени, вначале он сказал несколько слов, потом я увидел, что его захлестывают эмоции. «Я, — говорит, — большой негодяй. Я причинил много горя своей матери в жизни, хотя в глубине души всегда знал, что она праведница. И то, что сегодня я здесь, несомненно, результат её молитв. Я приехал сегодня сюда, потому что вчера поздно вечером видел, как она, стоя на коленях, молится обо мне и плачет. Только, пожалуйста, не говорите ей, что я её видел и слышал».

Видите, как горячая молитва и вера матери пробудила в её заблудившемся сыне чувство покаяния и привела на исповедь. Парень пришел в абсолютно иное внутреннее состояние. И всё благодаря молитве родителей.

Поэтому, братья и сестры, в трудный час скорби молитесь с любовью, на коленях припадайте к Богу, взывайте к Нему, настаивайте, стойте в молитве и будьте в ней тверды (см. Кол. 4:2)!

Сегодня в мире царит отчаяние, безнадежность, и как же это неправильно! В христианине нет отчаяния, нет безнадежности, в нем живет росток Святого Духа. Прибегайте к Богу, на коленях молите Его и не сомневайтесь, что хоть мы и крайне слабы, но Господь нам поможет! Святые отцы говорят, что скорее солнце не взойдет, чем Христос не придет к призывающим Его. Так будем изо всех сил, насколько нам возможно, прибегать к молитве, и увидим, что именно молитва принесёт нам решение всех наших проблем.

Недавно я был на Кипре и видел трагические последствия того периода, скажем так, не очень хорошего для Кипра. И когда разговаривали с местными жителями, они сказали, что мы духовно обескровлены. Прошу вас, братья и сестры, молитесь и знайте, что только наши собственные грехи вредят всей нашей нации хуже любого внешнего врага. А победить их можно только с помощью поста, силой молитвы, призывающей на нас милость Божию. Не думайте, что с этими врагами можно договориться. Настоящий христианин, верный Церкви, всегда будет иметь духовную чуткость и всегда будет душой болеть за свой народ. Будет болеть о том, чтобы центром жизни его народа стал Христос, и своей болью будет низводить на этот народ милость Божию.

И всё, что мы сегодня имеем на Кипре, дело рук не только турков или еще кого-то. Посмотрим на себя, как мы исполняем заповеди! Ведь всё дело в нашем исполнении заповедей!

Вот взять русских… Был на Святой Горе один подвижник, которого я познакомил со своим духовником. Он вспоминал времена, когда пришёл к власти Ленин и стали преследовать верующих. Христиане, чтобы спастись, бежали в церкви. Тогда коммунисты поджигали церкви, и люди сгорали заживо или умирали от удушья. Среди этих верующих был один мальчик, спортсмен, он залез по колонне в храме к окошку и остался жив. Это был храм 12-ти апостолов. Когда вырос, он приехал на Святую Гору и стал тем аскетом, о котором я вам упоминал. Он рассказывал, что видел 12 апостолов Христовых, которые возлагали мученические венцы душам, страдающим в их храме. А ему апостолы сказали, что то, что сейчас страдает Россия – это епитимия, это духовный закон. И епитимия эта будет продолжаться 70 лет.

И через 70 лет, братья и сестры, коммунизм в России рассыпался как карточный домик. За эти годы было восстановлено в России патриаршество, и теперь Русская Церковь свободна и имеет влияние на всю страну.

Таким образом, браться и сестры, чтобы не понести духовную епитимию, нам следует хранить заповеди. А аскетике в семье невозможно научиться, если не исполняются заповеди.

Сейчас заповедь Божия умаляется, и нам нужно быть готовыми, если спасение нашей Родины придет таким способом, о котором мы и подумать не можем. Не будем паниковать…

Но и мы, христиане, должны усердствовать во всем, что касается духовных вопросов. Мы должны стать людьми молитвы, людьми истинного поста, людьми аскезы, людьми подвига. Мы не должны быть подобными некоторым храмам, которые открываются на выходные, а остальные дни стоят закрытыми. Храм должен быть открыт каждый день, каждое утро в нем должна совершаться Утреня, каждый вечер – Вечерня – это время неприкосновенное, время молитвы. Если священник не может сам совершать это ежедневно, приходите вы и читайте Утреню, Вечерню, никто вам не запретит.

Когда службы совершаются постоянно, когда человек слышит колокола и крестится, тогда и совершается аскеза. Вспомните, что делал папа Николай Планас (один из наших недавно прославленных святых), чем он был известен? Он любил службы. А через некоторое время после его смерти весь мир православный, наши православные греки обрели его честные мощи. Землю с его могилы выбрали всю, столько помощи от него получали!

Поэтому помолитесь и за нас, монахов, представляющих Церковь Христову, чтобы нам научиться быть истинными. Потому что, сказать вам по правде, нашу Церковь, с ее человеческой стороны, не смогли уничтожить ни гонения Диоклетиана, ни Нерон, ни Траян, но Церковь терпит бедствие, когда ее представители, ее члены не подают личный пример, когда прекращается в ней миссионерство.

Как болит и горюет сердце, когда приезжают на Святую Гору паломники и говорят: «Плохие у вас монахи, не вдохновили нас». Тогда я отвечаю: «Вы ведь не отвергаете врачебные дисциплины из-за того, что существуют плохие врачи. Не отвергайте и святость Церкви Христовой, братья, из-за некоторых монахов, которые, будучи такими же, как и все мы, людьми, не могут вам подать личный пример святости».

Бог не может нам оставлять (т.е. прощать, прим. ред.) грехи без нашего участия. Однако Он всегда поставляет и «Своих» людей, верных Ему, и здесь, на Кипре, слава Богу, есть благочестивые клирики, приводящие к Богу множество душ.

Так и мы своих близких будем стараться вдохновить примером молитвы и покаяния. Часто некоторые паломники мне говорят: «Я хоть и исповедую грех, все равно буду в него впадать». Это неправильно. Не следует забывать, что в Таинстве исповеди нам даётся не только оставление грехов, но и способность побеждать грех. Дается сила для борьбы с грехом. Знайте, что многие люди после исповеди чувствуют, как сердце их наполнилось светом, ощущают состояние, о котором они и не подозревали. И в этом духовном состоянии они чувствуют, как бороться с грехом.

Семейным людям следует обратить внимание еще на одну вещь – паломничество в монастыри. Монастыри, братья и сестры, – это фундамент Церкви. Воинство Церкви! Монастыри – это оазисы, центры евангельского просвещения.

Расскажу вам один случай. Отец двух дочерей был благочестивейший человек, и девочки росли хорошие до поры до времени. Потом стали ходить на дискотеки, курить, начали скандалить дома, насмехаться, ругаться с матерью, унижать ее, бить… и отец приехал на Святую Гору. Я спросил его, почему он приехал сюда, а не поехал с ними в какой-нибудь монастырь? Он мне отвечает: «Что вы, геронда, как только зову их в монастырь, они меня проклинают! Обо всем духовном не может быть и речи — кричат, чтобы я помалкивал». Я ему говорю: «Меня пугают твои слова».

Конечно, мы усиленно молились. Я посоветовал ему связаться с игуменьей монастыря недалеко от них и попытаться как-то отвезти их в монастырь. И вот, проезжая мимо монастыря (а игуменья знала, что они приедут), отец предложил: «Не будем разговаривать с монахинями, не будем долго, только зайдем поклониться». Мало-помалу их убедил. Как только зашли, встретили игуменью. Эта благочестивейшая женщина тепло поприветствовала девушек, обняла их, не обращая внимания на их хихиканья, отвела во дворик, представила сестрам, подарила несколько маленьких подарков и говорит: «Сейчас у нас Вечерня, девочки, не пойдёте ли с нами на Вечерню?» Они ничего не ответили, ни да, ни нет, но пошли. Игуменья посадила их возле игуменского кресла и села рядом. Отец смотрел на это как на чудо, он уже забыл, когда в последний раз дочки были в церкви.

После службы игуменья спросила отца: «Сейчас у нас трапеза, не оставите ли девочек поужинать с нами?» Отец, конечно, согласился, но добавил: «Если хотят, пусть ужинают». И одна из них сказала другой: «Давай останемся». Матушка посадила девочек к себе за игуменский стол, поужинали, а когда уходили, отец заметил, что игуменья сама открыла дверь машины девочкам.

Потом мне рассказывал: «Геронда, два часа ехали в Афины и не вымолвили ни слова! Обычно 5 минут тишины не бывает, то рок музыку включают, то болтают по телефону, а тут два часа — ни слова! Когда приехали домой, сидели мы с женой на кухне, и пришли наши дочки и стали каяться перед нами. «Папа и мама, — говорили, — мы вам столько боли принесли. Просим у вас прощения и обещаем, что отныне вам не будет за нас стыдно».

Посмотрите, как одна поездка в монастырь изменила жизни двух человек. Как вы думаете, почему? Потому что в монастырях сугубая благодать Святого Духа, она превратила этих двух девушек-анархисток, дошедших до того, что поднимали руку на свою мать, в смиренных дочек. Это благодать до неузнаваемости их изменила.

Итак, монастыри как место аскезы, как место покаяния особенно привлекают благодать, подающую всяческие дары человеку. А монахи и монахини, имея Христа центром своей жизни, имеют и неоскудевающую радость Христову и делятся щедро этой радостью со всяким, кого встречают.

Что говорят отцы в древних патериках? Как-то спросили авву Пимена, как приобрести страх Божий? И что ответил этот известный подвижник? «Прилепись к человеку, боящемуся Бога, и так будешь иметь страх Божий». Это значит, нужно иметь постоянную духовную связь с человеком, имеющим страх Божий, боящимся Бога, так как истинный страх Божий привлекает внутрь человека благодать Святого Духа. А имея благодать Святого Духа, человек имеет в своём сердце и дары Святого Духа – вот кто такой человек, имеющий страх Божий. Рядом же с ним, как говорит авва Пимен, и ты научишься страху Божию, приобретёшь истинное благочестие.

Поэтому, братья и сестры, по возможности прибегайте к помощи монастырей, имейте духовную связь со святыми вашего прихода. Мне вот не очень нравится, когда кто-то бросает свой приход, ходит в другой, потому что там поют лучше. В вашем приходе есть святые, которые вас привели на это место, на место их особенного попечения. Конечно, нет ничего плохого, если человек любит посещать другие приходы и монастыри, но держитесь вашего прихода и святых вашего прихода, ваших покровителей небесных. Обращайтесь к ним, просите их заступления.

Я много знаю случаев, когда святые покровители какого-нибудь храма являлись его прихожанам и много чудес совершали. Ведь святые живы, братья и сестры! Это не просто абстрактная идея, не просто образ, святой – это конкретная личность, которая легко может нам помочь, может на нас низвести благословение Божие.

Итак, мы легко можем иметь духовное общение, духовную связь со святыми покровителями наших приходов, наших церквей, но, к сожалению, мы часто этого не делаем.

Много пользы приносит вкушение просфоры после Литургии. Просфорой нельзя пренебрегать. Расскажу вам один случай на тему просфор. Нам его рассказала одна женщина из Афин. Эта женщина переняла от мамы обычай каждую субботу выпекать самой просфоры и относить их в церковь. (В Греции любой может испечь просфоры или даже купить их в хлебном магазине и принести вместе со своими записками в храм, после Литургии освященные просфоры отдаются обратно тем, кто их принес. Прим. пер.) Муж её, как часто бывает, был против всего этого и только ругал священников.

Как-то в одну из суббот она как обычно испекла две просфоры, оставила их остывать и ушла на рынок за покупками. В ее отсутствие пришёл домой муж и, чтобы досадить жене, отломал по куску от каждой просфоры. Вернувшись, супруга увидела испорченные просфоры, заплакала и пошла в церковь без них.

А в воскресенье видит её муж сон. Видит он огромный луг, скамьи, на каждой скамье огромное количество людей. И видит, как проходят и перед каждым человеком кладут хлеб. Среди тысяч людей он узнал своего отца, который умер несколько лет назад. Отец стоит и смотрит, как вокруг него все остальные едят хлеб. Муж спрашивает:

— Папа, а ты почему ничего не ешь? — А что же мне есть, сынок, если ты вчера все съел? – отвечает ему отец. Потом супруг этот приезжал на Святую Гору, исповедовался и заказывал службу по отцу. Вот так добрые дела и вера жены исправили равнодушного мужа.

Видите, просфоры, поминание на них, приносят много пользы нашим усопшим, которые, естественно, не вещественного хотят хлеба, а поминания, наших молитв. Так что обязательно поминайте сами, заказывайте службы, если можете, пеките просфоры, потому что наше поминание – это всё, чего ждут наши усопшие.

Так, исполняя все вышесказанное насколько возможно, будем стараться жить аскетической жизнью, совершать и в нашем доме таинства. Зовите священника, пусть он и в вашем доме совершит водосвятный молебен. Хотя бы раз в два месяца совершайте дома водосвятный молебен. (В Греции каждый месяц 1-го числа после Литургии совершается водосвятный молебен с прибавлением прошений на благословение наступившего месяца. Прим. пер.). Раз в год соборуйтесь. К сожалению, здесь, на Кипре, много раз слышал, что Соборование надо совершать только перед смертью. Таинство Соборования, братья и сестры, совершается для всех нас! Церковь установила его специально для нашего духовного и телесного здоровья. И тот факт, что сейчас такое многообразие различных заболеваний, говорит нам, что мы забыли о Соборовании. Зовите священника домой и соборуйтесь всей семьей. И водосвятные молебны служите, и воду святую пейте по утрам натощак. Приучайте ваших деток, чтобы святая вода была первым, что они утром должны употребить. Она приносит столько пользы и душе и телу! И ещё мы должны обратить внимание на то, чтобы приобрести духовную связь со святым, имя которого мы носим. К сожалению, как только не коверкаются сегодня имена! Появилась новая причуда сейчас такая. Встретил как-то девушку, спрашиваю: — Как твое имя? — Меня зовут Анжи, – отвечает. — Как? – спрашиваю еще раз. — Ну, меня, геронда, зовут Ангелина, поэтому Анжи – Анжи мне больше нравится.

Ну, куда это годится? Какое имя нам дали, такое мы и носим! Еванфия – значит Еванфия. Зачем менять имя, чтобы только звучало на европейский манер? Родились мы греками, ими должны и остаться, а не полугреками какими-то.

Приобретайте духовную связь со святым, имя которого вы носите, прилепляйтесь к нему, празднуйте день его памяти в первую очередь посещением Божественной Литургии и причастием.

На Святой Горе, когда совершается постриг, имя меняется. И многие мне говорят:

— Геронда, когда сегодня причащался в первый раз с новым именем, получил какую-то особую благодать!

Потому что наши святые, если мы их чтим, нас стараются особенно порадовать, отблагодарить, как-то особенно помочь. Поэтому в день памяти вашего святого посещайте Литургию, причащайтесь, а потом зовите батюшку домой, чтобы отслужил вам водосвятный молебен и освятил ваш праздничный стол. Очень хорошо, когда ваш праздник разделят с вами близкие. Раньше всегда отмечали день ангела только, звали на трапезу священника, своего духовника, приходского духовника: это было обязательно. И получалось, что от праздника люди получали и телесное утешение, и духовную пользу.

Сегодня, к сожалению, в основном празднуют дни рождения. А на днях рождения дети что поют? Happy birthday to you, по-английски. Христиане не празднуют дни рождения. А когда настоящий день рождения христианина? Это день крещения, день, когда он крестился. А если я вас сейчас спрошу, когда вы крестились, вы и не вспомните. А ведь в день, когда человек крестится, становится христианином, он получает имя того святого, в честь которого его нарекают. И если в центр нашей жизни становятся святые, становится Сам Христос, мы живем жизнью христоцентричной, мы живем жизнью Христовой Церкви. А результатом такой жизни, не сомневайтесь, станет великий внутренний плод, который вызреет в нашем сердце. И тогда, братья и сестры, действительно будете чувствовать благодать Божию, будете чувствовать приобщение Христу, что Христос и есть Податель всяческих благ, и есть наш Утешитель, и есть наш истинный Мир, будете чувствовать, что вы истинные члены Церкви Христовой, которая есть Тело Христово. Тогда непременно будет радость в нашей жизни, тогда мы на самом деле станем верными учениками Христовыми.

Перевод Самуйловой Ирины.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.