Туризм по-христиански

Туризм, пожалуй, одна из самых богатых сфер человеческой жизни. Ежедневно на сайтах авиа-, железнодорожных, морских и прочих компаний заказываются тысячи, миллионы билетов в разные концы земного шара. В курортные сезоны туристические фирмы завалены заявками от огромного количества людей. Пляжи, тур-городки, лайнеры, лагеря наполнены путешественниками и отдыхающими.

Перед посещением тех или иных стран люди интересуются культурой и обычаями других народов, изучают их правила поведения и языки.

Обычный нецерковный человек, посещая различные культурно-религиозные сооружения и места во время своих туристических поездок, не часто задумывается о том, как себя вести и как относиться к тому, что в этих местах может происходить. Но христиане должны обращать на это внимание, чтобы под предлогом культурной традиции «случайно» не оказаться отрекшимися от Христа.

док, не часто задумывается о том, как себя вести и как относиться к тому, что в этих местах может происходить. Но христиане должны обращать на это внимание, чтобы под предлогом культурной традиции «случайно» не оказаться отрекшимися от Христа.

В отношении православия все остальные верования делятся на инославие (другие христианские ветки), иноверие (религии, не исповедующие Святую Троицу, или в которых вовсе верят в других богов, что можно назвать уже язычеством). В отношении православных стран всё очень просто, поэтому на них останавливаться не будем.

Итак, мы с вами приехали в Европу, главенствующая религия которой – католицизм. Вроде бы верим в одного Бога, имеем общего Главу – Христа – и общую историю (в начале своего существования).

Но, несмотря на это, многое у нас различается, и это пугает. Попадая в Европу, мы поражаемся обилием и красотой её соборов. Огромные пики, уходящие высоко в небо, покрытые причудливыми фигурами и каменной резьбой; торжественно украшенные алтари, открытые для просмотра каждому; величественные органы на хорах заслуживают особого изумления.

Но можно ли нам зайти в костёл? Как должен вести себя православный человек? Хочется отметить, что между Православной и Католической церквями существует общение только в форме диалога – у нас нет Евхаристического единства, то есть мы не можем причащаться у католиков.

Но стоит заметить, что Православная Церковь признаёт таинства Католической Церкви (и наоборот). Для сглаживания возможного недопонимания следует сказать, что все анафемы, возложенные некогда Константинополем и Римом друг на друга, были сняты 7 декабря 1965 года, поэтому привести в аргумент 10 апостольское правило («Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен») не получится.

Но здесь же надо разобраться ещё в одном моменте – взаимное причащение Святых Тела и Крови Христовой. Святые отцы точно и неотступно указывают на невозможность причащения латинян у православных, и тем более наоборот. «Мы не примем вас (латинян) в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от Сына» (святитель Григорий Палама). «Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую…» (преподобный Максим Грек).

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что не только еретики, но и имеющие с ними общение, являются врагами Божиими: «Причастие от еретика отвращает от Бога и предает диаволу», «Хлеб еретический не есть тело Христово», «Какая разница между светом и тьмою, такая же и между православным и еретическим причастием. Православное просвещает, еретическое помрачает; одно соединяет со Христом, другое — с диаволом; одно оживляет душу, а другое убивает», «Причастие из еретических рук есть яд, а не обыкновенный хлеб».

Несмотря на такую нашу строгую позицию в конце 1969 г. Синод Русской Церкви издал постановление о возможности причащения католиков и старообрядцев в Православной Церкви в случае особой необходимости.

Причиной этого Синод указывал любовь к ближнему, а также тот факт, что Православная и Римско-католическая Церкви имеют одинаковое учение о Святых Таинствах и взаимно признают действенность Таинств, совершаемых в них. Тогда, во время существования СССР, у старообрядцев и католиков не всегда была возможность причаститься из-за отсутствия священнослужителя их Церкви.

Через 17 лет после решения о причащении католиков и старообрядцев у православных, в 1986 году, русский Синод приостановил его действие, так как «практика эта не получила развития». Кто-то такие решения Синода может осудить. Но в ответ на все протесты высказывается митрополит Иларион (Алфеев): «У нас (с католиками) фактически существует взаимное признание Таинств. У нас нет общения в Таинствах, но мы признаем Таинства… Если католический священник обратится в православие, мы его принимаем как священника, мы не рукополагаем его заново. А это значит, что де факто мы признаем Таинства Католической Церкви». В отношении причастия — «бывают исключительные случаи, когда, например, умирает католик где-то в городе, где нет вообще поблизости католического священника. Он приглашает православного священника. Вот в таком случае, я думаю, православный священник должен прийти и дать причастие этому человеку».

Но здесь следует отметить, что в названном решении Синода ничего не говорилось о причащении православных у католиков, поэтому причащение православного христианина в костёле невозможно ни при каких обстоятельствах.

В отношении протестантов всё намного проще. Протестанты не только отошли от истинной православной веры, но откололись и от запутавшейся в своих учениях Католической Церкви. А, как говорилось выше, апостольские правила строго запрещают даже молиться с еретиками.

Итак, с Европой справились, отправляемся на Святую Землю и на Ближний Восток в целом. Там мы встречаемся с представителями иудейства и ислама. Это люди уже совершенно другие, с иной религией, с иными взглядами на жизнь.

Мечети и синагоги – это далеко не православные храмы и католические костёлы. Как поступать в этом случае?

Начнем с иудеев и опять обратимся к Правилам Святых Апостолов. Правило 65 гласит: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного».

Всё, ответ однозначен с первого взгляда. Но, с другой стороны, можно увидеть, что в постановлениях указывается поводом лишь молитва, но никто не говорит о том, что нельзя зайти просто посмотреть на культуру Востока.

Поэтому можно выбрать золотую середину. Среди различных мечетей и синагог есть не только молитвенные дома, но и музеи, которые можно посетить каждому и ознакомиться с культурой и религией других народов, не участвуя в их молитвах. Тем же, кто молится, постится и участвует в праздниках иудеев и прочих, предписывается отлучение. Правило 70 говорит ясно об этом: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Итак, ответ найден и на этот нелёгкий вопрос.

Переходим к мусульманам. Самой распространённой фразой приветствием у мусульман является фраза «Аллах Акбар». Зачастую она вызывает массу отрицательных эмоций у христиан наших регионов. Но если поразмыслить, то можно увидеть, что ничего страшного в этих словах нет.

Слово «Аллах» переводится на русский язык, как «Бог». Данное слово берёт корни от слова Элоах, употребляющееся в Библии и также переводящееся на наш язык, как Бог. Сама же фраза «Аллах Акбар» означает «Бог Великий». С этим утверждением сложно поспорить.

В доказательство того, что имя Аллах используется даже в Православной Церкви можно привести слова Архиепископа Иерусалимской Православной Церкви арабского происхождения Феодосия (род. в 1965 году): «Бог по-арабски – Аллах, христианин ты или мусульманин. Мы, христиане, тоже говорим «Аллаху Акбар!». Это выражение нашего понимания того, что Создатель велик. И мы против, чтобы эта идиома в умах была связана с террором или преступлением. Мы отказываемся связывать эти слова с резней и убийством.

Аллах для нас – не присущий исламу термин, это арабское слово, которое используется в арабском языке, указывает на Создателя, который сотворил этот мир, в котором мы живем. Поэтому, когда мы говорим об Аллахе, в наших молитвах мы имеем ввиду Создателя всего этого мира. И в наших молитвах, и в наших мольбах, и в религиозных церемониях нашей Православной Церкви мы употребляем именно это слово: пусть славится Аллах, да восславится Аллах во все времена. Мы, арабские христиане, употребляем слово Аллах в нашем арабском языке как обозначение и обращение к Создателю, которому мы молимся». Ответ на вопрос, думаю, ясен.

Итак, теперь мы с вами отправляемся на Тибет, к буддистам, даосистам, индусам и т.д. По сути дела, все вышеперечисленные религии в точном смысле таковыми не являются. Это философские течения. Но зачастую они полностью отвергают догматическую базу Христианской Церкви.

Еще апостол Павел говорил: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы, занимающиеся ими» (Евр.13:9). Из этого понятно, что человеку не стоит увлекаться этими учениями и, тем более, участвовать в их богослужениях.

Об этом также чётко говорит 71 Апостольское Правило: «Аще который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздники или возжет свещу: да будет отлучен от общения церковного».

Нечто похожее указывает 9 правило Поместного Лаодикийского Собора: «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемые у них мученические места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенным церковного общения на некое время. Кающихся же и исповедающих, яко согрешили, приимати в общение».

Но опять же никто не говорит, что нельзя заходить в эти храмы, кладбища, чтобы просто посмотреть на их устройства, украшения. Поэтому следует следить за своими мыслями, чтобы они не блуждали там, куда порой могут зайти наши ноги, и взглянуть глаза.

В завершении упомянем об одной особо интересной достопримечательности Казани — Вселенский Храм всех религий. Думаете, что там одновременно могут помолиться представители разных вероисповеданий? Нет, это не так.

В завершении упомянем об одной особо интересной достопримечательности Казани — Вселенский Храм всех религий. Думаете, что там одновременно могут помолиться представители разных вероисповеданий? Нет, это не так.

Итак, подведём итог. Посещая многие страны, мы порой сталкиваемся с религиозными сооружениями тех или иных народов. Часто возникает желание туда зайти, но не знаешь, как это соотносится с нашей христианской верой: станешь ли ты отступником или в этом ничего нет особенного.

Надеюсь, что данная статья поможет каждому разобраться в этом вопросе и правильно спланировать свой отпуск. Хорошего лета…

Павел Лупиш (МинДС, 2 курс)

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.