Первому ректору Минской духовной семинарии 220 лет

В июле 2017 года исполняется 220 лет со дня рождения первого Ректора Литовской духовной семинарии (нынешней Минской духовной семинарии) – Архиепископа Минского и Бобруйского Антония (Зубко).

Высокопреосвященный Антоний – это личность, биографию которого мало исследовали историки. Еще в конце XIX – начале XX века ученые говорили, что об архиепископе Антонии (Зубко) не появилось «обстоятельных биографических сведений».

А так как архиепископ Антоний много потрудился в деле воссоединения униатов с Православной Церковью, то его имя не должно быть забытым. По словам кандидата экономических наук Владимира Киселева, «наше время – это время возвращения незаслуженно забытых и отвергнутых имен…». И действительно, сейчас происходит возвращение имен тех людей, которые потрудились на ниве Православной Церкви.

Молитвенно вспоминается имя Владыки Антония в Брестской епархии, в которой он потрудился как епископ Брестский, викарий Литовской епархии, а также как настоятель Тороканского монастыря. В Минской епархии также его имя не забыто – он поминается за богослужением как архиерей, который возглавлял эту епархию с 1840 по 1848 годы; появилась также добрая традиция в стенах Минских духовных школ – чтения памяти митрополита Иосифа (Семашко) и всех его сподвижников, потрудившихся в деле воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью. В 2016 году прошли уже девятые по счету чтения.

Родился будущий поборник Православия на Белорусской земле в семье униатского священника 2 июля 1797 года в селе Белое Лепельского уезда Витебской губернии. Семья Зубко имела давнюю традицию священнического служения. Прадед Антония, которому он в детстве помогал в совершении богослужения в качестве министранта (помощник при совершении богослужения, прим. ред.), служил священником в Полоцком кафедральном соборе. Отец его был священник Григорий, а мать – Мария. Его брат Томаш все время стыдился своего происхождения и впоследствии перешел в католичество, чтобы избежать насмешек от римско-католического духовенства. Так об этом писал Антоний Зубко: «… белое духовенство подвергалось позору и унижению, чтобы принудить тем его детей к переходу в римский обряд. Иезуиты учили, что священнические дети суть незаконнорожденные, т.к. по каноническому праву священники должны быть безбрачны». Стоит также отметить, что дальним родственником будущего Владыки был Ян Барщевский, впоследствии ставший знаменитым писателем. Этот выдающийся польский поэт был не только родственником Владыки, но и сверстником, и соучеником его по Полоцкой иезуитской академии. Это известно еще потому, что в 1816 году Ян Барщевский пребывал в ее стенах. Об этом пишет в своих «Воспоминаниях» Антоний Зубко: «Один дальний мой родственник, сын священника Муроговской церкви, Иван Барщевский, воспитанник иезуитский, сделавшись после польским литератором и описывая свою жизнь и отношения свои к отцу, не одним словом не намекнул, что отец его был священником униатским, а назвал его шляхтичем из околицы Муроговской…». Вышесказанные слова Антония Зубко еще раз подтверждают, что практически все униатские дети стыдились, а может, даже и боялись сказать, что они выходцы из семьи униатского священника. Родной брат Антония, о котором говорится выше, тоже стыдился упоминать о своем происхождении из семьи греко-католического священника и все время желал (как он считал) вытянуть из этого позора своего брата Антония, говоря, что можно пойти служить на светском поприще, нежели духовном. Антоний же, наоборот, говорил своему брату: «…не нужно оставлять свое гнездо потому только, что оно гадко, а нужно, напротив, стараться очищать его». Родственником Антония Зубко был чиновник Полоцкой духовной консистории Пщелка Иван Иванович. Выяснилось также, что у Владыки Антония были внуки по линии его брата, т.к. сам Антоний не вступал в брак, а был целибатом. Впоследствии его внуки учились в Псковской военной гимназии, и их звали Владимир и А. (к сожалению, неизвестно его имя) Тиволовичи.

Когда Антонию исполнилось 10 лет, он поступил в Полоцкую униатскую семинарию. Эта семинария была устроена трудами митрополита Полоцкого Ираклия Лисовского и официала священника Иоанна Красовского. По открытии Полоцкой униатской семинарии было набрано 50 детей. Большинство из них были сиротами. Среди этих детей в 1809 году поступил и Антоний Зубко. По окончании семинарии, в которой нужно было учиться 6 лет, Антоний Зубко поступает в Полоцкую иезуитскую академию. Срок обучения в академии тогда составлял 2 года. В этой академии Антоний претерпел всевозможные неприятности, прямые и косвенные оскорбления и преследования со стороны католических студентов. По окончании Полоцкой иезуитской академии ему была присвоена ученая степень магистра философских наук. В 1818 году Антоний Зубко закончил академию и поступил в Главную католическую семинарию, которая за 20 лет до его поступления называлась Папский Алюмнат, а после была переименована в Главную семинарию при Виленском университете. Во время учебы здесь, в семинарии, он познакомился с будущим воссоединителем униатов Иосифом Семашко. По окончании учебы Антоний Зубко был направлен профессором философии в Полоцкую семинарию, на тот момент вышедшую из подчинения иезуитов, т.к. Полоцкая иезуитская академия была ликвидирована. В Полоцкой униатской семинарии Антоний был на кафедре богословско-философских наук профессором философии и преподавал логику, риторику, церковную и всеобщую историю, нравственное богословие. Чтобы как можно больше принести пользы для греко-униатской церкви, Зубко, 30 марта 1824 года, был рукоположен целибатом во священника к Полоцкому греко-униатскому кафедральному собору. Здесь возникает вопрос, почему Антоний Зубко не пошел по монашеской стези, если был таким ревнителем веры христианской? Ответ на этот вопрос можно найти в записанных им воспоминаниях: «Монашество униатское я считал враждебным общему делу униатов…». И в то же время отец Антоний был назначен членом Полоцкой униатской духовной консистории. В 1825 году был возведен в сан младшего соборного протоиерея и назначен в Петербург для присутствия в римско-католической коллегии по униатскому ее отделению. В 1827 году Антоний Зубко, с сохранением звания члена коллегии, был командирован из Петербурга в Жировцы для подготовки Семинарии к ее открытию. В Литовском Государственном Историческом Архиве сохранился фонд 572, в этом фонде есть хорошо сохранившиеся дела по истории открытия духовной школы. Также описаны первые шаги становления новой Литовской епархиальной семинарии в Жировицах, интерес данных дел состоит в том, что они до недавнего времени были мало изучены. Греко-Униатской Духовной Коллегией была выдана протоиерею Антонию Зубко как Ректору Литовской Семинарии особая инструкция. Эта инструкция включала 13 пунктов, которые необходимо было выполнить Антонию Зубко, когда он приступит к своим обязанностям в должности ректора.

1 октября 1828 года, после Литургии, в присутствии Гродненского Гражданского Губернатора, Маршала Слонимского Повета, Официала Литовской Консистории Тупальского, Литовского базильянского Провинциала Жарского была торжественно открыта Литовская греко-униатская епархиальная семинария. При Литовской семинарии также было открыто Низшее духовное училище. Началась нелегкая работа по устройству новосозданной семинарии. Все трудности по формированию профессорско-преподавательского состава лежали на плечах ректора протоиерея Антония Зубко и протоиерея Антония Тупальского. Преподавательский состав Семинарии и Низшего училища был утвержден официалом протоиереем (впоследствии протопресвитером) Антонием Тупальским. На 1828 — 1829 годы все преподаватели Семинарии и Училища имели ученые степени: доктора богословия, магистры, кандидаты как богословских, так и светских наук. Преподавательская корпорация была умело подобрана, и, как в воспоминаниях писал Антоний Зубко позже скажет: «Все они составляли как бы одно семейство». Инспектором новоучреждённой семинарии был утвержден доктор богословия, священник Михаил Голубович (впоследствии епископ Брестский, а после, архиепископ Минский и Бобруйский), а секретарем семинарского правления был назначен профессор, магистр богословия, протоиерей Ипполит (Фердинанд) Гомолицкий, впоследствии инспектор семинарии, а после, и ректор Литовской семинарии. Семинарская семья была связанна не только духовным родством, эта дружная семья была переплетена разными родственными связями.

Жировицам на тот момент отводилось большое значение, так как это был центр по подготовке священнических кадров, то есть здесь подготавливали людей, которые смогут продолжить дело «воссоеденителей». Жировицы того времени характеризует Антоний Зубко следующими словами: «Жировицы были оазисом в так называемых Литовских губерниях. У нас вырабатывался и созревал независимый взгляд на жизнь, на Русь и Польшу, на православие и римский католицизм и на нашу унию». Учебные пособия в новосозданной семинарии были взяты по примеру Виленской Главной семинарии и других духовных и светских училищ, которые сочли наиболее подходящими. 18 апреля 1832 года младший соборный протоиерей Антоний Зубко был возведен в сан старшего соборного протоиерея Жировицкого кафедрального собора.

По Высочайшему указу сената, от 11 декабря 1833 года, последовало распоряжение о том, что соборному протоиерею Антонию Зубко быть викарным епископом в Литовской епархии с наименованием «Епископ Брестский (Бржеский)». Будучи епископом, Антоний Зубко еще какое-то время оставался на посту ректора Литовской семинарии, а освобожден был Владыка Антоний от должности ректора семинарии в 1836 году. Когда Преосвященный Антоний был викарием у епископа Иосифа Семашко, то он сделался надежной опорой в подготовке воссоединения униатов с Православной Церковью. Сам великий воссоединитель униатов впоследствии писал о нем: «Никто не помог мне столь добросовестно по униатскому делу, как Преосвященный Антоний». Епископ Антоний, по благословению Литовского Епископа Иосифа, объезжал и осматривал многие униатские церкви и монастыри, а также беседуя с духовенством, заранее подготавливал их к воссоединению, которое в то время по словам Антония «виднелось в тумане отдаленного будущего». Так например, в августе 1837 года, Преосвященному Антонию была выдана Подорожная грамота для объезда Гродненской, Виленской и Минской губерний для освидетельствования некоторых церквей и монастырей, вследствие чего Владыке для осмотра епархии были выделены из губернского правления почтовые лошади. Преосвященный Антоний также исполнял обязанности настоятеля Тороканского униатского монастыря. На протяжении многих лет монастырь представлял собой место для ссылки непокорных священников. Впоследствии, будучи поставленным на Минскую кафедру, за владыкой сохранялась еще какое-то время должность настоятеля Тороканского монастыря.

12 февраля 1839 года преосвященный Антоний вместе с другими архипастырями и пастырями подписал на Полоцком Соборе Акт воссоединения униатов с Православной Церковью.

28 февраля 1840 года вышел указ Святейшего Синода, по которому Епископ Антоний назначался на Минскую самостоятельную кафедру с титулом «Епископ Минский и Бобруйский».

В период управления Преосвященным Антонием Минской епархией было достигнуто много высоких результатов. 1840-1848 годы – это период, который можно назвать одним из трудных в Минской епархии, так как Минская епархия была весьма ослаблена из-за происков католиков и базилиан, а уровень образования у воссоединенного духовенства был низок. В то время Минская епархия располагалась в границах Минской губернии и охватывала территорию, на которой находилось много церквей и учебных заведений, и за ними должен был осуществляться мудрый надзор и управление. Если привести в пример статистические данные, то можно увидеть, что до 1839 года в этой епархии было 270 церквей и 300 тысяч прихожан, но после назначения Преосвященного Антония на Минскую кафедру, число стало больше чем в два раза – 600 церквей и 640 тысяч прихожан.

В бытность епископа Антония на Минской кафедре был осуществлен перевод Епархиальной Духовной Семинарии из Слуцка в Минск, это событие состоялось 14 сентября 1840 года. 5 апреля 1841 года Владыка Антоний был возведен в сан Архиепископа.

Владыка Антоний по состоянию здоровья неоднократно просился у Святейшего Синода на покой. И только в 1848 году Синод удовлетворил его прошение. Поначалу Владыка проживал в своем загородном имении близ г. Минска, но в своей любимой пустыни он прожил не долго, так как последовал Указ о его проживании в Пажайском первоклассном монастыре. Есть также мнение по поводу его проживания в Жировицком монастыре: «в 1848 г. уволен по прошению на покой в Жировичский монастырь Гродненской губернии с пенсиею по 2000 руб.». По другим сведениям, он перебрался в Жировицы из Минска в 1862 году и пробыл в Свято-Успенском Жировицком монастыре три года.

2 июля 1865 года вышел указ Святейшего Синода о том, что Архиепископу Антонию, находясь на покое, проживать в Пожайском монастыре, который находится близ города Ковно, а загородное имение «Антонова пустынь» — возвратить Архиерейскому дому в Минске.

Последние годы, Владыка Антоний был сильно болен ревматизмом: «Уже несколько лет как больной, удрученный ревматизмом, стал с трудом ходить; пальцы на обеих руках, исключая первых двух правой руки, пригнуло к ладони…». Для лечения ослабленный архипастырь несколько раз ездил на лечебные воды в Друскининкай, а также в Италию. Осенью 1883 года здоровье Владыки значительно ухудшилось. Вследствие чего он практически не вставал с постели, а если и вставал, то только с помощью рядом находившихся людей. 15 февраля 1884 года Архиепископ Антоний скончался. Печальная весть быстро облетела многие губернии Российской Империи.

На нынешний момент остается большой загадкой точное место захоронения Антония Зубко, так как существует несколько версий по поводу его погребения. Более достоверная версия, что он покоится под Алтарем Пажайслисского монастыря, однако точно сказать все-таки нельзя, так как монастырь в годы советской власти был долгое время психиатрической больницей. Когда монастырь вернули Ордену Сестер Святого Казимира, было найдено много костей православных и католических монахов. Сейчас все останки собраны и находятся в общем гробе в подвале Пажайслисского монастыря.

Малеев Николай, бакалавр богословия

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.