Катакомбы — окно в мир веры: продолжение

Продолжаем наше путешествие с преподавателем семинарии по удивительному миру становления первых поколений христиан.

Первыми христианами использовались еще и другие символические изображения. Пальмовые ветви и лавр служили знаменем победы и торжества и обычно изображались на могилах мучеников. Лев был символом силы и могущества, орел — юности, змея — зла и, в частности, дьявола, оливковая ветвь — символом мира, лилия — чистоты. Дьявол и его служители изображались иногда в виде волка.

В катакомбах, кроме фресок символического содержания, находится довольно много иллюстраций событий библейской истории. Однако многие из этих изображений имеют еще и символический смысл. Так, например, с христианской точки зрения, вся история израильского народа была величественным прообразом того, что должно было совершиться во времена Нового Завета.

Библейское повествование о жертвоприношении Исаака Авраамом понималось уже древними христианами как прообраз жертвы Христовой за грехи всего мира. Поэтому неслучайно уже в раннехристианское время существовали достаточно многочисленные изображения этого важного события.

Уже в раннехристианское время была широко иллюстрирована история пророка Ионы. О прообразовательном значении этого события говорил Сам Иисус Христос: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Поэтому находящееся во многих катакомбах изображение пророка Ионы, изъятого из пасти кита, символизировало воскресение Христово и всеобщее воскресение.

Также часто встречается в катакомбах изображение пророка Даниила во рву львином. Даниил был прообразом воскресения Христова, ибо как он вышел из рва живой, так и Иисус Христос воскрес из гроба.

Часто в раннехристианское время на стенах катакомб изображались и три отрока в печи вавилонской. Святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин приравнивают историю трех отроков к истории христианской Церкви, сначала гонимой властями мира сего, а потом торжествующей и покорившей своих врагов.

Из встречающихся в катакомбах иллюстраций ветхозаветных событий к раннехристианскому времени можно отнести также изображение Адама и Евы, которое кроме указания на сотворение человека являлось и символом грехопадения.

В катакомбах святой Прискиллы находится древнейшее изображение Богоматери с Младенцем. Оно относится ко II веку.

Из изображений евангельских событий наиболее часто встречается «Поклонение волхвов». Известно более 12 изображений II-IV века.

К раннехристианскому времени относятся и первые изображения Крещения Иисуса Христа. В катакомбах есть также изображения, указывающие на крещение как на таинство.

В росписях катакомб уже в II-III веках начинают появляться иллюстрации чудес Иисуса Христа и рассказанных Им притч.

Так в катакомбах святого Претекстата имеется изображение исцеления кровоточивой и беседы Иисуса Христа с самарянкой. Изображалось в катакомбах также исцеление слепого и исцеление расслабленного в Капернауме, а также умножение хлебов. Древнейшие изображения последнего чуда находятся в катакомбах Домициллы и Гермеса и относятся к ІІІ веку.

Очень часто в катакомбах мы видим иллюстрации воскрешения Лазаря. Известно более 50 изображений, многие из которых относятся к раннехристианскому времени и датируются III веком. Лазарь обычно изображался в виде спеленатого человека, что отражало существовавшую тогда практику погребения.

В иллюстрациях евангельских событий, встречающихся в живописи катакомб, Иисус Христос изображался обычно в виде юноши, что соответствовало представлению того времени о вечно молодых богах. Однако встречается и изображение Христа в виде человека среднего возраста с бородой. Когда Христос изображался в качестве учителя, внешним знаком этого служил свиток в руке.

В ранних росписях катакомб отсутствуют изображения мучений или казни. Слово «мученик» также редко встречается в надписях. Такое положение связано с тем, что во времена преследований священные изображения должны были показывать верующим не жестокость, страдания или несправедливость жизни, а раскрывать цель христианской жизни — спасение души и единство со Христом.

Со времени Миланского эдикта (313 год), по которому христианство становилось религией разрешенной, начался новый период в истории катакомб. Можно выделить две основные тенденции: с одной стороны — беспрепятственная постройка новых катакомб, расширение старых, увеличение числа священных изображений в них, но с другой стороны — активная постройка надземных базилик, при которой часто разрушались верхние, наиболее древние этажи катакомб. Поэтому, хотя IV век можно назвать временем расцвета подземных кладбищ, однако уже тогда наметился и их упадок. Катакомбы постепенно утрачивают свое назначение. Папа Мелхиад (+314) был последним из римских епископов, похороненных в катакомбах. Его преемников хоронили уже в надземных базиликах. Примеру представителей клира стал следовать народ. Однако катакомбы становятся объектом массового паломничества: христиане в IV-V веках активно посещали могилы мучеников и отмечали дни их памяти. В 410 году Рим был взят Аларихом, при этом пострадали и катакомбы. С этого времени началось их постепенное запустение. Начался и активный перенос останков в церкви, что способствовало уменьшению интереса к катакомбам и их последующему забвению. К концу IX века катакомбы были практически совершенно забыты и заброшены, а повторное открытие состоялось только в 1578 году.

После легализации христианства в живописи катакомб заметно увеличивается количество используемых сюжетов библейской истории, постепенно исчезают чисто символические изображения. В это время среди фресок появляются изображения мучеников и святых. Некоторые изображения постепенно приобретают черты икон. Параллельно с развитием самой христианской иконографии все более точно формулируется и церковное учение об образе.

Святой Иоанн Златоуст (+407) говорит, что почитая икону, «творение оказывает почтение не земному, но небесному образу». Эту мысль высказывает и святой Василий Великий (+379), который пишет: «Честь изображения переходит к первообразу». Святитель подчеркивал также педагогическое значение священных изображений для катехуменов и неофитов, которым эти изображения могли сказать больше, чем книги. Такой взгляд на священные изображения как на «Библию для неграмотных» стал доминировать в последующем и на Западе. Особенно ярко эта мысль была высказана затем святителем Григорием Двоесловом (+604), папой Римским.

Вспыхнувшее в VIII веке иконоборчество завершает серию крупных христологических ересей первого периода истории Церкви. Каждая из них делала ущербным с той или иной стороны спасительность Боговоплощения. Иконоборчество же было наступлением на все домостроительство нашего спасения в целом. В основе почитания иконы Православной Церковью лежит догмат воплощения Второго Лица Святой Троицы, а отрицание иконы в глазах Церкви равносильно отрицанию самого Боговоплощения и, следовательно, исцеления, обожения падшей человеческой природы. Поэтому восстановление иконопочитания на VII Вселенском Соборе представляет собой не только победу над одной отдельной ересью, а победу Православия как такового. При этом, говоря об отношении к священным изображениям, отцы данного Собора особое внимание уделили терминологии: иконам подобает «почитание» и «почитательное поклонение», а собственно «поклонение» и «служение» приличествует только Самому Богу.

Итак, в первые века христианства священные изображения носили преимущественно символический характер. Символами служили не только отдельные предметы, но и целые исторические сцены, составляя в целом оригинальную догматическую систему. Являясь изначально «окном в мир веры», христианская иконография постепенно через стремление к идеалам духовного совершенства, молитвенной сосредоточенности и созерцания становится выражением внутреннего смысла образов – «окном в мир горний».

иерей Евгений Солонков, кандидат богословия, преподаватель МинДС.

 

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.