Здоровье

Сегодня вопрос о здоровье актуален для всего общества. И неслучайно в программах, посвященных решению проблем здоровья, звучат голоса не только медиков – профессионалов, но и служителей Церкви.

Безусловно, общественные организации, власть, медики находятся вне зоны ответственности за личное здоровье каждого человека. Его, скорее всего, определяет культура отношения самого человека к собственному здоровью. А вот попытки любой ценой сохранить молодость и внешнюю красоту, культ тела далеки от христианского понимания и отношения к телесности.

Ведь христианское отношение к здоровью не предполагает постановку его на первое место как самоцель. Прежде всего дух и душа. Однако важно понимать и помнить, что тело в христианстве никогда не подвергалось уничижению, никогда не считалось темницей души. Наоборот, оно зовется храмом живущего в людях Святого Духа и является важной составляющей человеческой природы, созданной Богом (1 Кор. 6:19).

Несколько тысячелетий назад забота о здоровье и профилактика заболеваний не были свойственны аграрным культурам, но стали присущи более поздним цивилизациям городского типа. Указания о специальных гимнастических упражнениях встречаются в древнегреческих и древнеримских трактатах, письменах египетского и вавилонского происхождения. Разграничение материи и духа до степени полной противоположности и противоборства в христианско-православном учении никогда не встречалось. И дух и материя созданы единым Богом и представляют собой неразрывное единство, в котором потребности духовной и материальной природы строго неразделимы.

Господь нигде не осуждает плоть, но везде обвиняет «развращенную волю» (святитель Иоанн Златоуст). «Посему прославляйте Бога и в телах ваших и душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20).

«Здоровье – дар Божий», – говорил преподобный Серафим Саровский и советовал хранить этот дар.

Святитель Нектарий Эгинский писал одной монахине: «Болезнь препятствует духовному росту для тех, кто не достиг совершенства. Здоровье вам нужно для духовного делания. Тот, кто несовершенен и кто выходит на брань, будет сражен, знайте это, если не будет здоровым, ибо ему будет недоставать той моральной силы, которая укрепляет совершенных. Для несовершенных здоровье — это колесница, несущая бойца к победному завершению сражения. Вот почему я советую вам быть рассудительными, знать меру во всем и избегать чрезмерностей. Строгости идут рука об руку с мерой добродетели… Будучи в добром здравии, вы сможете духовно расти, в противном случае ваши усилия окажутся тщетными. Вы должны соизмерять строгость постов со своим здоровьем, дабы не оказаться вынужденными уходить из затвора в города в поисках исцеления от телесных недугов».

Сохранение здоровья требует простого разумного отношения, здравого смысла, отсутствия невежества и определенной осведомленности. Где преобладает чувственность и ее спутники: невежество, леность, сластолюбие, распутство, слабодушие, там пропадает здоровье, сокращается жизнь, утрачивается способность послужить ближнему и собственному спасению.

Состояние тела для огромного большинства людей в сильной степени влияет и на состояние души человека, когда телесные болезни обычно сопровождаются печалью и унынием.

«Надо духу давать духовное, а телу – телесное, потребное для поддержания временной жизни», – предупреждал преподобный Серафим Саровский. Преподобные старцы Варсонофий Великий и Иоанн Пророк поясняли: «Если мы заботимся о животных, которые служат нашим потребностям, тем более должны заботиться о теле, как об орудии души. Когда орудие притупится, то это затрудняет скульптора, хотя бы он был и талантлив».

Вместе с тем, растущие потребности тела, всякого рода излишества оживляют и растят страсти, расстраивая здоровье, и «если человек не умрет для плоти, живя духом, он не может воскреснуть душой» (преподобный Варсонофий Великий).

В христианских трактатах нет прямого указания, как христианин должен относиться к своему здоровью. Библия дает ответ на самый важный вопрос: как человеку выстроить отношения с Богом. Когда мы стараемся исполнять Его заповеди, то постепенно все в нашей жизни выстраивается в иерархию, где всему есть свое место.

Противоречие массовой культуры, которая призывает человека быть здоровым, с христианским отношением к здоровью возникает только на уровне целей: для себя любимого или для служения ближнему? Здоровье необходимо человеку для того, чтобы ответственно и добросовестно работать, иметь детей, семью…

Здоровье – это благо, и оно, с одной стороны, зависит от внутреннего духовно-душевного состояния, а с другой стороны, от воли Божией и Его промысла о каждом конкретном человеке.

Понимание того, что здоровье не собственность, а средство, может стать побудительным мотивом обязательно заботится о нем. Без здоровья невозможно осуществлять дело своей жизни, выполнять свое «послушание» и отдавать себя тем, которые нуждаются в любви, помощи, заботе. Если человек поймет смысл жизни и смерти, для чего быть здоровым и для чего жить на этой земле, то появится желание к приобретению, сохранению и поддержанию здоровья.

Проповедуемый Православием «царский путь» в вопросах, касающихся здоровья – духовно-сосредоточенный, рассудительный здоровый образ жизни без крайностей. «Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным» (преподобный Исаак Сирин).

Культура питания, регулярные физические нагрузки, культура здорового сна и отдыха, правильное распределение своего времени предпочтительнее полного пренебрежения или сверхзаботы и сверхтрудов о своем здоровье.

Забота о здоровье отличается от культа тела так же, как пост от диеты. Самое главное здесь – какие цели ставятся, и какими чувствами и мыслями они сопровождаются. Если расчет только на свои усилия по сохранению здоровья, и если оно необходимо исключительно для достижения внешних благ и удовольствий, то это не есть разумная забота о здоровье и рачительное отношение к своей жизни в христианском понимании.

Кармалькова Е.А.,кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии детского возраста БГМУ, Кармалькова И.С.,ассистент 1-ой кафедры терапевтической стоматологии БГМУ.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.